Организация взаимодействия семьи и детского сада в воспитании ребенка
статья
«Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест",
как наказание, а можно как стимул к собственному развитию…
Можно всю жизнь страдать, можно смириться и
принять ситуацию как неизменную, а можно не оставлять усилий.
И этот выбор каждый родитель делает сам».
И. Б. Карвасарская
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия семьи и детского сада в воспитании ребенка
«Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест",
как наказание, а можно как стимул к собственному развитию…
Можно всю жизнь страдать, можно смириться и
принять ситуацию как неизменную, а можно не оставлять усилий.
И этот выбор каждый родитель делает сам».
И. Б. Карвасарская
Во всём мире детям с аутизмом уделяют большое внимание. Слово “аутизм” в переводе с латинского значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром. Ребёнок-аутист находится как бы «сам в себе», он оторван от реальности и не может адекватно на неё реагировать.
Основная цель работы с аутичными детьми – повышение качества жизни. Это значит, что условия должны быть направлены на то , чтобы ребенок стал более самостоятельны, независимым и адаптированным к окружающему миру.
Из -за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей детей с аутизмом. На третьем году жизни ребенка становится очевидной серьезность имеющихся у него нарушений. Зачастую родители чувствуют подавленность, растерянность из-за неконтактности детей, свою неполноценность, чувствуют себя виноватыми из-за «плохой наследственности». Это усугубляет невыгодным сравнением своего ребенка с нормально развивающимися детьми. Возникает напряженность, скрытая или явная конфликтность в семейных отношениях, взаимные обвинения.
Позиции родителей могут быть разными. Одни недооценивают реальные успехи и возможности ребенка. Другие, наоборот, преувеличивают достижения своих детей.
Для аутичного ребенка семья – первая модель общества, в которой ему предстоит наладить взаимодействие. Первый источник социализации ребёнка. Она же выступает наиболее сильным психическим фактором, воздействующим на ребёнка и фактически определяющим его дальнейшую жизнь.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи, в том числе родители, воспитывающие детей с РАС.
Решение проблемы семей, воспитывающих детей с РАС, обретение ими своей « ниши », следует искать не только в сфере реализации коррекционного воздействия на ребенка, но и в создании адресной и комплексной помощи родителям.
Эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальное и групповое консультирование, занятия в триаде педагог-ребенок-родитель, детскородительские группы, родительский клуб, совместные досуговые мероприятия. Индивидуальное и групповое консультирование.
Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:
- особенностей развития детей с РАС;
- коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;
- о способах взаимодействия с ребенком;
- о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;
- о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;
- эффективных технологий оказания помощи детям с РАС
- информирования о работе ППМС-центров.
В результате совместных занятий родителей с детьми происходит формирование навыков взаимодействия с ребенком. Родители учатся понимать состояние ребенка, контролировать свои эмоции, конструктивно взаимодействовать с ребенком. Осуществляется закрепление навыков, отрабатываемых с ребенком на занятиях.
Родителям даются рекомендации по организации развивающего взаимодействия с ребенком дома в разных формах, которые, дополняя друг друга, позволяют наполнить каждый день малыша эмоционально насыщенными разнообразными совместными со взрослыми занятиями, а близким ребенка распределить свои силы и возможности в их реализации. Такой режим позволяет минимизировать время, проводимое ребенком в его собственных стереотипных занятиях (аутостимуляции), а родителям - все более умело использовать возможности развития способов регуляции эмоционального состояния ребенка, уровня его активности благодаря вовлечению его в совместно разделенное переживание, самой простой формой которого является эмоциональное заражение.
Прежде всего, необходимо обучать близких ребенка с РАС специальным приемам развития эмоционального контакта, позволяющим постепенно увеличивать выносливость малыша, его отзывчивость, активность во взаимодействии.
Уже на первой консультации родителям показывается и объясняется, что установление эмоционального контакта может происходить эффективнее благодаря присоединению к аутостимуляции ребенка - к привлекательному для малыша сенсорному впечатлению, действию, объекту, игрушке, к которым он чаще всего обращается в своих стереотипных манипуляциях; к какому-то слову, фрагменту песенки, цитате из мультфильма или книги, которые вызывают у него особый интерес. Это присоединение происходит, прежде всего, с помощью эмоциональносмыслового комментария, обязательным компонентом которого является эмоциональное речевое сопровождение, вносящее смысл в аутостимуляторные действия ребенка; выразительность интонации, мимики взрослого, отражающих его эмоциональное отношение к предмету интереса малыша, его манипуляциям с ним. Цель этого присоединения – усилить и разделить с ребенком его позитивные переживания. На фоне эмоционального заражения и тонизирования малыша легче возникают эпизоды контакта: чаще появляется прямой взгляд, реакция на речевой комментарий, его ожидание, элементы подражания, звучания.
