Игровой марафон «В гостях у сказки», как эффективное средство взаимодействия с родителями для позитивной социализации и личностного развития детей дошкольного возраста
материал (средняя группа)
Игровой марафон «В гостях у сказки», как эффективное средство взаимодействия с родителями для позитивной социализации и личностного развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образование детей с ОВЗ: опыт и перспективы: сборник материалов
III педагогических чтений 30 марта 2023г./ сост. Т.Г. Жидкова. – Назарово: КГБОУ «Назаровская школа», 2023.- 99с.
ИГРОВОЙ МАРАФОН «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И.В. Наседкина Е.В. Самойлова
Ребёнка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, ноутбук и др. - неиссякаемый источник удовольствия для детей. Гаджеты стали неотъемлемой частью всех сфер нашей деятельности. Но несут ли они в себе необходимое ребёнку развитие или больше отвлекают его от полезных занятий? Есть два диаметрально противоположных мнения: одни родители - за, а другие категорически против. Истина как всегда посередине. Современные гаджеты значительно упростили и жизнь взрослых, так как теперь им не нужно постоянно заниматься ребенком, достаточно усадить ребенка за планшет и можно спокойно заниматься своими делами. Это усугубляет низкий уровень потребности в общении у детей с тяжелыми нарушениями речи, трудности установления контактов с детьми и взрослыми: малообщительность, неразговорчивость, наличие страхов и тревожности, стремление к уединению.
Это подтверждается наблюдениями за общением родителей и детей, рассказами детей о том, чем они занимаются дома. А в условиях семьи только родители могут показать ребенку, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, чтобы компьютерные игры не стали заменой реальности.
Возникла потребность в такой форме взаимодействия с семьями, которая позволила бы обратить внимание родителей на то, что лучшая профилактика компьютерной зависимости - это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с гаджетами, непосредственное общение со своим ребенком и взаимодействие с ним в разных видах деятельности.
Идея – для вовлечения родителей в образовательную деятельность использовать специально разработанные сценарии для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО и образовательной ситуацией месяца — как альтернатива избыточному использованию информационно-коммуникативных технологий и стимулирование доступных им средств общения (вербальных и невербальных).
Был разработан и предложен родителям проект «Игровой марафон «В гостях у сказки», который, на наш взгляд, и должен был стать одним из методов решения описанной проблемы.
Суть проекта в использовании воспитательного потенциала семьи для решения образовательных задач, привлечение родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Цель: профилактика зависимости детей от информационно-коммуникативных технологий (телевизора, интернета, гаджетов и т.п.), через организацию совместного досуга детей и родителей на основе художественной литературы.
Задачи:
- привлечь внимание родителей к проблеме и способу ее решения.
- обогатить опыт родителей приемами организации игр на основе литературных произведений.
- вовлечь в совместную игровую деятельность с детьми дома;
- создать условия для конструктивного общения и взаимодействия детей и родителей.
Родителям были предложены планы трех игровых сюжетов по сказкам: «Масляный блинок», «Помогаем Зайчику», «Освобождение «Мухи-Цокотухи». Сценарии игровых сюжетов разработаны на основе литературных произведений, в соответствии с возрастом детей. Все игры
сопровождались подробными инструкциями, чтобы родителям была понятна процедура организации игры, сама игра не требовала особой подготовки.
На закрытой странице группы «Мы вместе!», социальной сети ВКонтакте, раз в четыре дня, в одно и то же время отправлялся родителям план проведения игры, а родители присылали на эту же страницу свои фотоотчеты о проведенных дома с детьми играх.
Основные методы и приемы реализации проекта:
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций,
- слушание аудиозаписи сказки,
- беседы по содержанию сказок,
- дидактические игры по формированию представлений об окружающем,
- дидактические игры по формированию математических представлений,
- дидактические игры по развитию речевых навыков,
- рисование,
- опыты и эксперименты,
- дидактические игры на развитие мелкой моторики,
- подвижные игры,
- строительные игры,
- творческие игры.
Сценарии игровых ситуаций:
I игровой сюжет «Масляный блинок».
Подготовка: начинаем игру с чтения русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый». Но перед чтением, можно (и нужно) создать приятную, волшебную атмосферу. Например, прочитайте сказку с фонариком под одеялом. Так книга запоминается лучше. После чтения обязательно поговорите с ребёнком по содержанию, помогите ему понять и сформулировать главную мысль, мораль. Чему учит сказка?
- «Блины – готовим вместе с детьми и про игру не забываем».
Загадайте ребёнку загадку, пусть он отгадает и тогда узнает, что вы будете готовить вместе: Желтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный и с вареньем, и с медком, со сгущенным молочком... (Блины)
Спросите у ребёнка: - Чтобы приготовить блины, нужны продукты. Давай я сейчас буду описывать продукт, а ты попробуй отгадать, что же это за продукты: Белая, рассыпчатая (Мука). Овальные, бывают красные или белые (Яйца). Белый, рассыпчатый, сладкий, похож на мелкие кристаллики (Сахар). Жидкое белое, очень полезное для детей и взрослых (Молоко), Если смешать эти продукты, что получится? (Тесто), Какая посуда нам понадобится? (сковорода, мерный стакан, сито, миска, венчик или миксер, лопатка, поварешка, блюдо под блины).
Что необходимо подготовить заранее? Рабочее место: подготовьте таким образом, чтобы оно было удобным не только для мамы, но и для ребенка. Поблизости не должно быть острых ножей, горячего чайника или плиты. Очень важно, чтобы в процессе готовки ничего не мешало и не стесняло. Лучше убрать все лишние предметы. Ингредиенты для пресных блинов: молоко – 0,5 литра, мука – 2 стакана, яйца – 3 штуки, сахар – 2 столовые ложки, растительное масло – 2 столовые ложки, соль, сода – на кончике ложечки (можно свой семейный рецепт). Кухонную утварь: глубокая миска, ложка для перемешивания ингредиентов, сито. Все предметы приготовить заранее, чтобы ничего не искать. Фартуки: подготовьте для себя и детей красивые фартуки, колпаки, косыночки. Пусть ребенок почувствует себя настоящим поваром.
Предложите ребенку игры:
- «Угадай предмет». Дети с закрытыми глазами должны узнать на ощупь, что за предмет лежит на столе.
- «Угадай на вкус». Родители нарезают фрукты на тарелку сахар, муку и дети с закрытыми глазами определяют их на вкус.
А вот теперь начинаем творить! Позвольте ребенку приготовить тесто самому, но, конечно, под вашим неусыпным наблюдением. Называйте то, что нужно делать, медленно показывая. Сначала говорим, потом делаем: - Разбиваем яйцо ножом, вот так (у взрослого свой нож и своё яйцо). - Перемешиваем яйцо венчиком (показываем). Когда демонстрируете, как выливать или насыпать, то выливаете только часть или просто наклоняете ёмкость и ставите на место: - Теперь ты. Замешиваем тесто. Предложите ребёнку налить тесто небольшой поварёшкой в середину сковородки. Лучше выбирать сковородку с низкими бортиками, чтобы обезопасить малыша, или пользоваться электрической блинницей. Ждём, пока блинчик пропечётся, достаём лопатку для переворачивания. Можно дать попробовать перевернуть блин ребёнку, но сначала медленно показываем и проговариваем сами.
- «Блинная математика».
Когда блины готовы, предложите ребенку один блин разделить пополам (на две равные части), пусть он положит половинки друг на друга, сравнит их, подведите его к выводу, что половинки - одинаковые. А если, вдруг, части получились не равные, то определите какая часть больше или меньше, порассуждайте можно ли их назвать половинками целого. Покажите сами как лучше разделить блинчик пополам.
- «Сервировка стола».
Детей необходимо учить, не только правильно готовить, но и красиво подавать блюдо. Важно познакомить ребенка с правилами сервировки, творческому оформлению блюда. Поэтому, после того как испекли блины, предложите ребёнку накрыть на стол: поставить тарелки, салфетки. Спросите: «Что будем, есть с блинами?» (варенье, сгущённое молоко, бананы, сметана). Готовые блины можете украсить шоколадом или глазурью.
- «Убираем со стола».
Уборка — это логическое завершение любого начатого дела, и блинчики — не исключение.
- игровой сюжет «Помогаем Зайчику».
Подготовка: прочтите детям сказку «Заюшкина избушка», рассмотрите иллюстрации.
- «Закончи предложение.
Предложите детям закончить начатые вами фразы. Если дети не могут подобрать подходящего слова, чтобы закончить фразу, то после паузы, обозначенной в тексте многоточием, договорите ее сами, давая ребёнку образец ответа. Зайчик маленький, а медведь... - какой? (большой). Зайчик беленький, а лиса... - какая? (рыжая). Зайчик тихо говорит, а петушок кричит... - как? (громко). Красный гребешок у… – у кого? (у петушка). Длинные уши у… - у кого? (у зайца). Рыжая шубка и пушистый хвост у…- у кого? (у лисы). Коса на плече у… - у кого? (у петушка). Избушка лубяная у… - у кого? (у зайчика). Избушка ледяная у… - у кого? (у лисы.)
- «Перейди речку».
