Родительское собрание «Девочки и мальчики – два разных мира. Гендерный подход к воспитанию детей дома»
материал
Конспект родительского собрания по гендерному воспитанию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Девочки и мальчики – два разных мира. Гендерный подход к воспитанию детей дома»
Цель: Дать родителям представление о гендерном подходе в воспитании детей.
План проведения:
1. Приветствие.
2. Выступление воспитателя: «Гендерный подход в воспитании ребёнка»
3. Игра: «Ромашка – девочка. Василёк - мальчик»
4. Решение проблемной ситуации методом «6 шляп».
5. Игра «Верно – неверно»
6. Рефлексия
7. Разное. (буклеты, тест-игра: «Какой вы родитель?»)
1. Воспитатель приветствует родителей :
- «Здравствуйте!» - мамы, папы девочек
- «Здравствуйте!» - мамы, папы мальчиков
- «Здравствуйте все!»
Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребёнка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребёнок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.
Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы все такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной же ситуации, воспринимаем окружающий мир.
С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е., с момента рождения начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Ребёнок после трёх лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до этого возраста мальчик может сказать: «Я пошла» и «Я пошёл».
Уже в три года дети знают, что девочкам следует вести не так, как мальчикам. Становясь старше, ребёнок начинает воспринимать внутренний мир, переживания, смысл поведения отца и матери как мужчины и женщины. Для того чтобы идентификация с отцом для мальчика проходила нормально, роль отца в семье должна быть сильной, его престиж и авторитет – высокими. Сын на всю жизнь запоминает облик отца. Дочь, глядя на отца, делает свои выводы о том, что такое мужчина и какова его роль. В свою очередь, мать должна предстать перед детьми оптимистичной, гордой, красивой.
Мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной, чем в организованной кем-то деятельности.
У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более послушны, внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.
Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Безусловно, важным фактором в процессе формирования полоролевого поведения ребёнка является семья, в частности пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек – с матерями и бабушками. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он – будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребёнку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками-мужчинами.
В воспитании мальчиков и девочек родители зачастую сталкиваются с рядом трудностей. Например, некоторые отцы девочек, мечтающие о сыне, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это негативно влияет на дальнейшую жизнь девочки, мешает её нормальному развитию. Девочке необходимо постоянное подтверждение того, что её любят. Девочку нужно чаще хвалить, говорить ей комплименты, каждая девочка мечтает услышать от своих близких слова: «Мы так тебя любим! Ты просто красавица! Ты самая лучшая! Ты у нас просто чудо!»
Мальчику тоже приятно, когда им восхищаются, но мальчику недостаточно просто чувствовать себя любимым. Ему хочется, чтобы его хвалили за личные достижения. Он стремится быть лучшим, быть лидером. Когда родители смотрят на сына и восхищаются качествами, присущими мужскому полу, он приобретает уверенность, которая помогает ему вырабатывать мужские черты характера.
От родителей зависит, каким вырастет их ребёнок и насколько он будет соответствовать своему полу.
#1040; сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка – девочка», «Василёк – мальчик»
Родителям предлагается сделать ромашку, на лепестках которой будут написаны качества мальчиков и девочек. Родители работают под спокойную музыку.
- «настоящего мальчика» (для родителей девочек),
- «настоящей девочки» (для родителей мальчиков).
4. Проблемная ситуация - метод «6 шляп».
И так, ситуация такая, в детском саду, как правило, трудятся женщины, а если принять воспитателем в дошкольное учреждение мужчину, какие при этом могут произойти изменения в воспитании детей.
* Белая шляпа — самая нейтральная, хозяин этой шляпы оперирует только фактами. Не ищет ни плюсы ни минусы в данном вопросе, а только доказывает то, почему все произойдет именно так, а не иначе приведя факты из истории. (Эту шляпу надену я, так как человек в белой шляпе должен быть немного подготовлен, знать конкретные факты на эту тему)
* Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участник в этой шляпе ищет выгоду предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
*Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Этот человек должен высказать сомнение, найти аргументы против.
*Красная — эмоции, страсть. Обладатель красной шляпы высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Только эмоции. * Зеленая шляпа предлагает новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными . Участник в этой шляпе должен доказать, что этот вопрос актуален в наши дни, и чему может научить детей в детском саду мужчина –воспитатель. *Синяя шляпа — нейтральная- оценочная. По сути, участник в этой шляпе становится экспертом, аналитиком, который оценивает предложения всех участников обсуждения и находит оптимальное решение. Синяя — эксперты, (из жюри) делают итог обсуждения, озвучивают вывод.
Вывод: В данной ситуации есть свои плюсы и минусы. Например:
- мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте;
- мужчина – воспитатель разбавит женское общество, которое почти всегда окружает мальчика (мама в декретном отпуске дома, дет.сад – где всегда воспитатель – женщина, школа);
- в силу своих психологических особенностей мужчина более увлекающийся и увлекающий в играх, занятиях;
- детям дошкольного возраста больше требуется внимания, теплоты, а это может дать только воспитатель – женщина;
- Мужчина – воспитатель может не обратить внимание на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена) или при формировании гигиенических навыков.
