Игры и упражнения для развития мышления детей 5-6 лет
консультация (старшая группа)

Матвеева Элла Ивановна

Статья посвящена перечню игр и упражнений, нацеленных на развитие мышления детей 5–6 лет. В работе рассматриваются такие формы активности, как логико-математические задания, упражнения на планирование и решение проблем, упражнения на вербальное и визуальное мышление, а также игры на гибкость внимания и оперативное удержание информации. Представленный материал основан на современных подходах к раннему развитию, включает примеры структурированных занятий и вариативные сценарии для логопеда, воспитателя и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития мышления детей 5-6 лет

В современном обществе даже ребенку дошкольного возраста может быть доступно огромное количество информации. Однако определенный запас знаний не гарантирует  успешности в жизни. Человеку важно не только иметь общий кругозор, но уметь применять эти знаниями – т. е. думать, мыслить.

Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важен для развития мышления дошкольный период. Дети познают окружающий мир и получают первичные представления о его объектах и их свойствах. Устанавливая (сначала с помощью взрослого) связи и отношения между предметами и явлениями действительности, дошкольники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление. Для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

Основные умственные операции:

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. В дошкольном возрасте внимание направлено на выделение существенных признаков и несущественных, второстепенных. Иногда можно задавать в качестве признака тот или иной критерий (цвет, размер и пр.)

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных в единое целое.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков. Например, яблоко, груша, мандарин – фрукты.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Под ним понимается признак, с точки зрения которого множество делиться на классы.

В возрасте 5-6 лет происходит дальнейшее развитие мышления: от наглядно-образного  осуществляется переход к словесно-логическому. Дети становятся способны производить мыслительные операции без опоры на картинку. Это дает новые возможности: развивающую работу можно проводить со всеми детьми группы одновременно.

Основные игры и упражнения

Упражнение «Что лишнее?»

Педагог называет каждому ребенку четыре слова, а он должен сказать, какое слово является лишним и объяснить свой выбор.

  • Свинья, овца, жираф, кошка
  • Гусь, петух, лебедь, муха
  • Колбаса, сосиска, творог, сарделька
  • Кепка, шляпа, шуба, шапка
  • Конфета, торт, чеснок, мороженое
  • Краски, кисточка, альбом, гвоздь
  • Сок, булка, чай, кефир.

В дальнейшем количество слов можно увеличить до 5.

Упражнение «Часть - целое»

Педагог называет слово, обозначающее часть какого-то целого, а дети указывают целое:

  • Пуговица - ….
  • Шишка - ….
  • Педали - ….
  • Вагон - ……
  • Каблук - ….
  • Плавник - …..
  • Страница - …..
  • Балкон - ….

В этом упражнении может быть несколько вариантов ответов: страница – книга, альбом, тетрадь и т. д.

Упражнение «Подбери логические пары»

Педагог читает по очереди пять слов, из которых дети выбирают только два слова, образующих логическую пару и объяснить свой выбор.

  • Лук, снег, жара, яблоко, сугроб
  • Корова, белка, шуба, орех, слон
  • Кран, магазин, дворник, продукты, лес
  • Нора, елка, туча, стакан, шишка
  • Клей, очки, гвоздь, зима, глаза
  • Мышонок, крот, лужа, мышь, берлога
  • Персик, машина, луг, муха, дорога.

В дальнейшем количество слов можно увеличить до 5.

Упражнение «Закончи предложение»

Педагог называет начало предложения, а ребенку предлагается продолжить его так, чтобы оно стало целым и логичным.

  • Дети взяли пластилин, потому что…..
  • Мы купили билет в зоопарк, потому что….
  • Петя взял корзину и пошел в лес, потому что…….
  • Сегодня нужно взять с собой зонт потому что…
  • Мама купила торт, потому что….

Здесь также может быть несколько абсолютно верных вариантов ответов.

Упражнение «Подбери словечко»

Педагог называет детям несколько слов, которые являются признаками какого-либо понятия. Дети поясняют, про что (кого) можно так сказать.

  • Трусливый, серый – это….
  • Круглый, резиновый, легкий – это….
  • Рыжая, хитрая – это…
  • Белый, пушистый, холодный – это…
  • Серый, злой, хищный – это…
  • Зимняя, меховая, теплая – это…
  • Вкусное, холодное, сладкое – это…

Упражнение «Назови одним словом»

Педагог по очереди называет детям три слова, а они  обозначают все эти слова одним.

  • Автобус, трамвай, такси - …
  • Лев, заяц, медведь - …
  • Круг, ромб, овал - …
  • Бокс, футбол, хоккей - ….
  • Пенал, тетрадь, учебник - …
  • Воспитатель, повар, водитель - …
  • Творог, сметана, сыр - …
  • Чашка, кастрюля, сковорода - …

Упражнение «Скажи правильно»

Педагог называет детям  ребенку предложения. Дошкольник должен понять, верно ли оно построено и исправить ошибку.

  • Эта дорога длинная, а та – узкая
  • Эти ребята поют громко, а те – дружно
  • Яблоко сладкое, а лимон желтый
  • Вата легкая, а гиря черная
  • Зебра полосатая, а леопард злой
  • Ваза хрустальная, а стакан легкий.

Упражнение «Да или нет?»

Педагог называет детям предложения. Если дети согласны с этими утверждениями (да) – они хлопают в ладоши, если не согласны (нет) – их руки лежат на столе.

  • Пианино – музыкальный инструмент.
  • Дом построен из кирпича.
  • Собака мычит.
  • У всех людей по два уха.
  • У коровы есть рога.
  • У белки шесть лап.
  • Зимой медведь спит в берлоге.
  • Все люди умеют играть в шахматы.
  • Дети катаются на лыжах только зимой.
  • На деревьях растут фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников.

Предложенные игровые задания помогут ребенку научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать....

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

Рекомендации в адрес родителей по развитию мышления у детей младшего и старшего дошкольного возрста....

Игры и упражнения для развития мышления у детей

Наглядно-действенное (младший  возраст) рекомендуется иметь:лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 – 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи кв...

Игры и упражнения для развития мышления у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития мышления у детей дошкольного возраста...

Развиваем детей. Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, восприятия, памяти

Здесь представлены практические материалы для развития детей...