Создание и использование сенсорной комнаты в образовательном процессе в дошкольном учреждении
статья

Статья опубликована в Сборнике "Кейс инклюзивных практик: Сборник статей Всероссийской заочной научнопрактической конференции в рамках деловой программы Чемпионата Абилимпикс Смоленской области – 2025" - http://dpo-smolensk.ru/l-ribc/p-reestr/files/2025-abilimpiks.pdf

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание и использование сенсорной комнаты в образовательном процессе в дошкольном учреждении

И.А. Андреева, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька» г. Смоленск

e-mail: irina20024@gmail.com

Аннотация

В статье автор раскрывает целесообразность применения сенсорной комнаты в развитии дошкольников. Автор подчёркивает эффективность сенсорной комнаты для формирования различных аспектов развития детей, таких как эмоциональное, интеллектуальное и речевое развитие.

Автор акцентирует внимание на важности инклюзии в дошкольных учреждениях и предлагает стратегию её внедрения в образовательную практику через создание сенсорной комнаты. Также он приводит примеры заданий, которые можно выполнять в сенсорной комнате.

Автором делается вывод о том, что инклюзия может предоставить каждому ребенку возможность процветать и в полной мере реализовать свой потенциал.

Данная статья может быть полезна специалистам дошкольных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: сенсорная комната, дети, дошкольники, инклюзия, интеграция.

Введение

В последние годы в системе образования все чаще подчеркивается важность интеграции, особенно в раннем детстве. Дошкольное образование является важнейшей основой для обучения на протяжении всей жизни, что делает его важным этапом для внедрения инклюзивной практики, отвечающей различным потребностям всех детей. В этой статье рассматривается значение инклюзивной практики в дошкольном образовании и предлагаются стратегии создания условий, в которых каждый ребенок может процветать.

Цель

Рассмотреть важность создания и использования сенсорной комнаты в дошкольном образовательном учреждении для развития детей с ОВЗ, укрепления их эмоционального благополучия и улучшения взаимодействия между педагогами и воспитанниками.

Задачи

  1. Раскрыть важность инклюзии в образовательной деятельности в ДОУ.
  2. Рассмотреть особенности использования сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.
  3. Описать варианты создания сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.
  4. Предложить примеры упражнений в сенсорной комнате в дошкольном учреждении.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование означает практику интеграции детей со всеми особенностями, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных или эмоциональных проблем, в обычные группы. В дошкольных учреждениях это предполагает не только прием детей-инвалидов, но и признание и оценку различных особенностей, культур и опыта, которые каждый ребенок приносит в группу. [10]

Важность инклюзии в дошкольных учреждениях

  1. Развитие эмпатии: Дошкольное воспитание часто является первым опытом ребенка в структурированной образовательной среде. Обучая детей принимать различия в их сверстниках, инклюзивная практика способствует принятию и сочувствию с раннего возраста. Этот фундамент имеет решающее значение для построения более сострадательного общества.
  2. Развитие социальных навыков: Развитие социальных навыков у детей с особыми потребностями требует особого внимания и поддержки. Инклюзия создает благоприятную среду для развития социальных навыков и включения этих детей в общество. Важно использовать игровые ситуации и другие методы, способствующие развитию социальных навыков детей с особыми потребностями. Это поможет участвовать в социальных взаимодействиях, создавать позитивные отношения и развиваться как личности.
  3. Индивидуальный подход: Каждый ребенок имеет уникальные сильные стороны и проблемы. Инклюзивная практика позволяет специалистам обучать с учётом различных потребностей каждого ребёнка. Такой подход не только оказывает поддержку детям-инвалидам, но и обогащает опыт обучения для обычно развивающихся сверстников. [2]

Стратегии внедрения инклюзивной практики

  1. Создание доступной (безбарьерной) среды: Инклюзия предполагает создание условий, при которых дети с особыми потребностями развиваются вместе с обычными детьми. Это помогает улучшить социальную адаптацию и развитие всех участников образовательного процесса. Сегодняшние образовательные учреждения активно оснащаются пандусами, лифтами, специальными туалетами и другим оборудованием, чтобы создать комфортные условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Индивидуальные образовательные маршруты: Специалисты разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ с учетом потребностей конкретного ребенка, что позволяет максимально эффективно использовать его потенциал. Важнейшее значение для создания эффективных образовательных маршрутов имеет сотрудничество с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения.
  3. Повышение квалификации специалистов: Специалисты должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для эффективного внедрения инклюзивной практики. Регулярное развитие в области профессиональной подготовки и повышения квалификации могут помочь понять различные потребности в обучении, использовать эффективные методики и оставаться в курсе передовой практики в области инклюзивного образования.
  4. Вовлечение родителей в образовательный процесс: Вовлечение семей в образовательный процесс имеет жизненно важное значение для успешной интеграции. Поощряя открытое общение и сотрудничество с семьями, специалисты могут лучше понять индивидуальные особенности каждого ребенка и работать сообща. [1]

