Консультация для воспитателей. Знакомство с монетами
консультация (младшая группа)

Финансовая грамотность. Знакомство с монетами.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_monetami_vospitatelyam.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад №27

Консультация для воспитателей

Финансовая грамотность.

«Знакомство с монетами».

Воспитатель: Стебунова О.В.

2021

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не  сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Свою работу строила по следующим принципам:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

Поскольку программа «От рождения до школы», предусматривает сообщения детям такого содержания, мы стремились большую часть работы осуществлять в повседневной жизни и деятельности.

Анализ результатов беседы с воспитателем, проведенная диагностика показала, что не у всех детей группы сформированы хорошие представления о монетах. Это дало основание разработать программу «Путешествие в мир монет разного достоинства».

Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др. В подготовительной группе мы знакомим   детей с монетами, их названием, набором и разменом.

Ребятам предлагается рассмотреть монеты, обратить внимание на их форму, размер, сказать, какая цифра написана на монете. Воспитатель должен подчеркнуть, что когда говорят о достоинстве монеты, надо обращать внимание на цифру на монете. Оперирование монетами является одним из способов усвоения знаний о различном составе числа в пределах 10 (20).

Дети лучше запоминают монеты и лучше их дифференцируют, если первое знакомство с ними происходит при изучении соответствующих чисел. Например, при изучении числа 1 детей знакомят с монетами в 1 копейку, 1 рубль.

Знакомство  с монетами происходит в следующей последовательности:

  1. Внешний вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая написана на монете.
  2. Отбор среди других монет указанного достоинства.
  3. Отбор монет по названию («Найди монеты в 1 к., 2 р.» и т. д.).
  4. Обводка монет в тетрадях.
  5. Знакомство с предметами, цена которых равняется достоинству данной монеты (тетрадь — 2 р., карандаш — 1 р.) и т. д.
  6. Организация игры «Магазин», когда дети покупают предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не производя размена).
  7. Размен и замена монет.

Размен и замену монет лучше всего, как  показывает опыт, проводить во время  повторения чисел 1—5, когда дети уже  знают состав этих чисел. Размен монет лучше всего связать  с решением задачи практического содержания.

Например: «Тетрадь стоит 2 р. Какую монету можно дать в кассу (продавцу), чтобы купить тетрадь? Покажите эту монету. (Учащиеся показываю: монету в 2 р.) У Васи нет монеты в 2 р., но у него есть монеты по 1 р. Может ли он на них купить тетрадь? Сколько монет по 1 р. нужно Васе отдать?» Значит, вместо монеты в 2 р. можно отдать две монеты по 1 р., так как 1 р.-И р.=2 р. Значит, монету в 2 р. заменили (разменяли) двумя монетами по 1 р. 

«Положите монету в 5 р. Разменяйте эту монету монетами по 1 р. Сколько монет по 1 р. нужно взять?» (дети кладут в наборное полотно 5 монет по 1 р.) Проводятся и упражнения на замену пяти монет по 1 р. монетой в 5 р.

С монетной кассой работает каждый ребенок.

Например, воспитатель дает задание разменять монету в 5 р. Каждый должен найти как можно больше вариантов размена.

С монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей целесообразно познакомить дошкольников при изучении чисел первого десятка.

Следующий момент в обучении – знакомство с набором и разменом монет разного достоинства и параллельном закрепление знания состава числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

Изучая десятичный состав двузначных чисел, можно провести следующие — игры: «Угадай, какая монета в другой, руке?», «Замени», «Магазин».

Игра «Угадай, какая монета в другой руке?». Начинает ведущий: «У меня всего 20 рублей (две монеты)».

а) В одной руке 10 рублей (при этом он показывает детям монету). Какая монета в другой руке?

б) в правой руке у меня 15 рублей. Какая монета у меня в левой руке?

в) В правой руке у меня 5 рублей. Какая монета у меня в левой руке? 
Можно провести игру и так: в одной руке одна монета, а в другой две или три, например 20 рублей. В одной руке, 5 рублей и 5 рублей. — В другой? и т. д.

Игра «Замени». Содержание игры заключается в том, что монету большего достоинства надо заменить монетами меньшего достоинства. У воспитателя монета достоинством в 10 рублей, 5 рублей. У детей 1-2-х рублевые. Это усложняет игру, так как увеличиваются возможности разменивать монету самыми различными способами.

Полезно организовать игру «Магазин», в процессе которой дети покупают различные предметы, расплачиваясь одной монетой. В игре дети узнают, что можно купить на 1 рубль, 2 рубля, 3 рублей, 10 рублей, и это будет способствовать лучшей дифференцировке понятий I рубль и монета.

