Материал для педагогов-психологов. Родительское собрание по теме: "Девочки и мальчики. Два разных мира. Как воспитывать?"
методическая разработка по психологии
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Источники:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
по теме: "Девочки и мальчики. Два разных мира. Как воспитывать?"
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Наше собрание посвящено воспитанию детей с учетом гендерных особенностей в семье и детском саду. Тема сегодняшнего собрания "Девочки и мальчики. Два разных мира. Как воспитывать?".
Прежде чем перейти к раскрытию темы я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:
1. Нужно ли чтобы дети этого возраста взаимодействовали с противоположным полом? Почему?
2.Какую роль играет семья при обучении взаимодействию с противоположным полом?
Семья для ребенка — это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.
Работа в группах (определение особенностей девочек и мальчиков).
Родители делятся на 2 группы:
- группа - написать особенности, которыми обладают мальчикам;
- группа - написать особенности, которыми обладают девочкам.
По окончании работы перечень зачитывается.
Педагог-психолог: У мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства": кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом всё предоставленное им пространство. И это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
Работа в группах «В гостях у сказки».
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.
Предлагаю родителям объединиться в две команды:
- команда – вспомнить и написать сказки, где главный персонаж – мальчик;
2 команда – вспомнить и написать сказки, где главный персонаж – девочка.
Заслушиваются ответы команд.
Педагог-психолог: Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
- "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
- "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
- "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Золушка" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной. Первое, чему должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя.
Разговор о мальчиках и девочках.
Родителям раздается по 2 картинки – мальчик и девочка. Педагог-психолог читает стереотип, задача родителей – отнести его к одному из представителей полов.
Стереотипы | Правильный ответ |
Кто более послушен? | В раннем детстве девочки действительно более послушны, чем мальчики |
Кто лучше относится к природе? | Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях разве что в возрасте 6-9 лет |
Кто мыслит более логически? | И девочки и мальчики могут решать сложные задачи |
Кто более одарен в математике? | Девочки и мальчики одарены одинаково |
Кто более чувствителен к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания? | Мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданиям. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого раннего детства их учат, что мужчина не должен плакать |
Кто лучше умеет выразить свои мысли? | До 10-13 лет разница незначительна |
Кто лучше ориентируется в пространстве? | До наступления половой зрелости разницы нет, после этого – мальчики лучше ориентируются в пространстве |
Кто более агрессивен? | Мальчики становятся агрессивными только в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность |
Кто менее активен? | Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более очевидно и шумно. В то же время девочки менее шумливы, но не менее целенаправленны |
Кто более общителен и отдает предпочтение большой компании, а не узкому кругу? | Девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. А мальчики собираются в более крупную группу. Мальчики более склонны к коллективным играм |
Кто легче попадает под чужое влияние? | Мальчики склонны принимать «на веру» мнение компании. Девочки обычно придерживаются своего мнения |
Кто более труслив? | Нет разницы. В действительности девочки могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают свой страх |
Заключительная часть.
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать желание отдать предпочтение одному из родителей.
Практическое задание. Рефлексия. «Ладошки»
В заключение нашей темы, я предлагаю провести диагностическое задание.
1. Обведите на листе бумаги кисть с расставленными пальцами.
2. Расположите на пальчиках себя и членов вашей семьи.
Этот тест выявляет близость или отдаленность взаимоотношений в семье.
А теперь я хочу передать вам привет от ваших детей. (выдаются листы с ладошками детей, прошедших такой же тест).
Посмотрите внимательно на их ладошки. В идеале названия их и ваших пальчиков должны совпадать, но, думаю, что этого не случится.
Только пусть это вас не расстраивает — наши дети еще маленькие для такого теста, хотя в их работах тоже просматривается логика.
Итак, семья для ребенка — это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла.
Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.
На этом основная тема нашего собрания закончена. Спасибо всем за внимание и участие.
Рефлексия: поделитесь впечатлениями от встречи.
- Что было для Вас интересным и полезным?
- Что нового Вы узнали о своих детях?
- Чему ещё хотели бы научиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в виде презентации педагога-психолога на родительском собрании "Кризис 3 лет"в1 младшей группе
Кризис 3 летЗнаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа.Ж.Ж.РуссоТема нашей встречи посвящена одной из важных проблем мале...

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании
Оформление документов занимает много времени у любого специалиста. Предлагаю краткий конспект выступления на родительском собрании. Надеюсь, материал будет интересен, особенно педагогам-психологам со ...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старших/подготовительных группах по вопросам готовности детей к школьному обучению....

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в 1 младшей группе "Кризис 3-х лет"
Выступление на родительском собрании в первой младшей группе на тему «Кризис 3-х лет»Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.Задачи: знакомство родителей с особенностями психическог...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании "В мире детского характера" или "Ребята зверята"
Выступление на родительском собрании "В мире детского характера" или "Ребята зверята" (на основе портретов героев мультфильма "Завтра будет завтра")...
Материл для педагогов-психологов. Родительское собрание по теме: "Девочки и мальчики. Два разных мира. Как воспитывать?"
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.Источники:1....