Кроме того, для формирования и развития эпизодов эмоционального контакта с малышом родителям рекомендуется использование тонизирующих игр с заведомо привлекательными для него сенсорными впечатлениями, которые организует взрослый, а ребенок, чтобы их получить, должен вступить с ним во взаимодействие (например, игры с мыльными пузырями, фонариком, кружение «полетели - полетели», догонялки и т. д.). Основное условие их применения - совместное с ребенком переживание моментов его наибольшего удовольствия и максимальное использование возможности в это время заглянуть в его лицо, поймать взгляд, подхватить вокализацию, эмоционально обозначить словом кульминационный момент игрового контакта («попался!», «ку-ку», «я здесь!» и т.д.).
Таким образом, эмоциональный комментарий взрослого должен сопровождать как аутостимуляторные действия ребенка (которым придается игровой, бытовой, житейский смысл), так и специально создаваемые взрослым ситуации игрового общения с помощью интересных ребенку и тонизирующих его сенсорных впечатлений. Возникающие при этом эпизоды эмоционального контакта, внимания и интереса к взрослому, в которых появляется возможность совместного переживания впечатлений, занимающих ребенка, являются основой для дальнейшего развития игрового взаимодействия с малышом, последовательным шагам которого также обучаются его близкие. Специалист объясняет и показывает родителям ребенка с РАС, как складывается и наполняется подробностями сначала достаточно свернутый стереотип игры, как связываются и растягиваются игровые эпизоды, как происходит движение от фиксации определенного впечатления к совместному проживанию события, формированию на его основе эпизодов сюжетной игры и ее последовательное разворачивание. При обучении родителей уделяется внимание специальным приемам организации игрового пространства, использования ритмической основы построения игры, постепенного и дозированного введения в нее значимых для ребенка деталей из его жизненного опыта.
Также объясняется, как может использоваться эмоционально смысловой комментарий в совместном с ребенком просмотре любимого мультфильма, диафильма, книги, фотографий, при изображении взрослым с помощью рисунка значимых для ребенка впечатлений и событий – во всех развивающих занятиях с ним, которые начинают занимать значительную часть домашней жизни.
Родителям малышей с формирующимся РАС и детей младшего дошкольного возраста с аутизмом, особенно с наиболее тяжелыми его проявлениями, необходимо помочь и в освоении игр, основанных на непосредственном эмоциональном заражении ребенка от близкого взрослого. Такие коммуникативные игры «лицом к лицу» как форма наиболее интенсивного эмоционального общения малыша с мамой появляются при обычном развитии уже на первом году жизни, как только младенец начинает активно откликаться на ее стремление его развеселить, заинтересовать, удивить; инициирует общение с мамой, ждет его продолжения. Со временем самые простые варианты взаимодействия мамы и малыша «лицом к лицу», когда мама играет голосом, интонацией, мимикой, тормошит и щекочет ребенка, «прячет» и «находит» его глазки; делает с ним «ладушки», изображает «козу рогатую», «сороку», «по кочкам», - дополняются более развернутыми «потешками», которые проигрываются с малышом, когда он сидит у мамы на коленях, повернувшись к ней лицом. Все больше в такие коммуникативные игры добавляются ритмические приговоры, стихи, песенки, жесты, обыгрывание коротких сказок, а ребенок все активнее и продолжительнее участвует в них как партнер (эмоционально реагирует, подражает, ждет и просит любимых моментов, инициирует их сам).
При кажущейся простоте, понятности и естественности подобных игр для маленьких детей, родителям ребенка с аутизмом очень сложно их организовать самостоятельно. В одних случаях малыша в принципе трудно удержать на руках, он может тяжело переносить тактильный контакт; в других - не выражать явный протест, но демонстрировать крайнюю невыносливость; а может, наоборот, любить тормошение, верчение, подбрасывание взрослым, может сам залезать на руки для получения искомых тактильных, вестибулярных ощущений, но при этом поворачиваться спиной, искусно избегая зрительного контакта. Во всех случаях специалисту нужно подсказать близким ребенка конкретные приемы, с помощью которых можно завлечь и удержать малыша на руках, доставив ему при этом удовольствие.
На начальных этапах работы важно соблюдать дозированность таких занятий (начиная даже от одной-двух минут, но несколько раз в течение дня, возможно, с разными близкими взрослыми), опираться на уже появившийся в других формах взаимодействия опыт эмоционального заражения малыша.
Важно, что игры «лицом к лицу» дают возможность ребенку с аутизмом, который испытывал удовольствие только в рамках своих стереотипных занятий и увлечений, получать его от эмоционального посыла другого человека, от общения, от подражания, что очень ощутимо для родителей, тонизирует их, придает уверенности, выразительности и легкости в осваиваемых приемах взаимодействия. Регулярность воспроизведения эпизодов такого насыщенного контакта (и эмоционального и телесного) способствует формированию полноценной привязанности малыша к близкому.