При организации игры «Магазин» следует соблюдать такую последовательность:

1) покупка одного предмета без сдачи;

2) оплата покупки со сдачей;

3) покупка двух или трех предметов без сдачи;

4) покупка двух предметов со сдачей.

Надо организовать работу так, чтобы все дети побывали в роли продавца и покупателя. Игра проходит при закреплении сложения и вычитания в пределах 10. Вывешивается таблица с изображением предметов, цена которых не превышает 10 рублей, например, школьных принадлежностей.

I вариант. Вы покупатели, у вас 10 рублей. Надо сделать покупку на все 10 рублей, что вы купите? Сделайте покупку на 5 рублей, 8 рублей и т. д.

II вариант. Около таблицы два ребенка (кассир и покупатель). Купить можно только 2 предмета. Покупатель шепотом говорит, что он купил. Кассир сообщает детям: «Толя сделал покупку на 5 рублей.» Что он купил? Выигрывает тот, кто правильно назовет купленные мальчиком предметы.

Игра «Магазин» поможет детям усвоить смысл слов: продавец, покупатель, кассир, кассир сдал сдачу, покупатель получил сдачу.

Незаменимым материалом являются монеты при обучении решению задач. Понятие о стоимости важное понятие начального курса математики. Еще до поступления в школу дети накапливают значительный практический опыт, сталкиваясь с деньгами как мерой стоимости. Изучение мер стоимости имеет исключительное значение при подготовке к самостоятельной жизни.

Для развития мышления, сообразительности полезно предложить детям задачи вида:

  1. У Лены три монеты по 2 рубля, а у Тани 4 рубля. Сколько всего денег у девочек? Проверьте на монетах.
  2. Ученица сделала покупку за 14 рублей и дала в уплату 2 монеты по 10 рублей. Кассир дал ей две монеты по 1 рублю и 1 монету по 5 рублей. Правильно ли она получила сдачу?
  3. Ученик купил ластик за 4 рубля и в уплату дал монеты в 10 рублей. Ему дали сдачу двумя монетами. Какими монетами получил ученик сдачу?

Монеты достоинством в 1 рубль — прекрасны дидактический материал для упражнений в счет. С их помощью легко проиллюстрировать прием присчитывания и отсчитывания по одному и группами единиц. Например, прибавление и вычитание числа 2 с помощью монет можно проиллюстрировать так:

1. Возьмите монету в 5 рублей. Прибавьте 1 рубль. Сколько рублей у вас стало? (6 р.) Прибавьте ещё 1 рубль. Сколько рублей у вас будет теперь (7 р.) Сколько рублей у вас было сначала? (5 р.) Сколько всего рублей прибавили? (2 р.) Сколько же рублей получится, если к 5 р. прибавить 2 р. Запись на доске: 5+2=7, 5+1+1=7.

2. Наберите 5 рублей монетами по 1 рублю. Вычтите 1 рубль. Сколько рублей останется? (4 р.) Вычтите, еще 1 рубль. Сколько рублей останется теперь (3 р.) Сколько всего рублей вычли? (2 р).; Запишем пример: сколько рублей было? (5 р.) Сколько всего рублей вычли? (2 р.) Сколько денег осталось? (3 р.) (5-2=3) Расскажите, как вы вычитали 2 рубля из 5 рублей. (5-1-1=3)

Таким образом, использование монет при изучении математических понятий позволяет  усилить практическую направленность обучения, способствует развитию математической речи и логического мышления, делает занятия интересными и увлекательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»

«Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»Из всего многообразия видов графики нам для работы по воспитанию детей доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация...

Консультация для воспитателей "Знакомство детей с лекарственными растениями".

Данный  материал  имеет практическую значимость для воспитателей , т.к.он поможет  рассказать детям о лекарственных растениях: как они растут, как их можно использовать....

Консультация для воспитателей Знакомство с художественной литературой в раннем возрасте

Особую роль в формировании человека, в определении им положительных стратегий жизнедеятельности играет среди других средств книга, которая представляет собой не просто артефакт народной истории и куль...

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения»

Цель: Дать рекомендации воспитателям по обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города....

Консультация для воспитателей "Знакомство ребёнка с реальным миром"

Взрослый - первый и главный помощник ребёнка , соучастник открытия мира....

Консультация для воспитателей: «Знакомство детей с родным городом».

Воспитание любви к своей Родине – многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и регулярно. Знания истории своего народа, родной культуры помогут в дальнейшем с боль...