У Лисы избушка растаяла и образовалась река. Предложите ребёнку «перебраться» с одного берега на другой, переступая по камням, не «замочив» ножки. Из бумаги вырежьте кружочки, которые заменят камешки. Роль берегов, могут выполнить скакалки, ленты или два отрезка веревки, разложенные на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Игра простая, но отлично развивает координацию движений у детей 3-5 лет.
- «Кресла, пледы и зонты…»
Старый добрый вариант «жилья», необъяснимо интересующий все без исключения поколения детей. Выберите место в квартире, где ребёнок может сделать себе «домик». Пусть сделает «домик». Покрывало или плед можно положить на стол, зафиксировав книгами, им можно накрыть два кресла или соорудить что-то подобное, используя обычный зонт. Фантазия начинает проявляться моментально, и в ход идут диванные подушки, одеяла и другие подручные средства. Предложите кому-то из членов семьи сыграть роль хитрой Лисы, которая займет новый дом.
- «Напугай лису».
Разрешите ребёнку порыться в своём шкафу и сделать себе костюм чудища из своей одежды. Обыграйте – пусть он, наряженный в костюм, прогонит нового жильца, сказав слова Петушка из сказки. А может ребенок придумает свой вариант, например - выманить Лису вкусной конфеткой!
- игровой сюжет «Освобождение «Мухи-Цокотухи».
Подготовка:
- Прочитайте сказку (можно заранее) К.Чуковского «Муха Цокотуха» или прослушайте аудиозапись https://youtu.be/q_3XyF59OO4. Объясните ребенку значение слова цокотуха – образовано от глагола «цокотать» - издавать цокот, цокающие звуки, предложите ребенку поцокать: цо-цо-цо.
- Приготовьте шкатулку или красивый непрозрачный мешочек, положите в него монетку, фонарик (можно использовать телефон), стаканчик, малярный скотч. Предложите ребенку сегодня устроить игру по сказке «Муха - Цокотуха», покажите мешочек и скажите, что там лежат сказочные предметы, которые вы будете доставать по одному и вместе выполнять задания, чтобы освободить Муху -Цокотуху.
- «Тактильная коробочка «Монетки».
Для игры понадобятся: пластиковый контейнер, крупа можно перловку, рис, манку т.д., монетки разного достоинства.
Достаньте из мешочка монетку, покажите ребенку, прочтите строки из сказки:
«Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла».
Муха нашла денежку на поле, а ты найди монетки в коробочке. Ищи внимательно надо найти все. Увидите, как ваш малыш с удовольствием будет их отыскивать. Затем предложите ребенку найденные монетки рассортировать (например - в одну сторону отложить монетки с цифрой 1, в другую с цифрой 5).
- «Игра с фонариком».
Для игры понадобятся: фонарик, карточки с цифрами до 5 или буквами, которые знает ребенок или просто картинки, бумажный скотч для крепления карточек. Игра проходит в темноте (кладовка, ванная комната). Повесить карточки так, чтобы ребенок не видел. Достаете из мешочка фонарик. Читаете строки: «Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик».
«Комарику помогал фонарик отыскать злодея паука! Давай мы тоже поищем с тобой цифры с помощью фонарика». Даете малышу в руки фонарик и предлагаете найти и назвать (буквы, цифры, изображение на картинке) или называете, а он находит.
- «Паутина на дверях».
Для игры понадобятся: бумажный скотч, свободный дверной проем. Достаете из мешочка скотч. Читаете строки: «Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок». Из бумажного скотча сделать паутину в дверном проеме, от одного косяка к другому приклеиваете полосы скотча в хаотичном порядке (можете делать это вместе с ребенком). Расскажите ему, что настоящая паутина всегда состоит из липких и нелипких полосок. Пауки не попадаются в свои сети, так как «гуляют» только по нелипким полосам. Потрогайте полосы, можно посадить в паутину и нарисованную или игрушечную муху. Ребенок сам может разорвать эту паутину, собрать все ленты в большой ком и освободить муху!
Результаты:
- родители приняли активное участие в игровом марафоне.
- родители получили опыт организации игр на основе литературных произведений,
- дети и родители стали участниками совместной игровой деятельности.
- родители направили свое внимание на детей и показали пример конструктивного общения.
Список литературы:
- Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», Москва: ООО «Издательство АСТ», 2000г.
- Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «Играем?.. Играем!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста,— М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Теплякова О. Н. Развивающие игры для малыша.— Москва: Феникс, 2013.
Об авторах: НАСЕДКИНА Инна Вячеславовна, САМОЙЛОВА Елена Владимировна,
воспитатели МАДОУ «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.
Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».
Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности
Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотнош...
"Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста".
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательно...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

"Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста"
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ своего «Я», то ес...

Родительское собрание «Личностное развитие детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации».
Родительское собрание «Личностное развитие детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации»....
