"Роль народной песни на музыкальны занятиях,для дошкольников"
статья

Тимофеева Елена Юрьевна

Значимость народной песни на музыкальных занятиях,для дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

             Подготовила: музыкальный руководитель:

Тимофеева Елена Юрьевна.


       Музыкальные занятия являются эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести дошкольников в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!

 Совсем недавно, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. Ребёнок обязательно слышал колыбельные песни матери, народную музыку. Дети много и часто слышали музыку в исполнении членов семьи, во многих семьях устраивали коллективное, домашнее музицирование. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио и телевидения ребёнок получал духовно и нравственно ценные музыкальные впечатления. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к образам детства: это шелест травы, восход солнца, бескрайнее поле ромашек и конечно родные напевы.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к восприятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка. Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет  кругозор.

          Огромные потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в фольклоре, в частности – песенном искусстве. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и праздниках. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, используемые в работе с детьми, обладают художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, они просты, образны и мелодичны. Песенные интонации позволяют использовать их как в младшем, так и в старшем возрасте. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образами народного музыкального творчества. На музыкальных занятиях, в доступной форме, дети получают знания о том, что песни и прибаутки люди сочиняли с давних пор, но не умели их записывать. Так они и передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Поэтому говорят – народ сложил эти песни. Поэтому их и называют народными.

         Песня открывает перед ребенком красоты мира, начиная с колыбельной, она имеет простой музыкальный строй и не требует музыкального сопровождения. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную колыбельную песню ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых, включаясь тем самым в систему социальных ролей. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Незабываемые художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка этих песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен.

         Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песнях «Дева по саду ходила...», «Во кузнице» поется о труде девушки и молодых кузнецов, а в песне «Травушка муравушка» — о русской природе. В песнях «Хорошо у нас в саду» и «Песенка друзей» поется о любви к детскому саду, заботе и хороших, добрых взаимоотношениях между детьми. Общая деятельность объединяет детей, приобщает их к нравственно-эстетической культуре.

          Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Изучая творчество В. Шаинского, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, М. Красева, В. Герчик, Г. Струве, открываешь много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом с удовольствием распевает детвора не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, для того, что бы попеть. Песня вводит ребят в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Такие песни как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Детский сад» муз. А Филиппенко, «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Детям необходимы песни – детские, добрые, светлые, задорные. Песня, это путеводная звезда, без неё нам взрослым было бы скучно жить на свете, а юному поколению тем более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ      Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко  Большинство воспитателей понимают, как важно приви...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ

Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...

"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....

Консультация для педагогов ДОО "Роль воспитателя на музыкальном занятии, празднике и развлечении.Виды и формы музыкальной деятельности"

В мвтериале представлено описание функций воспитателя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях; роли ведущего на мероприятии и взаимодействие с участниками процесса, а так же подготовки дете...

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкально – художественной деятельности»

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...