Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников.»
консультация
Декоративно-прикладное творчество на занятиях и вне их способствует воспитани. патриотических чувств у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Декоративно - прикладное искусство
как средство патриотического воспитания дошкольников.»
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества. Дети младшего дошкольного возраста могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, начинает развиваться воображение. Поэтому продуктивный вид деятельности как рисование является для младшего дошкольника обязательным этапом развития как личности. Благодаря этому виду деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Совершенствуются процессы запоминания, развивается мелкая моторика. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое, и интеллектуальное развитие.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;
3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;
4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;
5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;
6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства.
В каждой группе детского сада (начиная со второй младшей) при знакомстве с творчеством необходимо решать первую группу задач, используя основные методы: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Вторая группа задач связана с формированием художественных навыков. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Здесь нужно указать общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками.
Формы организации художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной. В художественной деятельности по мотивам русского народного творчества можно использовать разные виды прикладного искусства: городецкую роспись, дымковскую, филимоновскую, полхов-майданскую, гжельскую и т. д.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее.
Для младших дошкольников наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, прямых и волнистых линий, точек, кругов, полос в разных сопоставлениях друг с другом по горизонтали в виде ленточного украшения по типу замкнутого орнамента. Затем, с приобретёнными уже навыками рисования простых форм, переносят узоры на готовые глиняные, бумажные формы, формы из солёного теста.
Старшие дошкольники могут различать своеобразие народных росписей, создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи: колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал.
Работа по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным искусством должна проходить в 4 этапа:
1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д.), сюжетных линий;
2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные, волнистые линии и т. д.);
3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;
4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов (тарелка, ложка, ваза и т. д.); на глиняные формы или формы из солёного теста, из дерева. Работы детей должны обязательно выставляться на выставку, что даст ребёнку дополнительный стимул к творчеству, интерес к своим национальным истокам, положительные эмоции, уверенность в себе. Таким образом, ребёнок не только учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа, овладевает изобразительно-выразительными навыками, но и приобщает детей к культуре русского народа, знакомит с историей и его бытом. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство-как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника
формирование художественного вкуса средствами народного искусства...

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.
Декаративно-прикладное искусство как часть нашей повседневной жизни и как очень важный компонент в воспитании и развитии личности дошкольников....

Презентация Консультация для педагогов на педагогический час «Декоративно – прикладное искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Презентация - консультация для педагогов "Декоративно - прикладное искусство, как средство развития творческих способностей старших дошкольников"...

Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».
Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-о...

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников»
Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. « Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, от...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников.
Декаративно-прикладное искусство как средство эстетического развития дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ: «Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников».
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:1. создавать услов...
