ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Тема: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка (старшая группа)

Корнева Юлия Фуатовна

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.

В профессиональном стандарте педагога прописано: «Педагог должен использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самообразование40.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №30 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

                                   

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Тема: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

срок реализации 3 года

( 2021-2024 учебные годы)

Воспитатель: Корнева Ю.Ф.

Актуальность выбранной темы

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.

В профессиональном стандарте педагога прописано: «Педагог должен использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании». 

       Чтобы сделать обучение более эффективным, я решила   углублённо работать на эту тему. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

       Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий, передавать информацию из одного полушария в другое т.е. осуществлять межполушарное взаимодействие.

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Если не получается выполнять упражнения сразу двумя руками, то начинать нужно с ведущей руки. Задача: научиться делать с высокой скоростью, быстро переключаться с одного на другое.

Цель: Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми ОВЗ и педагогами.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по теме.
  2. Внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  3. Наметить направления работы с детьми по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.
  4. Определить пути взаимодействия с родителями по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.

Цель этапа

Задачи этапа

Педагогический продукт как результат

(тема, название)

Субъективные достижения

Формы представления результатов (место и дата)

ɪэтап- Аналитический

Период 2021г. (сентябрь-декабрь)

Изучение проблемы

Создать каталог научно- методической литературы, инновационного опыта, проанализировать  интернет ресурсы, провести диагностические исследования, составить методическую копилку, картотеки

Каталог научно- методической литературы, инновационного опыта, интернет- ресурсов, мониторинг диагностических исследований, картотека, оформление библиографического списка литературы по теме самообразования, посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов).

Аналитическая справка

-информации на профессиа

нальных сайтах (альтернативный сайт)

II этап- Конструирующий/Формирующий

Период 2022-2023г.г. (январь – май)

1. Создать методическое сопровождение

2. Практи

ческая отработка методических материа

лов

1. Разработать  программу (цикл занятий…)

2. Реализация разработок на практике

1. Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты, создание и оснащение творческих центров в группе, пакеты диагностичес

ких методик, методические рекомендации, технологичес

кие карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями, видеозаписи, пособия, методическая копилка (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

2. Подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, выступлений и тд.) оформление результатов диагностики, оформление конспектов ОД, участие в конкурсах различного уровня.

1.Аналитическая справка, отзыв коллег, родителей

2. Самоотчет, аналитическая справка, результат участия в конкурсах.

- пед. час

- пед. час,

-конкурс,

-выставка.

III этап - Обобщающий

Период 2023-2024г.г. (сентябрь – май)

Обобщение опыта работы

Сформировать базу данных по полученным результатам в ходе реализации программы

Оформление опыта работы (портфолио)- его обобщение и распространение: проведение итоговых  диагностических исследований, редакция перспективных планов работы с детьми, проектов, методических рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями, издание собственных разработок, размещение публикаций, мониторинг развития детей, оформление методических рекомендаций, участие в конкурсах различного уровня.

Самоотчет, результат участия в конкурсах.

- пед. час,

- педсовет,

Информации на профессиональных сайтах.

Планируемый  результат:

1. Снижение тревожности детей

2. Повышение стрессоустойчивости организма

3. Высокая способность к произвольному контролю

4. Развитая координация движений, точное выполнение движений

5. Высокая познавательная активность

6. Развитые память, внимание, творческое мышление.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

I этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Определение темы  по обобщению опыта работы обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

Тема самообразования: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной

работе с детьми с ОВЗ»

2021-2024г.г.

2.

Постановка целей, задач работы

Цель самообразования: 

Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми ОВЗ и педагогами.

Задачи самообразования:

1.Изучить методическую литературу по теме.

2.Внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

3.Наметить направления работы с детьми по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.

4.Определить пути взаимодействия с родителями по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.

3.

Выдвижение гипотезы

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми повысит стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшит мыслительную деятельность, которая  способствует улучшению памяти и внимания, а также облегчит процесс чтения и письма.

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Составление плана работы по самообразованию

Изучение педагогической литературы, анализ исследования ученых по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста  с ОВЗ.

Моя работа по этой теме состоит из нескольких этапов:

1 этап – информационно –аналитический и методическая работа, сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – планирование работы по использованию кинезиологических упражнений.

