Семинар-практикум « Правильно выполняем артикуляционную гимнастику»
методическая разработка

Жижина Ольга Владимировна

Гимнастика для рук, ног – это дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Семинар – практикум

для родителей смешанной группы компенсирующей направленности

Тема: « Правильно выполняем артикуляционную гимнастику»

                                                                                  Подготовила и провела: учитель-логопед

                                                                                Жижина Ольга Владимировна

                                                                         

п.г.т. Стройкерамика

2024-2025 учебный год

Цель: Познакомить родителей с комплексом артикуляционных  упражнений, дать практические навыки по теме.

Задачи:

1. Познакомить родителей с понятие артикуляционная гимнастика.

2. Объяснить необходимость ее выполнения.

3.  Познакомить с правилами выполнения артикуляционной гимнастики.

4. Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков.

Оборудование: зеркала персональные, карточки – символы.

Информационная часть:

Гимнастика для рук, ног – это дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Еще одной целью артикуляционной гимнастики является  укрепление соответствующих мышечных групп, и дифференциация положения языка, губ, челюсти  в процессе выполнения движений.

Вначале  артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает. У нас взрослых артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

6. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений  - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Улыбочка»

Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

«Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».

Удерживать так под счет от 5 до 10.

Чередовать «Улыбочка» - «Хоботок» - «Заборчик»

«Лопаточка» 

Язык лопаточкой положить на нижнюю губу. Удержав под счет от 1 до 10.

«Иголочка» 

Широко открыть рот, поднять и вытянуть вперед тонкий язык.  Удержав под счет от 1 до 10.

Чередовать «Лопаточка» - «Иголочка»

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнения 3-4 раза.

«Часики» 

Открыть рот, растянуть губы в улыбке, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

«Грибок» 

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.

«Чашечка» 

Открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10. Повторять упражнения 3-4 раза.

«Вкусное варенье» 

Широко открыть рот, острым кончиком языка провести по верхней губе снизу вверх. Выполнять 6-8 раз. Повторять 3-4 раза.

Использованная литература:

1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил

2.  Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.

Артикуляционная гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

Рекомендации по выполнению артикулционной гимнастики в домашних условиях....

"Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику"

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Чаще всего эти нарушения носят временный, непостоянный характер. Нарушения звуко...

Рекомендации для родителей "Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику".

Памятка для родителей, как правильно проводить с детьми артикуляционную гимнастику....

Практикум для воспитателей « Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику»

показать  педогогам  правила выполнения артикуляционной гимнастики....

как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

для чего нужна артикуляционная гимнастика и как правильно ее выполнять...