Значимость художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности
статья
Среди эффективных инструментов в работе с детьми особое место занимают ролевые игры, основанные на литературе. Эта форма позволяет оживить героев книг, перенести литературные сюжеты в реальный мир и испытать эмоциональное переживание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности
Художественная литература играет ключевую роль в нравственном и эстетическом воспитании личности, оказывая глубокое влияние на развитие внутреннего мира ребенка. Классические авторы, философы и специалисты по дошкольному воспитанию неизменно подчёркивали важность воздействия литературы на формирование мировоззрения и ценностей молодого поколения.
Методика знакомства детей с литературой исторически связана с развитием теории и критики литературы. Важнейший вклад внесли выдающиеся деятели русской педагогики и литературы, такие как В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, Е.А. Флерина, подчеркнувшие важность отбора подходящего материала и адекватных способов передачи литературных произведений детям.
Современная практика подчеркивает особую значимость художественной литературы в развитии речи и сознания ребенка. В частности, выделяют ряд функций литературы в воспитательном процессе:
- Формирование словарного запаса и понимание образной речи.
- Способствование эстетическому восприятию и развитию культурного вкуса.
- Внедрение нравственных ориентиров и гуманистических принципов.
- Осознание красоты русского языка и культуры.
Детская книга, таким образом, рассматривается как источник вдохновения, позволяющий воспринимать мир глубже и шире, формируя личность ребенка в гармонии с окружающим обществом.
Среди эффективных инструментов в работе с детьми особое место занимают ролевые игры, основанные на литературе. Эта форма позволяет оживить героев книг, перенести литературные сюжеты в реальный мир и испытать эмоциональное переживание. Таким образом, достигается главная цель — развитие у детей эмпатии, сочувствия и глубоких нравственных качеств.
Кроме того, художественная литература помогает пробудить интерес к родному языку, культуре и искусству, расширяя горизонты мировосприятия ребенка. Созданная атмосфера поддержки, совместного переживания и анализа поступков героев усиливает эффект воспитания.
Современные реалии показывают снижение значимости книги в семейном воспитании, что негативно отражается на ребенке. Зачастую современные дети проводят больше времени перед телевизором или гаджетами, что отрицательно влияет на их культурное развитие и способность ясно выражать свои мысли. Именно поэтому актуальной остается проблема привлечения внимания к книгам и их роли в воспитании детей.
Литературная деятельность, проводимая в детском саду, интегрируется в другие виды воспитания и охватывает все этапы пребывания ребенка в учреждении. Регулярное чтение, обсуждения, инсценировки и театральные постановки способствуют глубокому проникновению литературы в сознание детей, развивая у них любовь к прекрасному и правильное поведение в обществе.
Эффективность данной работы выражается в том, что ребенок, выросший в атмосфере уважительного отношения к литературе, способен осознанно выбирать хорошие книги, наслаждаться искусством и стремиться к высокому уровню культурного развития.
Таким образом, художественная литература является незаменимым ресурсом в формировании нравственно-эстетических качеств личности, влияющим на эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»
Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

"Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка".
Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка....
Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/
Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка.
Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т.к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отно...

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»
ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...