Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшей дошкольного возраста
методическая разработка

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

« Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшей дошкольного возраста »

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Актуальность

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л.С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы самообразования.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Поэтому выбранная тема является актуальной для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Задачи:

Для воспитателя:

-Анализ и сбор информации из различных источников.

-Разработать перспективный и тематический план работы с детьми и родителями.

-Создание предметно-развивающей среды.

Для детей:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Для родителей:

Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 года.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 года.

Чтобы решить поставленные задачи, я разработала план мероприятий на каждый месяц, работала в следующих направлениях:

1. Изучила литературу: использовала современные технологии – Интернет, сайты дошкольного образования.

2. Развивающая предметно-пространственная среда.

Считаю, что одним из определяющих факторов успешного речегого развития является предметно-развивающая среда. Поэтому прежде чем начать работу, начала с организации предметно-развивающей среды.

В нашей группе имеется сенсорный уголок, в котором расположен богатый материал, это – картотека дидактических игр, макеты, лэпбуки, демонстрационный материал, игрушки для мелкой моторики рук.

Правильно организованная среда помогает нам обеспечивать всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию положительной атмосферы в группе. Организовать среду помогают родители.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с первых дней пребывания детей в группе.

Работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забыла о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, сандалики, завязывать шнурки и т. д. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); шнуровки, бусы;

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;

пальчиковый театр и др.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

-пальчиковые игры;

-игры с предметами;

-дидактические игры;

-рисование;

-лепка;

-аппликация;

-конструирование

-кинезиологические упражнения.

Итоги работы:

– оформила картотеку дидактических игр;

–дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом (прищепками, липучками, массажными мячиками);

– создание предметно – развивающей среды: постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия).

В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки. В художественном уголке: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.

В театральном уголке: пальчиковый театр.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены консультации «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш). Во время родительского собрания познокомили родителей с инновационной технологией – кинезиология, были рекомендованы кинезиологические упражнения, чтобы заниматься с ребенком дома.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.

Вместе с родителями делали игры по мелкой моторике.

У детей развита мелкая моторика. Они могут правильно держать ложку, карандаш, кисточку, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. Дети в группе стали в общении пользоваться речью, обоготился словарный запас, с удовольствием рассказывать знакомые стихи, потешки, участвуют в различных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Дети с большим воодушевлением копируют все дви...