Значимость художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности
статья

Среди эффективных инструментов в работе с детьми особое место занимают ролевые игры, основанные на литературе. Эта форма позволяет оживить героев книг, перенести литературные сюжеты в реальный мир и испытать эмоциональное переживание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachimost_hudozhestvennoy_literatury.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности

Художественная литература играет ключевую роль в нравственном и эстетическом воспитании личности, оказывая глубокое влияние на развитие внутреннего мира ребенка. Классические авторы, философы и специалисты по дошкольному воспитанию неизменно подчёркивали важность воздействия литературы на формирование мировоззрения и ценностей молодого поколения.

Методика знакомства детей с литературой исторически связана с развитием теории и критики литературы. Важнейший вклад внесли выдающиеся деятели русской педагогики и литературы, такие как В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, Е.А. Флерина, подчеркнувшие важность отбора подходящего материала и адекватных способов передачи литературных произведений детям.

Современная практика подчеркивает особую значимость художественной литературы в развитии речи и сознания ребенка. В частности, выделяют ряд функций литературы в воспитательном процессе:

  • Формирование словарного запаса и понимание образной речи.
  • Способствование эстетическому восприятию и развитию культурного вкуса.
  • Внедрение нравственных ориентиров и гуманистических принципов.
  • Осознание красоты русского языка и культуры.

Детская книга, таким образом, рассматривается как источник вдохновения, позволяющий воспринимать мир глубже и шире, формируя личность ребенка в гармонии с окружающим обществом.

Среди эффективных инструментов в работе с детьми особое место занимают ролевые игры, основанные на литературе. Эта форма позволяет оживить героев книг, перенести литературные сюжеты в реальный мир и испытать эмоциональное переживание. Таким образом, достигается главная цель — развитие у детей эмпатии, сочувствия и глубоких нравственных качеств.

Кроме того, художественная литература помогает пробудить интерес к родному языку, культуре и искусству, расширяя горизонты мировосприятия ребенка. Созданная атмосфера поддержки, совместного переживания и анализа поступков героев усиливает эффект воспитания.

Современные реалии показывают снижение значимости книги в семейном воспитании, что негативно отражается на ребенке. Зачастую современные дети проводят больше времени перед телевизором или гаджетами, что отрицательно влияет на их культурное развитие и способность ясно выражать свои мысли. Именно поэтому актуальной остается проблема привлечения внимания к книгам и их роли в воспитании детей.

Литературная деятельность, проводимая в детском саду, интегрируется в другие виды воспитания и охватывает все этапы пребывания ребенка в учреждении. Регулярное чтение, обсуждения, инсценировки и театральные постановки способствуют глубокому проникновению литературы в сознание детей, развивая у них любовь к прекрасному и правильное поведение в обществе.

Эффективность данной работы выражается в том, что ребенок, выросший в атмосфере уважительного отношения к литературе, способен осознанно выбирать хорошие книги, наслаждаться искусством и стремиться к высокому уровню культурного развития.

Таким образом, художественная литература является незаменимым ресурсом в формировании нравственно-эстетических качеств личности, влияющим на эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

"Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка".

Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка....

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка.

Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т.к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отно...

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...