«Формирование практических трудовых действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации хозяйственно – бытового труда»
консультация (младшая группа)

Наталья Валерьевна Ефимова

Актуальность вопроса трудового воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья продиктована Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В этих документах отмечено, что одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

    В трудовом воспитании дошкольника большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Именно в хозяйственно-бытовом труде ребёнок с ОВЗ достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. При правильном подходе к трудовому воспитанию особый ребенок приучается наводить порядок и следить за чистотой, именно эти умения будут необходимы ему в дальнейшей жизни.

Основной целью моего опыта — это создание педагогических условий для развития практических трудовых действий у детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование практических трудовых действий

 у детей с ограниченными возможностями здоровья

в процессе организации хозяйственно – бытового труда»

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «…возможность труда и любовь к нему – это лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».

Актуальность вопроса трудового воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья продиктована Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В этих документах отмечено, что одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 

    В трудовом воспитании дошкольника большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Именно в хозяйственно-бытовом труде ребёнок с ОВЗ достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. При правильном подходе к трудовому воспитанию особый ребенок приучается наводить порядок и следить за чистотой, именно эти умения будут необходимы ему в дальнейшей жизни. 

Основной целью моего опыта — это создание педагогических условий для развития практических трудовых действий у детей с ОВЗ.

Задачи опыта: 

  • воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда;
  • формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде;
  • развивать умение детей пользоваться предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории;
  • формировать желание у детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений;
  • воспитывать у детей уважение к результатам труда взрослых и сверстников.

Подготовка детей к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей в нашей группе начинается с элементарных трудовых поручений: разложи карандаши в стаканчики, положи на свое место книгу, собери игрушки в уголке и т.д. Наблюдения за их выполнением мне подсказывает, когда можно начинать использовать дежурства и каких воспитанников к ним привлекать. Введение дежурства я начинаю с занятия «Я – дежурный». Постепенно ребята учатся планировать предстоящую работу, стараются проговаривать вслух ее этапы, удерживать в памяти последовательность выполнения действий. Для самостоятельного дежурства в помощь детям размещены алгоритмы труда.

Важную роль в формировании эстетического вкуса и положительных эмоций играет столовая: красиво и правильно сервированные столы, посуда, доброжелательная обстановка во время приёма пищи.  Это достигается хорошей работой дежурных.  Для дежурства по столовой и для коллективного труда в группе есть фартучки, тряпочки, щётки, метёлки, совки, тазики в нужном количестве, которые хранятся в специально отведённом месте, доступном детям. Правильное хранение и расположение инвентаря также имеет большое значение для воспитания у детей аккуратности и бережного отношения к вещам. 

Привычку детей наводить порядок в группе начинаю воспитывать на занятиях, одно из которых «Детский сад – наш дом, наведём порядок в нём!». Благодаря им, у детей появляется желание трудиться, выполнять поручения взрослых, уметь видеть беспорядок и устранять его.

В процессе работы по хозяйственно - бытовому труду я развиваю у детей интерес, а также отрабатываю умение выполнять различные бытовые поручения, например: поручение «Почистим дощечки», «Расставь салфетницы», «Поставь стульчик на свое место». В этом мне помогает дидактическое пособие «Копилка поручений», где в виде картинок собраны различного рода и уровня сложности задания для детей по наведению порядка в группе, например: убрать строительный материал, разложить посуду по полочкам, расставить книжки, протереть с полочки пыль и т.д.

Особый интерес дети проявляют к заботе и уходу за растениями. Этот труд стимулирует положительные эмоции, снимает напряжение и стресс у наших дошколят. С помощью наглядных алгоритмов действий мы учимся с детьми протирать крупные листья цветов, пользоваться леечкой, упражняемся в рыхлении земли. Радость и положительные эмоции захватывают детей при виде быстрого результата своей деятельности - политых цветов, чистых листочков и т.д.

В рамках темы недели «Посуда» проводилось занятие «Помощники Бабушки Федоры», на котором дети знакомились с правилами приема пищи, сервировки стола, уборки и мытья посуды, используя для этого кукольный игровой материал.  

В рамках темы «Чистота-залог здоровья», организовывался хозяйственно-бытовой труд по формированию у детей навыков мытья овощей и фруктов, закреплению практических действий по наведению чистоты в помещении.

В режимных моментах я стараюсь использовать игровые приемы. Создаю педагогические ситуации «Готовимся к приходу гостей», «Помогаем Карлсону собрать конструктор», стимулирую детей в отработке трудовых действий с помощью проблемных ситуаций: «Как помочь бабушке Федоре?», «А что делать, если листочки завяли?».

Большой интерес и активность детей вызвал проект «Неделя здорового питания». С помощью игровой ситуации «превратимся в поварят», воспитанники принимали посильное участие в труде взрослых по приготовлению вкусного сока. В начале проводился эксперимент, который привел детей к выводу, что отжимать сок соковыжималкой легче, чем руками. Сюрпризным и завершающим моментом данного занятия стала дегустация приготовленного сока.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке.  Трудовые десанты «Очистим дорожки от снега» и трудовые акции «С мусором не дружим мы» являются значимыми, так как непосредственное участие в труде дает ощутить детям трудовое напряжение и понять его необходимость для получения результата. Воспитанники начинают осознавать, что трудолюбие не может быть без волевого усилия, умения доводить порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. 

           Взаимодействие с родителями несомненно является немаловажным фактором в трудовом воспитании дошкольников с ОВЗ. Ярким примером тесного сотрудничества с семьями воспитанников по трудовому воспитанию может служить опыт проведения «Семейных игротек».   На которых в игровой форме стараюсь вовлекать родителей, иногда и совместно с детьми, в простейшие процессы трудовой деятельности.

             Важно понимать, что конечная цель трудового воспитания - сформировать положительное отношение к труду, готовность выполнять любую, полезную обществу и себе работу, трудиться добросовестно и творчески. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.

Хотелось бы завершить свой опыт словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....

Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским...

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема развития  мыслительных операций  у детей с детским церебральным параличом (ДЦП)  в дошкольном возрасте актуальна тем, что это является  неотъемлемым компонентом любо...

Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"

Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...