Пример инклюзивной практики в детском саду: создание сенсорной игровой зоны

Описание:

Сенсорная игровая зона должна быть насыщена различными предметами и материалами, которые стимулируют разные органы чувств ребёнка. Создание такой зоны помогает детям с разными особенностями развития и интересами чувствовать себя комфортно и уверенно в детском саду. Это способствует их социальной адаптации и развитию коммуникативных навыков. [7]

Обзор сенсорной игровой зоны:

Создание сенсорной комнаты в детском саду — это отличный способ развивать у детей навыки восприятия и моторики. Вот несколько идей, которые могут помочь сделать такую комнату интересной и разнообразной:

Текстурированные поверхности: Разные коврики, ковры и подушки с различными текстурами (мягкие, грубые, неровные), по которым дети могут ходить, ползать или сидеть. Также такие поверхности можно реализовать в виде динамические стен. Создайте стены с различными текстурами (бархат, шершавый картон, мягкие панели), которые дети могут трогать и исследовать. Можно добавить кармашки с природными материалами, такими как шишки, семена и листья (рис. 1).

Рисунок 1 – Кармашки с природными материалами

Сенсорные контейнеры: Контейнеры, заполненные материалами, такими как песок, водяные шарики, рис или бобы (рис. 2), где дети могут копать, черпать и наливать, что способствует развитию мелкой моторики.

Рисунок 2 – Сенсорные контейнеры

в МБДОУ «Детский сад №77»Машенька»

Звуковые станции: Включите в комнату разнообразные музыкальные инструменты — маракасы, бубны, ксилофоны и даже простые музыкальные игрушки (рис. 3). Это поможет детям развивать слух и ритм. [9]

Рисунок 3 – Пример звуковой станции

в МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька»

Световая инсталляция: Включите в сенсорную комнату проекторы с цветными световыми эффектами или лампы (рис. 4), которые могут менять цвет. Это создаст расслабляющую атмосферу и позволит детям исследовать свет и тень.

Рисунок 4 – Уголок сенсорной комнаты с лампой

в МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька»

Тематические уголки: Разработайте временные уголки, посвященные различным темам (например, морская тематика с игрушками, связанными с океаном (рис. 5), или лесная тематика с мягкими игрушками животных). [3]

Рисунок 5 – Пример тематического уголка в морской тематике

Эти идеи помогут создать уникальную сенсорную комнату, которая будет способствовать развитию детей и дарить им радость от исследования окружающего мира.

Примеры упражнений, проводимых в сенсорной комнате

1. Текстурные приключения: Познаем мир на ощупь!

Цель: Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику и привлекать внимание к различным текстурным поверхностям.

Инструкция:

Подготовьте несколько разных текстурированных поверхностей (шершавая бумага, гладкий пластик и т.д.). Разложите их на столе в произвольном порядке. Попросите детей закрыть глаза или надеть маски, чтобы сосредоточиться на ощущениях. Пусть они поочередно касаются каждой поверхности и описывают свои ощущения (мягкий, шершавый, гладкий и т.д.). После обсуждения предложите детям найти две поверхности, которые им нравятся больше всего.

2. Тайник с сюрпризами: Исследуем волшебный сундучок!

Цель: Развивать навыки различения текстур и форм, стимулировать любопытство и исследовательский интерес.

Инструкция:

Подготовьте несколько контейнеров, наполненных различными материалами (рис, фасоль, вода с блестками, крупа, сухие листья и т.д.). Поставьте контейнеры на стеллаж и предложите каждому ребенку выбрать один. Пусть они исследуют содержимое контейнера, не заглядывая внутрь, используя только руки. В процессе исследования задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Как это выглядит?», «Какой это звук, когда ты трясешь?». В конце каждой сессии обсудите, что именно они нашли в каждом контейнере. [5]

3. Музыкальная мастерская: Создаем звуки!

Цель: Развивать слуховые навыки, творческое мышление и умение работать в команде.

