ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Тема: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.
В профессиональном стандарте педагога прописано: «Педагог должен использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №30 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Тема: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
срок реализации 3 года
( 2021-2024 учебные годы)
Воспитатель: Корнева Ю.Ф.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.
В профессиональном стандарте педагога прописано: «Педагог должен использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании».
Чтобы сделать обучение более эффективным, я решила углублённо работать на эту тему. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий, передавать информацию из одного полушария в другое т.е. осуществлять межполушарное взаимодействие.
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Если не получается выполнять упражнения сразу двумя руками, то начинать нужно с ведущей руки. Задача: научиться делать с высокой скоростью, быстро переключаться с одного на другое.
Цель: Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми ОВЗ и педагогами.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по теме.
- Внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Наметить направления работы с детьми по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.
- Определить пути взаимодействия с родителями по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.
Цель этапа | Задачи этапа | Педагогический продукт как результат (тема, название) | Субъективные достижения | Формы представления результатов (место и дата) | |||||||
ɪэтап- Аналитический Период 2021г. (сентябрь-декабрь) | |||||||||||
Изучение проблемы | Создать каталог научно- методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет ресурсы, провести диагностические исследования, составить методическую копилку, картотеки | Каталог научно- методической литературы, инновационного опыта, интернет- ресурсов, мониторинг диагностических исследований, картотека, оформление библиографического списка литературы по теме самообразования, посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов). | Аналитическая справка | -информации на профессиа нальных сайтах (альтернативный сайт) | |||||||
II этап- Конструирующий/Формирующий Период 2022-2023г.г. (январь – май) | |||||||||||
1. Создать методическое сопровождение 2. Практи ческая отработка методических материа лов | 1. Разработать программу (цикл занятий…) 2. Реализация разработок на практике | 1. Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты, создание и оснащение творческих центров в группе, пакеты диагностичес ких методик, методические рекомендации, технологичес кие карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями, видеозаписи, пособия, методическая копилка (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…) 2. Подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, выступлений и тд.) оформление результатов диагностики, оформление конспектов ОД, участие в конкурсах различного уровня. | 1.Аналитическая справка, отзыв коллег, родителей 2. Самоотчет, аналитическая справка, результат участия в конкурсах. | - пед. час - пед. час, -конкурс, -выставка. | |||||||
III этап - Обобщающий Период 2023-2024г.г. (сентябрь – май) | |||||||||||
Обобщение опыта работы | Сформировать базу данных по полученным результатам в ходе реализации программы | Оформление опыта работы (портфолио)- его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, редакция перспективных планов работы с детьми, проектов, методических рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями, издание собственных разработок, размещение публикаций, мониторинг развития детей, оформление методических рекомендаций, участие в конкурсах различного уровня. | Самоотчет, результат участия в конкурсах. | - пед. час, - педсовет, Информации на профессиональных сайтах. | |||||||
Планируемый результат:
1. Снижение тревожности детей
2. Повышение стрессоустойчивости организма
3. Высокая способность к произвольному контролю
4. Развитая координация движений, точное выполнение движений
5. Высокая познавательная активность
6. Развитые память, внимание, творческое мышление.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
I этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1. | Определение темы по обобщению опыта работы обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | Тема самообразования: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» | 2021-2024г.г. |
2. | Постановка целей, задач работы | Цель самообразования: Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми ОВЗ и педагогами. Задачи самообразования: 1.Изучить методическую литературу по теме. 2.Внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. 3.Наметить направления работы с детьми по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений. 4.Определить пути взаимодействия с родителями по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. | |
3. | Выдвижение гипотезы | Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми повысит стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшит мыслительную деятельность, которая способствует улучшению памяти и внимания, а также облегчит процесс чтения и письма. | |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1. | Составление плана работы по самообразованию | Изучение педагогической литературы, анализ исследования ученых по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Моя работа по этой теме состоит из нескольких этапов: 1 этап – информационно –аналитический и методическая работа, сбор и анализ информации по данной проблеме. 2 этап – планирование работы по использованию кинезиологических упражнений. 3 этап – внедрение системы работы по использованию кинезиологических упражнений для развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мыслительной деятельности, мелкой и крупной моторики. | сентябрь 2021г. по декабрь 2021г. |