Моменты эмоционального заражения провоцируют ребенка на непроизвольное воспроизведение мимики, жестов, возгласов взрослого, что крайне необходимо для развития коммуникации и речи, особенно у детей, которые ею не пользуются. Ритмическая основа таких игр, включенные в них повторы позволяют закреплять эти эпизоды возникающего отклика ребенка, усиливать в них его возможности зрительного контакта и звучания. При условии их регулярности и постепенном увеличении длительности, они могут стать ежедневной тренировкой ребенка в непосредственном общении с близким взрослым, делая его более выносливым и активным во взаимодействии. В переживании общего со взрослым удовольствия все больше развивается интерес и внимание малыша к выражению лица, интонации; дифференцируются эмоции, которые он воспроизводит, формируется подражание (повтор жестов, движений, звуков, слов); стимулируется обращение к взрослому, действие по просьбе или по показу взрослого.
Обязательным компонентом рекомендаций родителям является их обучение специальным приемам стимуляции речевого развития ребенка, органично входящим в процесс развития эмоционального взаимодействия с ребенком. Отсутствие речи и ограниченность в ее понимании; разовая возможность произнесения какого-либо слова без дальнейшего его повторения; недостаточность набирания слов в активном речевом запасе малыша; использование одних и тех же цитат, словосочетаний; непонятная речь «для себя», отсутствие использование первого лица и персональных обращений, трудности диалога; постепенный уход и редуцирование имевшихся слов, – вот те особенности речевого развития, которые беспокоят родителей, обязательно присутствуют в их жалобах, и являются характерными для детей с разными вариантами аутистического дизонтогенеза.
Представления о возможных приемах стимуляции речевой активности ребенка, непроизвольного повторения им отдельных слогов и слов даются близким малыша при обучении их описанным выше способам установления контакта – присоединения к аутостимуляции ребенка, использованию привлекательных для него сенсорных впечатлений, коммуникативных игр, эпизодов сюжетной игры. Эти же приемы могут использоваться взрослыми во всех ситуациях взаимодействия с ребенком в течении дня: для выражения его просьбы, желания, согласия или отказа, в ритуалах приветствия и прощания. В зависимости от ситуации, от активности ребенка, от уровня его актуальных возможностей может в большей степени использоваться тот или иной прием или их сочетание. Среди таких действенных приемов запуска, поддержки и развития речи можно отметить:
- подхватывание звуков, слогов, смазанных фрагментов слов, которые мало говорящий или неговорящий ребенок с РАС использует в своей стереотипной активности (аутостимуляции), превращение их в слова, подходящие по смыслу к ситуации;
- недоговаривание, оставление пауз в ритмически организованных фразах, знакомых ребенку стихах, песенках, цитатах из любимых фрагментов мультфильмов, с повторением за ребенком завершенного им слова;
- провоцирование его эхолалий с помощью аффективно заряженных междометий, восклицаний, уместных в контексте данной игровой или бытовой ситуации с постепенным добавлением к ним новых слов;
- произнесение за ребенка нужного слова, короткого обращения, просьбы, когда понятно его желание и т.д.
Для того, чтобы родители стали осваивать и самостоятельно использовать рассмотренные способы вовлечения ребенка в эмоциональный контакт, конечно, недостаточно даже очень подробных рекомендаций специалиста. Близкий ребенка должен непосредственно участвовать в коррекционных занятиях, в которых он может не только успешно перенять приемы подстраивания к малышу и взаимодействия с ним, но и получить возможность собственного эмоционального тонизирования, прежде всего, от организуемого специалистом эмоционального отклика ребенка, и, конечно, от непосредственной поддержки специалиста.
Аутизм очень сложное нарушение. Понять его природу, специфику и методы коррекции до сих пор пытаются ученые в области медицины, психологии, дефектологии. К сожалению, на сегодняшний день недостаточно разработано методик коррекции данного нарушения и подготовлено специалистов, умеющих оказать квалифицированную помощь, как ребенку так и его семье. Но практиками разработаны некие общие правила взаимодействия с аутичными детьми, придерживаясь которых можно постараться помочь ребенку.
Правила взаимодействия с аутичными детьми
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Исходить из интересов ребенка.
- Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
- Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
- Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
- Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок
- Как можно чаще разговаривать с ребенком.
- Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
- Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
- Избегать переутомления ребенка.
Работа с родителями в детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счастливым.
Источники:
- Детский аутизм: диагностика и коррекция. – Е.С.Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В.Демьянчук. – СПб., Издательство «Дидактика Плюс», 2004.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокорекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.:
Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.— М.: Просвещение, 1992.
- Организация работы с ребенком аутизмом. Взаимодействие специалистов и родителей Н.Ф.Ригина; С.Ю.Танцюра– М.:ТЦ Сфера,, 2022.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.
- Баенская Е.Р., Суетина О.П. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом раннего и дошкольного возраста: методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».
Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью до...

Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ДОШКОЛЬНИКА
В данной статье представлены направления работы по воспитанию толернтности у дошкольников....

Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его ста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейко...

Консультация: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
Взаимодействие семьи и детского садав воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников...

Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании положительного отношения детей к природе
Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании положительного отношения детей к природеВ современном мире, когда экологические проблемы становятся все более острыми, формирование экологической куль...
