Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».
консультация

Горбатова Наталья Викторовна
Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-образная модель мира, в которой отражаются актуальные грани, части, аспекты мира и его основных элементов: человека, общества, цивилизации, природы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitataeley.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Консультация для воспитателей на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников,

 к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки)».

Подготовила: Воспитатель 1 категории

Горбатова Наталья Викторовна.

 «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников, к народной культуре

(на примере лепки Филимоновской игрушки)».

 Современные условия модернизации системы образования отвечают требованиям Федеральных государственных стандартов, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности и диалога культур. Так, на ступени начального общего образования, согласно ФГОС, помимо всего прочего, осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей [7].

Таким образом, сегодня духовно-нравственное воспитание младших школьников приобретает особую роль, что обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни. В Конвенции о правах ребенка особо подчеркивается, что образование ребенка должно быть направлено на: «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам... его культурной самобытности... к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает [2].

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-образная модель мира, в которой отражаются актуальные грани, части, аспекты мира и его основных элементов: человека, общества, цивилизации, природы» [1, с. 51].

Как отмечает З.И. Пазникова, одним из наиболее действенных средств в полноценном воспитании (духовно-нравственном, эстетическом и др.) ребенка выступает декоративно-прикладное искусство [4]. Согласно исследованиям автора, декоративно-прикладное искусство воздействует на самые разные личностные качества ребенка – эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые. Изучая различные декоративно-прикладного искусства, а также взаимодействуя с ними, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов.

Изучением воздействия декоративно-прикладного искусства на процессы воспитания и развития личности ребенка занимались такие известные  авторы как А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, , Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова и другие. Авторы отмечают, что особую значимость приобретает приобщение детей к декоративно-прикладному искусству и творческое освоение его художественных принципов, средств и приемов выразительности. По своей конкретной предметности, многомерности, упрощенности образов, их яркости и нарядности воплощений декоративно-прикладное искусство особенно близко детям, вызывает у них сенсорную и познавательную активность, эстетическое переживание.

Народное декоративно-прикладное искусство подразумевает, прежде всего, традиционное искусство отдельного региона. Использование традиционной культуры и народного декоративно-прикладного искусства в образовании, в том числе в качестве национально-регионального компонента, осуществляется за последнее время по трем направлениям:

• научно-теоретическое, которое включает научные исследования в области искусствоведения, художественной педагогики; издание монографий, учебных и учебно-методических пособий в области теории декоративно-прикладного искусства, регионального народного декоративно-прикладного искусства, его внедрение в учебный процесс на разных уровнях художественно-педагогического образования;

• профессионально-педагогическое: деятельность по созданию программ реализации народного декоративнo-прикладного искусства в учебном процессе всех уровней художественно-педагогического образования;

• художественно-творческое, которое подразумевает проведение выставок, конкурсов и участие в них педагогов всех уровней художественно-педагогического образования, учащихся художественных, общеобразовательных, а также школ искусств, студентов вузов, колледжей, училищ.

Н. М. Сокольникова подчеркивает, что декоративность в народном искусстве является главным средством выражения красоты  и одновременно отличает его от других видов искусства. Художественный образ народного искусства выражает не единичное, а общее, а декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности [6, с. 187].

Основными отличительными признаками декоративно-прикладного искусства, можно назвать: устойчивость тем и образов; их нарядность; универсальность языка, понятного всем народам мира; общечеловечность духовных ценностей; особая цветовая палитра, выразительность которой достигается тоновым контрастом; общий стилистический признак орнаментального искусства, определяемый традициями изобразительной культуры народа, обладающий устойчивостью на протяжении определенного  исторического периода и имеющий ярко выраженный национальный характер.

Основными сущностными характеристиками народного прикладного искусства можно назвать декоративность, традиционность, эстетическое своеобразие, эстетическая и прикладная направленность; специфическое цветовое решение; языковое своеобразие; доступность. Доступность как особенность народного прикладного искусства  отражает возможность создавать изделия всеми детьми, без специального образования и особых навыков работы в народном  творчестве.

Народное прикладное искусство, имеющее большое преимущество перед другими средствами художественно-эстетического воспитания, можно рассматривать как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания и развития личности, самоидентификации ребенка как гражданина России.

Ряд исследователей в том или ином ключе обращались к рассмотрению вопроса о декоративно-прикладном искусстве как средстве приобщения к народной культуре (З. А. Богатеева, А.А. Грибовская, Ю.В. Максимов, М.А. Некрасова, и др.).

Так, М.А. Некрасова указывает, что народное искусство представляет собой прошлый опыт народа, живущий в настоящем. Иными словами, народное искусство является культурной памятью народа, неотделимой от устремлений современности [3].

Ю.В. Печерский подчеркивает, что посредством декоративно-прикладного творчества учащиеся познают художественные традиции народа, обычаи, быт, приобщаются к национальной культуре и искусству. Народное искусство, по мнению исследователя, несет в себе конкретные художественные и декоративные образы, что является основой для пробуждения творческой активности младших школьников [5, с.76].

Результаты различных психолого-педагогических исследований (Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.Н. Дороновой, Т.Г. Казаковой, Н.Н. Поддьякова и др.) свидетельствуют о том, что способность понимать прекрасное наиболее успешно развивается у ребенка лишь тогда, когда он занимает активную позицию и каким-либо образом воссоздает художественные образы при восприятии произведений искусства. Именно такую активную позицию по нашему мнению занимает младший школьник в процессе лепки по мотивам народного искусства. В процессе такого рода деятельности мы можем способствовать проявлению у детей инициативности к самостоятельной деятельности, развитию наблюдательности, формированию эстетического вкуса, воспитываем художественное восприятие ценностей культуры, расширяем мировоззрение. Кроме этого, выступая как средство приобщения детей к народной культуре, декоративно-прикладное искусство позволяет младшим школьникам проникаться уважением к народному мастеру, вызывать стремление самим научиться создавать прекрасное [4, с.115].

Таким образом, несмотря на то, что проблема декоративно-прикладного искусства как средства приобщения к народной культуре, так или иначе, освещена в научной литературе, все же большинство исследований направлены на изучение особенностей изобразительной деятельности детей в этом ключе. Так, рассмотрение конструктивных видов деятельности младших школьников (в том числе, лепки) в рамках применения декоративно-прикладного искусства как средства приобщения к народной культуре, остаются малоизученными, особенно в современных условиях начального общего образования, которые определяются требованиями ФГОС. Это и определяет актуальность темы нашего исследования - Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения младших школьников к народной культуре (на примере лепки Филимоновской игрушки). Филимоновская игрушка является древнерусским прикладным художественным промыслом, являясь по форме слегка вытянутой игрушкой из глины, которая  зародилась в селе Филимоново Тульской области. Важно отметить, что  именно Филимоновская игрушка по нашему мнению имеет особую яркую эмоциональность исполнения, что обусловливает целесообразность и предполагаемую эффективность ее использования в процессе работы по эстетическому развитию и духовно-нравственному воспитанию младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Филимоновская игрушка узнается по удлиненным формам фигурок и яркой, полосатой раскраске фиолетовыми, зелеными, желтыми анилиновыми красками. Форма объясняется особенностями местных глин, очень жирных и пластичных, требующих постоянного заглаживания пальцами, что придает Фигуркам особую грацию.

Основными художественными чертами Филимоновской игрушки является декоративность, абстрагированность и универсальность сюжетов, конструктивность и лаконичность форм, яркая цветовая палитра, построенная на контрастах, ритмично повторяющиеся узоры и формы. Все эти особенности и свойства могут быть применены в процессе реализации ряда различных методов, приемов и средств приобщения к народной культуре. Из наиболее распространенных методов и приемов приобщения младших школьников к народной культуре с использованием Филимоновской игрушки мы рассмотрели такие как: процесс самостоятельного создания Филимоновской игрушки под руководством педагога (лепка из глины); традиционная роспись глиняной Филимоновской игрушки; использование игрушки в процессе организации разного рода игр, оформление пространственно-предметной среды и интерьеров игрушкой и орнаментами росписи Филимоновской игрушки.

Список литературы

  1. Анализ и интерпретация произведения искусства / Н.А. Яковлева [и др.]; под ред. Н.А. Яковлевой. М., 2005. С. 54.
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] //Система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 15.01.2018)
  3. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
  4. Пазникова З.И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства // Вестник БГУ. 2011. №1. С.115-119
  5. Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство и эффективные условия развития творческой активности у младших школьников // Вестник ЧГПУ. 2016. №2. С.76-81
  6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов  высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 15.01.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"

Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....

Консультация для педагогов "Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"

Тема "Приобщение дошкольников к народной культуре" актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям....

Консультация для воспитателей на тему: "Декоративно- прикладное искусство как средство социализации детей дошкольного возраста". Подготовил воспитатель Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/с-14 г.Кропоткин

Консультация для воспитателей на тему: "Декоративно-прикладное искусство как средство социализации детей дошкольного возраста". Подготовил воспитатель Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/с_14...

Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...

Декоративно–прикладное искусство, как средство приобщения детей к народной культуре

Консультация для родителей "Декоративно–прикладное искусство, как средство приобщения детей к народной культуре"...

Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре

В статье обосновано влияние русской народной культуры на развитие личности дошкольника. Утверждается, что народная игрушка – тряпичная кукла помогает ребенку узнавать предметы русского костюма. ...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре

В дошкольном образовании задачи приобщения детей к национальной культуре определены образовательной областью «Художественное творчество», раздел «Декоративное рисование»: знако...