Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми в обучении игре на музыкальных инструментах».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Панькова Елена Александровна

Консультация для педагогов

«Индивидуальные занятия с детьми в обучении игре на музыкальных инструментах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov.docx16.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Индивидуальные занятия с детьми в обучении игре на музыкальных инструментах».

                                                              Музыкальный руководитель:

                                                                            Панькова Е.А.

При обучении детей игре на музыкальных инструментах особое внимание уделяем индивидуальной работе, которую проводим на музыкальных занятиях или вне их. Индивидуальные занятия дают хорошие результаты, если работа ведется систематически и по плану.

Главная цель занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, чувства ритма, памяти, умения сравнивать и различать звуки.

Используем различные игрушки, загадки, картинки, стихи, музыкально-дидактические игры, фланелеграф. Это повышает активность детей, вызывает желание играть.

Занятия проводим по 5–7 минут в любое удобное время.

Индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальных инструментах начинаем со средней группы. Используем программные попевки, песни. Больше внимания уделяем малоактивным, застенчивым ребятам. Немало времени отводим для работы с активными, способными детьми, с которыми готовим выступления для утренников и развлечений. Эти дети становятся организаторами концертов, музыкально-дидактических игр, помогают другим осваивать игру на инструменте в музыкальном уголке.

Продолжаем обучение игре на металлофоне, начатое во время музыкальных занятий. Вспоминаем правила пользования инструментом, обращаем внимание на правильную осанку, объясняем расположение низких и высоких звуков на металлофоне, отрабатываем приемы звукоизвлечения, вспоминаем как правильно держать молоточек в руке, опускать его на пластинку.

Перед обучением игре на металлофоне вспоминаем знакомую попевку, музыкальный руководитель исполняет ее на металлофоне. Ребенок исполняет мелодию по музыкальным фразам. При затруднении музыкальный руководитель повторяет попевку, предлагает передать ритмический рисунок на палочках, бубне, хлопками, музыкальным молоточком. Обращаемся к фланелеграфу. Начинаем игру на металлофоне.

Необходимо следить, чтобы ребенок не зажимал сильно молоточек, не задерживал его на пластинке после удара.

В старшей группе учим детей играть в ансамбле. Усвоив музыкальное произведение, ребенок исполняет его с музыкальным руководителем на двух металлофонах, при этом слушает внимательно металлофон, на котором играет руководитель.

В подготовительной группе дети играют ансамблем и в оркестре. Многие ребята слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются.

На индивидуальных занятиях проводим обучение игре на маракасах, румбе, трещотках, треугольнике, погремушках, колотушках. Развиваем внимание детей, умение слушать аккомпанемент на фортепиано. Весь оркестр прислушивается к ритму ударных, поэтому ошибаться играющим на этих инструментах нельзя.

Румба, погремушки, маракасы находятся в каждой руке ребенка. Играя ими, ребенок передает ритмический рисунок произведения. Во время индивидуальных занятий учим детей одновременно начинать игру и играть в ансамбле согласованно.

Игре на ложках учим на музыкальных занятиях, индивидуально занимаемся с теми, кто не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент. С ребятами, хорошо владеющими ложками, разучиваем новые движения для сольного исполнения в ансамбле. Они могут сами придумать движения, соответствующие ритму произведения.

Учим детей правильно держать перед собой треугольник в левой руке, напоминаем, что ударять палочкой нужно спокойно, мягким прикосновением по середине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим, если он продолжается долго, необходимо прижать треугольник рукой – звук прекратится. Ребята прислушиваются к музыкальному сопровождению, запоминают, где им следует играть, сколько выполнять ударов.

Индивидуально каждого ребенка обучаем играть на трещотках. Если трещотка состоит из деревянных пластин, учим правильно встряхивать ими, чтобы пластинки, ударяясь друг о друга, правильно передавали ритмический рисунок.

На другом виде трещоток следует играть деревянным молоточком или палочкой, выполняя движения сверху вниз. Ребята учатся одновременно начинать и заканчивать игру, играть ровно, соблюдать ритм мелодии.

Индивидуально учим детей правильно играть на колокольчиках.

При обучении игре на тарелках учим держать тарелки за ремни и ударять скользящим движением одной о другую. Если нужно, чтобы звук сразу прекратился – прикладываем к коленям. Подвесив тарелки, по ним можно ударять палочкой, покрыв ее конец несколькими слоями мягкой материи. В таком случае звук получается нежный, мягкий.

Со второй младшей группы дети играют на бубне. Тогда же их можно приглашать на индивидуальные занятия. Различные по характеру звуки бубен издает в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. При обучении игре на бубне развиваем ритмический слух.

Во время обучения игре на кастаньетах обращаем внимание детей на их громкое звучание. Учим правильно брать в правую руку и слегка ударять «лепестками» о ладонь левой. В таком случае звук приглушается, ритмический рисунок слышен отчетливее.

Во время индивидуальных занятий дети учатся бесшумно брать инструменты, быстро надевать ремни, занимать свое место, правильно стоять во время игры.

Готовясь к праздникам, заниматься приходится больше. Дети учатся аккомпанировать вокальной группе, детям, исполняющим танец. На выпускном утреннике девочки подыгрывают на аккордеонах мальчикам, которые исполняют частушки. В данном случае игра на инструментах и песня разучиваются отдельно, а затем объединяются и занимаются вместе.

Так как игра в ансамбле или оркестре требует соблюдения общей динамики, темпа, то эти навыки отрабатываются на индивидуальных занятиях.

В каждой возрастной группе оборудован музыкальный уголок, где находится все необходимое для самостоятельных занятий и развития творчества детей, музыкальные игрушки и инструменты. В уголках размещаем инструменты после знакомства с ними на музыкальных или индивидуальных занятиях. В младшей группе в уголке могут находиться органчики, погремушки, игрушки-забавы, музыкально-дидактические игры: «Чей домик?», «Птица и птенчики» Н. Ветлугиной, «Курица и цыплята», «Угадай-ка» Н. Кононовой. Игры размещаются поочередно.

В средней группе после обучения игре на металлофоне, этот инструмент вносится в уголок. Сюда помещаем бубен, лесенку из трех ступенек, колокольчики. Помещаем музыкально-дидактические игры: «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Н. Ветлугиной, «Сыграй, как я» Р. Папковой, «Чудесный мешочек», «Веселая пластинка» Н. Кононовой.

В старшей и подготовительной группах добавляем металлофоны для игры ансамблем, лесенку с пятью ступеньками, аккордеон, баян, цитру; музыкально-дидактические игры («Маленькие песенки», «Ритмическое лото» Л. Комисаровой, «Угадай колокольчик», «Повтори», «Определи по ритму» Н. Кононовой и др.)

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дети переходят к более уверенному исполнению. Индивидуальные занятия дают возможность выявить интересы и склонности ребят. Воспитывают трудолюбие, силу воли, усидчивость, способствуют развитию детского творчества. Дети более осознанно исполняют попевки и песни. Они уверенно повторяют знакомые мелодии в группе, дома, играют в ансамбле, оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению игре на музыкальных инструментах «Учимся – играя»

Дошкольники учатся различать звучания музыкальных инструментов и осваивать навыки звукоизвлечения на инструментах....

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Консультация «Чем полезно для ребенка обучение игре на музыкальном инструменте»

Консультация «Чем полезно для ребенка обучение игре на музыкальном инструменте»...

Самообразование "Развитие музыкальных способностей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулируется интерес к инструмента...

Консультация "Обучение игре на музыкальных инструментах"

Обучение игре на музыкальных инструментах в ДОУ...