Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр в детском саду.
методическая разработка (старшая группа)

Казюлина Елена Николаевна

Данный материал рекомендован для организации сюжетно- ролевых игр в дошкольных учреждениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Первомайский детский сад» Первомайского района                   Тамбовской обл.

                                                             Выполнила Казюлина Елена Николаевна

Методические рекомендации по организации                                               сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении.

            Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее развитие детей в игре. Необходимо поощрять и развивать инициативу детей в  выборе игры, развития ее замысла, в подборе материалов, самостоятельной организации игры.

          Ролевая игра  - это, с одной стороны, самостоятельная деятельность ребенка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой – это деятельность, общая со  взрослыми, та же какую осуществляют взрослые. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребенком действиях взрослых с предметами и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребенка к общей жизни со взрослыми, поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением этой жизни.  

         Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры детей разных возрастов. Игровое действие, которых заключается в изображении жизненных ситуаций, в исполнении ролей взрослых или животных.  Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. 

        Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.   Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей  

        Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.  Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).  Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

         В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные отношения, т.е. договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п. В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, врача и пациента, продавца и покупателя и т. д.).

          Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что дети начинают  действовать в мысленной ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.  Самым распространенным мотивом  сюжетно-ролевой игры является стремление ребенка подражать жизни взрослых.

         Основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. В игре дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.  Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. 

         Уже к 3-м  годам у детей необходимо сформировать умение осуществлять разнообразные игровые действия. Большинство детей, к этому возрасту, осваивают предметно- игровое действие и применение предметов- заместителей. Даже самые маленькие достаточно быстро усваивают, что палочка может быть ложкой, стул - машиной и т.д.  Освоение  условно – игровых действий  также не вызывает трудностей: практически все дети умеют «понарошку» делать укол, кормить куклу и др.

       По мере того, как ребенок постепенно овладевает умением употреблять предметы, а также в связи с предъявляемыми к нему требованиями все большей самостоятельности,  развивается самостоятельная деятельность. Именно в этом  возрасте ребенок по отношению к себе  начинает употреблять личное местоимение «я». Дети совершают игровые действия и говорят: «Я водитель, я еду в гараж; Я – мама». В играх принимают участие только желающие, если кто- то из детей не хочет играть, его нельзя принуждать. Играть необходимо только с теми,  кто хочет.

        В раннем возрасте игра зависит от выдумки воспитателя, она должна быть увлекательной для детей и непродолжительной, не более 5-7 минут.  Ее проведение не требует особых усилий, нет необходимости в дополнительной подготовке.

Примеры игр для детей 3 лет:

1. Девочка имитирует  мытье посуды.                                                                                        2 .Девочка наряжает куклу.                                                                                                                              3. Мальчик крутит руль.                                                                                                                  4. девочка в халате врача играет с куклой.     И другие

         Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать ролевые действия, направленные на партнера – игрушку, использовать парное ролевое взаимодействие, диалог с партнером – сверстником. В этом возрасте дети проявляют живой интерес к младенцам, поэтому игры имеют уже более сложный сюжет. Например, игра «семья; приход гостей; день рождения малыша и др. »

      Воспитатель может направить игру по нужному руслу, предложив сюжет для игры, дети охотно принимают эти правила. Возможность проявить заботу способствует вовлечение в эти игры не только девочек, но и мальчиков, сближает детей, развивает их взаимопонимание, готовность исполнять свои роли в соответствии с замыслом.

       Задача воспитателя при работе с детьми этого возраста – построить игру таким образом, чтобы ее основным моментом стало ролевое поведение.

         Дети 5-ти летнего возраста переходят к более сложному ролевому поведению в игре и задача воспитателя состоит в формировании умения изменять свое поведение в соответствии с различными ролями партнеров, умении менять игровую роль.

       Темой многих игр является жизнь детей в детском саду. Играя в «детский сад» , дети, подражая воспитателю, проводят игры, гимнастику,  прогулку ,питание детей, другие занятия. Немаловажную роль в этом процессе занимает ознакомление с трудом няни, повара, дворника и т.д.   Это обогащает игры, наполняет их интересным содержанием, способствует формированию разносторонних игровых сюжетов. При этом важно, чтобы ребенок не только наблюдал труд взрослых, но и принимал в нем посильное участие. В процессе совместного труда дети приобретают умения и навыки, которые в дальнейшем будут закреплены в игре.

        Производственную деятельность людей, дети этого возраста, отражают в таких играх, как:  «транспорт, машины». Развитию таких игр способствует уточнение, углубление и обогащение представлений детей о машинах. Стоит рассказать о назначении специальных машин « Скорая помощь»,  « Пожарная», « Автобус» и др. Играя в такие игры  дети постепенно подходят к тому, что нужно соблюдать соответствующие правила дорожного движения.

        Сюжетно-ролевые игры способствуют решению таких важных задач, как обучение детей изготовлению игрушек для игры, формирование умения и готовности оказывать друг другу посильную помощь. Эти умения залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

         В старшей и подготовительной группах сюжетная игра переходит на новый уровень. Одна из линий развития сюжета является игра-фантазирование. В такой игре нет предварительного планирования и точного следования плану. Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение более сложным способом построения игры - сложением сюжета. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий; обозначать, какое событие он хотел бы обыграть; прислушиваться к мнению партнеров;  умение комбинировать предложенные   события в общем сюжете в процессе игры.

       Совместную игру с детьми следует начинать уже с известного сюжета, а в ходе игры подвести к тому, чтобы придумать всем вместе новый сюжет. Наиболее удачно для этого подходят сказки. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. Для организации игры надо,  прежде всего , научить детей слушать друг друга, чтобы ребенок мог передать общий смысл событий происходящих в сказке.

           Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми.
          Педагогический процесс в  детском саду включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого и самостоятельную свободную деятельность детей.
          Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
        Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.  В игре ребёнок испытывает внутренне ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
          Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
          Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

        Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий с
предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как
последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности
ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более
разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем
больше у него свободы в самореализации. 

       Конечно же, есть дети, которые плохо и мало играют в ролевые игры. Возможно это из-за неправильного воспитания в раннем детстве, они не умеют самостоятельно действовать и при малейшем затруднении продолжают прибегать к помощи взрослых. У таких детей сохранились отношения, характерные для раннего детства, деятельность, совместная со  взрослыми.

       Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).

      Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже  владеют ею— «умеют  играть».   

         У современных  дошкольников мало шансов  приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок.      Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.

        Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно  важно успешно  вовлекать детей в мир игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а старшего партнера. Такая позиция – гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через ознакомления с окружающим, приготовлением специальных игрушек, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям.
         Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы  такие пояснения ребёнок,  по собственной инициативе,  обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.
           Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам  - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

          Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

          В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две составляющие: совместную игру воспитателя с детьми,  в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её реализации  и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.

         Игра охватывает все стороны развития детей. Однако, это не значит, что она оказывает одинаковое влияние на все стороны развития ребенка. Рассмотрим  подробнее.

Эмоциональное развитие.
   Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, и даже болезненные воспоминания, с которыми они пытаются справиться. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира.
      Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют.
Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами.
         В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.
Интеллектуальное развитие.
Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.
      В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.
Развитие математических представлений.
     В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей.  Дети  учатся  классифицировать предметы,  использовать понятия типа:  «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».
Развитие научных понятий.
      Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.
Подготовка к чтению.
      Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

         Основной целью образовательной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития

·         Обеспечение   психологического   благополучия   и   здоровья детей;
·         Развитие познавательных способностей;
·         Развитие творческого воображения;
·         Развитие творческого мышления.
        Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

        Сюжетно-ролевые игры возникают и развиваются потому, что ребенок развивается как член общества, хотя еще маленький, неравноправный, но все  же член общества. Возникая в силу изменения отношений между ребенком и взрослым, игра является формой связи с разнообразными видами деятельности и общественной жизни людей.
Лишить ребенка возможности играть – это значит лишить его возможности жить в сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.

        Ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей, формированию личности ребенка.  Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом руководить ею. У детей должно возникать желание принять участие в игре. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок участвовал в самых различных ролях, находился в разнообразных отношениях с другими детьми. При этом стараться, чтобы  при  исполнении этих ролей дети получали удовлетворение.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Игра- важный этап в жизни ребёнка. Данные методические рекомендации помогут правильно организовать игру дошкольников в соответствии с возрастом....

Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевых игр в детском саду.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означа­ет, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное ...

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении...

Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении...

Методические рекомендации к организации сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы «Экскурсия в краеведческий музей»

Формирование у детей дошкольного возраста игровых навыков на основе сюжетно-ролевой игры....

Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении.

Данный материал позволит педагогу правильно организовать сюжетно-ролевые игры с дошкольниками...

Консультация для воспитателей на тему "Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ"

Консультация для воспитателей на тему "Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ"...