План самообразования. Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, педагогическое компетенция по вопросам развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовать игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Игры в сухом бассейне для рук»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки»;
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Значение развития тонкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров).
Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
Работа с детьми
1 | Сентябрь | 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш» 2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) |
2. | Октябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра « Месим тесто». 3.Настольная игра «Пазл». |
3. | Ноябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 3.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом». |
4. | Декабрь | 1.Учить детей одевать и раздевать кукол. 2. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). |
5. | Январь | 1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 2.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». |
6. | Февраль | 1. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 2.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) |
7. | Март | 1.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 2.Изготовление подарков к праздникам: «Международный женский день 8 марта |
8. | Апрель | 1.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 2. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями». |
9. | Май | Отчёт о проделанной работе за год |
Работа с родителями и с педагогами
1 | Сентябрь | С родителями | С педагогами |
Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у детей» | Беседа « О необходимости развитие мелкой моторики»
| ||
2 | Октябрь | Участие родителей в создании развивающей среды. | Консультация «Как правильно проводить пальчиковую гимнастику» |
3. | Ноябрь | Буклет на тему «Дети и мелкая моторика» | Консультация для воспитателей «Почему так важно развивать мелкую моторику рук?». |
4. | Декабрь | Совместный конкурс для родителей и детей «Новогодняя елочная игрушка» | Изготовление буклетов «Развитие мелкой моторики» |
5 | Январь | Беседа «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей» | Создание картотеки « Пальчиковая гимнастика»
|
6
| Февраль | Консультация для родителей « Играйте вместе с детьми» | Беседа Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста |
7 | Март | Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика | Буклет « Роль пальчиковых игр для развития мелкой мотроики» |
8.
| Апрель | Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста | Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»
|
9 | Май | Отчет о проделанной работе |
|
Список литературы:
- Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2
- Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
- Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
- Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
- Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
- Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
- Интернет ресурсы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, педагогическое компетенция по вопросам развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовать игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Игры в сухом бассейне для рук»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки»;
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Значение развития тонкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров).
Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
Работа с детьми
1 | Сентябрь | 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш» 2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) |
2. | Октябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра « Месим тесто». 3.Настольная игра «Пазл». |
3. | Ноябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 3.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом». |
4. | Декабрь | 1.Учить детей одевать и раздевать кукол. 2. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). |
5. | Январь | 1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 2.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». |
6. | Февраль | 1. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 2.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) |
7. | Март | 1.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 2.Изготовление подарков к праздникам: «Международный женский день 8 марта |
8. | Апрель | 1.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 2. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями». |
9. | Май | Отчёт о проделанной работе за год |
Работа с родителями и с педагогами
1 | Сентябрь | С родителями | С педагогами |
Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у детей» | Беседа « О необходимости развитие мелкой моторики» | ||
2 | Октябрь | Участие родителей в создании развивающей среды. | Консультация «Как правильно проводить пальчиковую гимнастику» |
3. | Ноябрь | Буклет на тему «Дети и мелкая моторика» | Консультация для воспитателей «Почему так важно развивать мелкую моторику рук?». |
4. | Декабрь | Совместный конкурс для родителей и детей «Новогодняя елочная игрушка» | Изготовление буклетов «Развитие мелкой моторики» |
5 | Январь | Беседа «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей» | Создание картотеки « Пальчиковая гимнастика» |
6
| Февраль | Консультация для родителей « Играйте вместе с детьми» | Беседа Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста |
7 | Март | Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика | Буклет « Роль пальчиковых игр для развития мелкой мотроики» |
8.
| Апрель | Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста | Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей» |
9 | Май | Отчет о проделанной работе |
Список литературы:
- Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2
- Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
- Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
- Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
- Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
- Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

План по самообразованию тема ««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»2019-2020г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образован...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности». Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького реб...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...