3 этап – внедрение системы работы  по использованию кинезиологических упражнений для развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мыслительной деятельности, мелкой и крупной моторики.

сентябрь 2021г. по декабрь 2021г.

2.

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (мониторинг)

Мониторинг на начало работы

сентябрь 2021

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Теоретическая часть

- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и тп.

- Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

сентябрь 2023г. по май -2024г.

2.

Практическая часть

- Составление конспектов занятий, деятельности и тд., их апробация.

- Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности.

- Проведение открытых мероприятий

- Выступление на педагогическом совете

- Участие в работе творческих групп

Работа с родителями:

- Семейные проекты, которые позволяют педагогу тесно общаться с родителями.

- Консультации для родителей на тему кинезиологические упражнения.

- Участие родителей в изготовлении развивающих игр и демонстрационного материала.

- Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

- Библиотека для родителей, в которую войдут периодические издания на заданную тему.

- Справочный материал  вывешивается на стенд для родителей.

- Анкетирование родителей.

- Проведение родительского собрания.

сентябрь 2023г. по май -2024г.

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Оформление результатов обследования детей по проблеме

1. Продолжить работу по теме: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной

работе  с детьми с ОВЗ».

2. Изучить новинки методической литературы.

3.Продолжать работу с родителями.

сентябрь 2023г. по май 2024г.

2.

Оформление опыта работы:

- Систематизация теоретической части

- Систематизация практического материала

- Подборка материалов и составление «Приложения» (план работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

                                      Содержание работы

Сроки реализации

1.

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»

Выступление перед коллегами по теме самообразования: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной

работе  с детьми с ОВЗ».

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

2.

Предоставление опыта работы в методический кабинет

1. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

2. Консультация для родителей: «Кинезиология – упражнения для развития внимания и памяти».

3.Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. 

3.

Участие в педагогических конкурсах

Участие в  конкурсах по теме самообразования (дистационно).

Реализация

(2021 – 2024 учебные года)

2021- 2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь 2021 г.

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь 2021г.

3.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь 2021г.

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов : (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Собрать банк данных по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ»: презентации, статьи.

В течение года

7.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь 2021 г.

8.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ »

В течение года

9.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

10.

 Изучить литературу:  - Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонова  «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

Январь 2022г.

11.

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ »

Февраль 2022г.

12.

Провести итоговое занятие для родителей по теме: «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»

Апрель 2022г.

13.

Ведение персонального сайта

В течение года

14.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному   развитию.

Сентябрь

2.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ »

декабрь

3.

Размещение своих работ  на сайте.

В течение года

4.

Продолжать работу над выбранной методической темой.

В течение года

5.

Пройти курсы повышения квалификации

Декабрь

6.

Подготовка к аттестации.

Изучение нормативной базы.

1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь - январь

7.

Изучать опыт работы  воспитателей,  по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

В течение года

8.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

9.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, март

10.

Распространение педагогического опыта работы

По плану образовательного учреждения

11.

Соотнесение полученных результатов с запланированными.

Май

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.(возможно ли)

Октябрь

Февраль

Май

2.

Изучение опыта работы педагогов  (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Гасанова Д. «Игра в развитии познавательной сферы»2014.

Сентябрь-октябрь

4.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме самообразования.

В течение года

5.

Открытое занятие для педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя.

6.

Разработка пособия дидактических игр по теме самообразования.

Ноябрь

7.

Консультация для родителей: «Кинезиологические упражнения – легко, весело, полезно».

Декабрь

8.

Оформление фотовыставки «Мы занимаемся».

Январь

9.

Анкетирование родителей на тему «Совместная игра  домашних условиях»

Февраль

10.

Подготовить папку-копилку на тему: «Играя, развиваемся».

В течение года

11.

Итоговое занятие для родителей  с

использованием  кинезиологических упражнений

Март

12.

Ведение персонального сайта

В течение года

13.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ »

По плану старшего воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

Кинезиологические упражнения, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.Цель моего выступления: познакомить ...

«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

  В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение пр...

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» в рамках проведения методического объединения молодых воспитателей (2024 г.)

Обогащение знаний молодых воспитателей по использованию кинезиологических упражнений в коррекционной работе с обучающимися ОВЗ...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ...