План самообразования. Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)

Шайхиева Лилия Шамилевна

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, педагогическое компетенция по вопросам развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

-массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- лепка из пластилина;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов

-пальчиковый театр.

Использовать игры:

 -«Геометрические вкладыши»;

-«Крупная и мелкая мозаика»

- «Пирамидка»;

- «Игры в сухом бассейне для рук»;

-«Узнай что в мешочке?»;

- «Разрезные картинки»;

- «Строим из Лего»;

- «Пазлы деревянные и картонные»;

- «Шнуровка»,

- «Прищепки»;

 

 

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Значение развития тонкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).

Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров).

Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

 

Работа с детьми

1

Сентябрь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш»

2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

2.

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра « Месим тесто».

3.Настольная игра «Пазл».

3.

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

3.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».

4.

Декабрь

1.Учить детей одевать и раздевать кукол.

2. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

5.

Январь

1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

2.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

6.

Февраль

1. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

2.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

7.

Март

1.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

2.Изготовление подарков к праздникам: «Международный женский день 8 марта

8.

Апрель

1.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

2. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

9.

Май

Отчёт о проделанной работе за год

Работа с родителями и с педагогами

1

Сентябрь

С родителями

С педагогами

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

Беседа « О необходимости развитие мелкой моторики»

 

2

Октябрь

Участие родителей в создании развивающей среды.

Консультация «Как правильно проводить пальчиковую гимнастику»

3.

Ноябрь

Буклет на тему «Дети и мелкая моторика»

Консультация для воспитателей «Почему так

важно развивать мелкую моторику рук?».

4.

Декабрь

Совместный конкурс для родителей и детей «Новогодняя елочная игрушка»

Изготовление буклетов «Развитие мелкой моторики»

5

Январь

Беседа «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

Создание картотеки « Пальчиковая гимнастика»

 

6

 

Февраль

Консультация для родителей « Играйте вместе с детьми»

 Беседа Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

7

Март

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика

Буклет « Роль пальчиковых игр для развития мелкой мотроики»

8.

 

Апрель

Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

 

9

Май

Отчет о проделанной работе

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2
  2. Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
  3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
  4. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
  5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
  7. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
  8. Интернет ресурсы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, педагогическое компетенция по вопросам развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

-массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- лепка из пластилина;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов

-пальчиковый театр.

Использовать игры:

 -«Геометрические вкладыши»;

-«Крупная и мелкая мозаика»

- «Пирамидка»;

- «Игры в сухом бассейне для рук»;

-«Узнай что в мешочке?»;

- «Разрезные картинки»;

- «Строим из Лего»;

- «Пазлы деревянные и картонные»;

- «Шнуровка»,

- «Прищепки»;

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Значение развития тонкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).

Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров).

Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

 

Работа с детьми

1

Сентябрь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш»

2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

2.

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра « Месим тесто».

3.Настольная игра «Пазл».

3.

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

3.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».

4.

Декабрь

1.Учить детей одевать и раздевать кукол.

2. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

5.

Январь

1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

2.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

6.

Февраль

1. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

2.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

7.

Март

1.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

2.Изготовление подарков к праздникам: «Международный женский день 8 марта

8.

Апрель

1.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

2. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

9.

Май

Отчёт о проделанной работе за год

Работа с родителями и с педагогами

1

Сентябрь

С родителями

С педагогами

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

Беседа « О необходимости развитие мелкой моторики»

2

Октябрь

Участие родителей в создании развивающей среды.

Консультация «Как правильно проводить пальчиковую гимнастику»

3.

Ноябрь

Буклет на тему «Дети и мелкая моторика»

Консультация для воспитателей «Почему так

важно развивать мелкую моторику рук?».

4.

Декабрь

Совместный конкурс для родителей и детей «Новогодняя елочная игрушка»

Изготовление буклетов «Развитие мелкой моторики»

5

Январь

Беседа «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

Создание картотеки « Пальчиковая гимнастика»

6

 

Февраль

Консультация для родителей « Играйте вместе с детьми»

 Беседа Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

7

Март

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика

Буклет « Роль пальчиковых игр для развития мелкой мотроики»

8.

 

Апрель

Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

9

Май

Отчет о проделанной работе

Список литературы:

  1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2
  2. Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
  3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
  4. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
  5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
  7. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
  8. Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

План по самообразованию тема ««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»2019-2020г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образован...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького реб...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...