5. Игра верно-неверно
Верно ли, что:
#1044;евочки лучше слышат, чем мальчики.
Недоношенным девочкам музыка помогает быстрее восстановиться, а мальчикам - нет. Мальчики легче отвлекаются – они и вправду не слышат, что говорит учительница спокойным тоном. А вот девочкам тяжело учиться в шумном классе. Если урок ведет мужчина, то девочкам на первом ряду может быть слишком громко. Если урок ведет женщина, то мальчикам на задних партах будет слишком тихо, и они начнут баловаться.
#1054;ни по-разному видят.
Мальчики лучше распознают движение и темные цвета, а девочки – форму и яркие цвета. Девочки в два-три года чаще рисуют разноцветных человечков, а мальчики - черные каракули, которые на самом-то деле траектория движения ракеты, не попавшей на рисунок.
#1044;евочки обожают риск.
Причем в любом возрасте. А еще они стабильно переоценивают свои способности и гораздо чаще получают травмы. Все, что опасно, для мальчика очень привлекательно! Лучше возглавить это безобразие: заниматься спортом вместе с сыном и ограждать его от риска. А вот девочки не любят рисковать и это очень здорово, когда речь идет о том, чтобы прыгать с крыши электрички. Но совсем не прекрасно для карьеры.
#1052;альчики чаще дерутся (в 20 раз, ученые посчитали)
Это неудивительно. Удивительно, что они обзываются и колотят друг друга, чтобы подружиться: это форма контакта. Болевой порог у парней тоже выше, особенно в стрессовых ситуациях.
#1044;евочки ссорятся при помощи кулаков
Но при этом надолго – на месяцы и годы. У них агрессия и жестокость могут выражаться в тонком психологическом насилии и травле. Хорошо, чтобы у дочки было много разных компаний (спорт, кружки, хобби) и как минимум одна «группа поддержки».
#1054;ни по-разному дружат
Для девочек важны разговоры и общие секреты. Для мальчиков – совместная деятельность: они могут несколько часов вместе играть и не перемолвиться ни словом. Когда девочке тяжело, она ищет поддержку у подруг. Когда мальчику тяжело, он избегает друзей.
#1052;альчикам стресс полезен, девочкам — нет
Мальчики лучше учатся, когда их ограничивают во времени, немного прессуют, устраивают соревнования. Девочки же, наоборот, «проседают», когда на них давят.
#1059; них одинаково развивается мозг
Мальчики в два года лучше строят из кубиков, чем пятилетние девочки. А трехлетние девочки лучше понимают человеческие чувства, чем семилетние мальчики.
#1059; них разные интересы
Девочки любят художественные книги, а мальчики – исторические, научно-популярные. Но загвоздка в том, что большинство школьных книг - «девочковые», потому что их выбирают мамы и учительницы. Мальчикам тяжело «поставить себя на место героя» и вникнуть в чужие чувства, а вот захватывающие события им интересны. А еще с мальчиками хорошо работает чтение газет, возьмите на заметку. Да, пол очень важен. Воспитывая ребенка, обязательно нужно делать скидку на то, сын у вас или дочь. Они действительно разные, хотя современный мир пытается убедить нас в обратном.
6. Рефлексия
Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми и сравните с играми в которые играют ваши дети. Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени листы вывешиваются на доске.
7. Разное. (буклеты, тест-игра: «Какой вы родитель?»)
И как заключительный аккорд нашей встречи, предлагаю вам пройти тест – игру «Какой вы родитель?»
Тест-игра: «Какой вы родитель?»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять? | 2 |
#1055;осоветуй мне, пожалуйста. | 1 |
#1053;е знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
#1048; в кого ты только такой уродился?! | 2 |
#1050;акие у тебя замечательные друзья! | 1 |
#1053;у на кого ты похож (а)? | 2 |
#1071; в твои годы… | 2 |
#1058;ы моя опора и помощник (ца). | 1 |
#1053;у что за друзья у тебя? | 2 |
#1054; чём ты только думаешь?! | 2 |
#1050;акая (какой) ты у меня умница! | 1 |
#1040; как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
#1059; всех дети, как дети, а ты… | 2 |
#1050;акой (ая) ты у меня сообразительный (ая)! | 1 |
Оценка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов.
- Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.
- Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствуют о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
- 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое, конечно же, надо начинать с дошкольного возраста. Поэтому удачи вам и терпения в воспитании ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для педагогов-психологов. Родительское собрание по теме: "Девочки и мальчики. Два разных мира. Как воспитывать?"
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.Источники:1....
Материл для педагогов-психологов. Родительское собрание по теме: "Девочки и мальчики. Два разных мира. Как воспитывать?"
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.Источники:1....
Гендерный подход к воспитанию детей в ДОУ, различия мальчиков и девочек.
Гендерный подход к воспитанию детей в ДОУ, различия мальчиков и девочек. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребёнка. Анализ лицензир...
Родительское собрание "Девочки и мальчики-два разных мира"
Родительское собрание "Девочки и мальчики-два разных мира"...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Девочки и мальчики – два разных мира?»"
Целью собрания является ознакомление родителей с гендерными различиями старших дошкольников, способствование развитию у родителей потребности в дифференцированном подходе к воспитанию маль...