Инструкция:

Установите звуковую станцию с различными музыкальными инструментами (барабаны, маракасы, ксилофон, уточки звуковые и т.д.). Разделите детей на небольшие группы и предложите каждой группе выбрать инструмент. Дайте им время поэкспериментировать со звуками, которые они могут создавать. После этого предложите им создать маленький "оркестр", где каждая группа отвечает за определенный звук или ритм. Пусть они представят свою "музыкальную композицию" перед остальными детьми. Обсудите, какие чувства вызывает музыка у них и у слушателей. [6]

4. Световой калейдоскоп: Играем со светом!

Цель: Развивать зрительное восприятие и учить детей взаимодействовать с цветом и светом.

Инструкция:

Создайте место с проекторами или сенсорными панелями с различными цветами. Пригласите детей по очереди выбрать цвет и наблюдать, как он меняется на стене или на полу. Позвольте детям взаимодействовать с цветами, создавая тени и отражения. Предложите детям придумать истории, используя различные цвета, и нарисовать свои ощущения от увиденного. В конце занятия обсудите, какой цвет нравится каждому ребенку и какие ассоциации у них вызывают разные цвета. [8]

Эти задания помогут детям развивать различные сенсорные навыки, одновременно создавая атмосферу игры и творчества в сенсорной комнате.

Особенности инклюзивности:

  1. Доступность: Игровая зона спроектирована так, чтобы быть доступной для всех детей. Пандусы, широкие проходы и регулируемые столы обеспечивают комфортное участие каждого ребенка.
  2. Мультисенсорное вовлечение: Разные материалы и виды активности позволяют учитывать индивидуальные особенности восприятия, обеспечивая комфорт детей с разными сенсорными предпочтениями.
  3. Совместная игра: Такая сенсорная комната поощряет сотрудничество и социальное взаимодействие. Дети естественным образом стремятся играть вместе, что способствует развитию коммуникативных навыков и дружбы среди разнообразных сверстников.
  4. Психоэмоциональная поддержка: Обеспечение комфортной и безопасной атмосферы для всех дошкольников, включая детей с особыми потребностями. [4]

Благодаря сенсорной зоне, детский сад не только создает увлекательный образовательный опыт, но и способствует культуре принятия и понимания среди детей, обеспечивая, чтобы каждый ребенок чувствовал себя ценным. Эта практика поддерживает общее благополучие всех дошкольников.

Заключение

Инклюзивная практика в дошкольном образовании является не просто моральным обязательством; она имеет важнейшее значение для создания благоприятных условий для обучения всех детей. Обеспечивая, чтобы каждый ребенок чувствовал себя достойным и вовлеченным в образовательный процесс, специалисты могут заложить основу для создания более справедливого и сочувствующего общества. Благодаря усилиям по разработке сенсорных комнат, индивидуальным образовательным маршрутам и непрерывному профессиональному развитию мы можем предоставить каждому ребенку возможность процветать и в полной мере реализовать свой потенциал. В конечном счете цель заключается в воспитании поколения дошкольников, которые не только преуспевают в учебе, но и внесут позитивный вклад в развитие мира вокруг них.

Список литературы:

  1. Ашарапова С.Ф. Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «В мире эмоций» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2013. – № 4. – С. 22-39.
  2. Жаркова Г.В. Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в сенсорной комнате // Вестник практической психологии образования. – 2016. – № 1(46). – С. 59-67.
  3. Иванова С.А. Универсальный дизайн сенсорной комнаты // Сборник докладов III Национальной научно-практической конференции с международным участием, Москва, 26–27 ноября 2019 года. – Москва: МИРЭА - Российский технологический университет. – 2019. – С. 121-124.
  4. Казаку Л.В. Использование сенсорной комнаты в решении проблем адаптации к ДОУ младших дошкольников // Воспитатель ДОУ. – 2012.  – № 1. – С. 90-93.
  5. Кашапова Г.М., Бурганова Г.Р. Занятие в сенсорной комнате для детей с ОВЗ // Логопед. – 2013. – № 8. – С. 31-42.
  6. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  7. Липовцева Н.В. Коррекция нарушения сенсорной интеграции у детей старшего дошкольного возраста в сенсорной комнате // Образование в Кировской области. – 2021. – № 3(59). – С. 54-58.
  8. Учувадова И.О. Сенсорная интеграция: опыт развивающих занятий // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 8. – С. 88-93.
  9. Шнякина Н.В. Сенсорная комната как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи // Логопед. – 2009.  – № 6. – С. 71-76.
  10. Щербакова Ю.А. Сенсорная комната: ее особенности и применение // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 8. – С. 27-31.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста

Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорнымнаполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункционал...

«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста»

laquo;Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его  восприятия и формирование представлени...

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...

«Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми»

Конспект ООД в младшей группе«Использование сенсорных коробокв образовательном процессе с детьми»...