2. | Проведение обследования детей по интересующей проблеме (мониторинг) | Мониторинг на начало работы | сентябрь 2021 |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1. | Теоретическая часть | - Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и тп. - Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы | сентябрь 2023г. по май -2024г. |
2. | Практическая часть - Составление конспектов занятий, деятельности и тд., их апробация. - Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности. - Проведение открытых мероприятий - Выступление на педагогическом совете - Участие в работе творческих групп | Работа с родителями: - Семейные проекты, которые позволяют педагогу тесно общаться с родителями. - Консультации для родителей на тему кинезиологические упражнения. - Участие родителей в изготовлении развивающих игр и демонстрационного материала. - Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. - Библиотека для родителей, в которую войдут периодические издания на заданную тему. - Справочный материал вывешивается на стенд для родителей. - Анкетирование родителей. - Проведение родительского собрания. | сентябрь 2023г. по май -2024г. |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1. | Оформление результатов обследования детей по проблеме | 1. Продолжить работу по теме: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ». 2. Изучить новинки методической литературы. 3.Продолжать работу с родителями. | сентябрь 2023г. по май 2024г. |
2. | Оформление опыта работы: - Систематизация теоретической части - Систематизация практического материала - Подборка материалов и составление «Приложения» (план работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) | ||
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1. | Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» | Выступление перед коллегами по теме самообразования: «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ». | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
2. | Предоставление опыта работы в методический кабинет | 1. Консультация для воспитателей по теме самообразования. 2. Консультация для родителей: «Кинезиология – упражнения для развития внимания и памяти». 3.Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. | |
3. | Участие в педагогических конкурсах | Участие в конкурсах по теме самообразования (дистационно). | |
Реализация
(2021 – 2024 учебные года)
2021- 2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь 2021 г. |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь 2021г. |
3. | Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь 2021г. |
4. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов : (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
6. | Собрать банк данных по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ»: презентации, статьи. | В течение года |
7. | Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь 2021 г. |
8. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ » | В течение года |
9. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
10. | Изучить литературу: - Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонова «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л. | Январь 2022г. |
11. | Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ » | Февраль 2022г. |
12. | Провести итоговое занятие для родителей по теме: «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» | Апрель 2022г. |
13. | Ведение персонального сайта | В течение года |
14. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2022-2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному развитию. | Сентябрь |
2. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ » | декабрь |
3. | Размещение своих работ на сайте. | В течение года |
4. | Продолжать работу над выбранной методической темой. | В течение года |
5. | Пройти курсы повышения квалификации | Декабрь |
6. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. 1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь - январь |
7. | Изучать опыт работы воспитателей, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет. | В течение года |
8. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
9. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, март |
10. | Распространение педагогического опыта работы | По плану образовательного учреждения |
11. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. | Май |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль.(возможно ли) | Октябрь Февраль Май |
2. | Изучение опыта работы педагогов (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Гасанова Д. «Игра в развитии познавательной сферы»2014. | Сентябрь-октябрь |
4. | Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме самообразования. | В течение года |
5. | Открытое занятие для педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя. |
6. | Разработка пособия дидактических игр по теме самообразования. | Ноябрь |
7. | Консультация для родителей: «Кинезиологические упражнения – легко, весело, полезно». | Декабрь |
8. | Оформление фотовыставки «Мы занимаемся». | Январь |
9. | Анкетирование родителей на тему «Совместная игра домашних условиях» | Февраль |
10. | Подготовить папку-копилку на тему: «Играя, развиваемся». | В течение года |
11. | Итоговое занятие для родителей с использованием кинезиологических упражнений | Март |
12. | Ведение персонального сайта | В течение года |
13. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Кинезиологические упражнения для детей в ДОУ » | По плану старшего воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»
Кинезиологические упражнения, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.Цель моего выступления: познакомить ...

«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение пр...

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» в рамках проведения методического объединения молодых воспитателей (2024 г.)
Обогащение знаний молодых воспитателей по использованию кинезиологических упражнений в коррекционной работе с обучающимися ОВЗ...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ...
