Загадка как средство обучения детей рассказам - описаниям
консультация

Одной из задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста является развитие монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Загадка как средство обучения детей рассказам – описаниям

Одной из задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста является развитие монологической речи. Среди типов монологической речи, которыми овладевает дошкольник, наиболее интересным является монолог–описание. Роль речи–описания заключается в том, что в ней закрепляются и расширяются представления детей об окружающих предметах и явлениях, их признаках, активизируется и обогащается соответствующий словарь, обозначающий признаки знакомых предметов, закрепляется правильность употребления грамматических форм, их практическое применение при построении связного описательного рассказа.

У детей дошкольного возраста вызывают затруднения построение последовательного описания, а также полное и точное перечисление признаков описываемых объектов. Страдает и связность описаний, и их образность. Словарь образных средств у детей беден, что делает их описания схематичными.

Загадки обладают возможностями способствовать развитию у детей монологической речи, в том числе описательной речи. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.  

Отгадывание загадок упражняет ум детей, развивает интеллектуальные способности, умения анализировать и обобщать, углубляет и уточняет знания о признаках различных предметов и явлений окружающего мира.

Существует несколько видов загадок:

  • загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается: Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

          Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

          Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

          По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

  • загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения: Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит-воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

  • сюжетные загадки - это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

Особое значение имеют загадки-описания, которые заключают в себе возможности для обучения детей последовательному и точному описанию объектов, через обогащение представлений детей о форме и средствах описания, через обогащение словаря их описательной речи новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями.

Загадка-описание - это возможность для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут служить следующие: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег) Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф) Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

К загадке можно обращаться при обучении ребенка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при составлении описаний игрушек, картинок, предметов. При этом загадка может служить образцом описательной характеристики.

Сначала идет рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называют их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними, затем как обобщение сказанного загадывают загадки об этих предметах. Наконец, ребята и сами составляют краткое описание предметов в виде загадки, основываясь на услышанных ими образцах.

Подобная работа проводится при рассматривании овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, одежды, игрушек и картинок, изображающих транспорт, домашних и диких животных и др.

Овладение навыками описательной речи идет на различных занятиях. Так, в старшей группе дети составляют рассказы об игрушках. Цель их - формирование у ребят умения владеть речью-описанием.

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов используются и другие литературные произведения - короткие тексты-описания и стихотворения о предметах и явлениях. Например, дети рассматривают картинки, изображающие домашних животных - кота, петуха, корову, лошадь, свинью и др., дают описание их внешнего вида, повадок и пр., затем слушают стихотворения, рассказы, народные песенки об этих животных. Предложенные после этого загадки дети отгадывают легко, так как художественные характеристики предметов в загадках и стихах во многом совпадают: ведь основы поэтического образа едины.

При формировании у детей навыков речи-описания важную роль играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов зависит от своеобразия предмета, о котором составляется загадка. Если, к примеру, это животное, то уместны вопросы: какое оно? Где живет? Его голос? И др. Об овощах можно спросить: где растет? Какого цвета? Какой формы? Какого вкуса? Если речь идет о предмете обихода, то необходимо уточнить, из чего он сделан, для чего нужен и т.п.

Содержание вопросов зависит и от задач развития речи, которые решает воспитатель. Если мы хотим, чтобы в загадке отразились разные признаки (и внешний вид, и действия), то ставим вопросы: какой? На что похож? Что делает?

Подобные вопросы направляют ребенка на полное и разнообразное описание предмета при помощи различных речевых средств.

Обучение детей придумыванию загадок тесно связано с занятиями по описанию предметов. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры «Чудесный мешочек». Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает задание: «Можно загадать загадку, рассказав, какой это предмет, но не называть его». В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее.

Чтобы дети усвоили структуру загадки, требуется обращать их внимание на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как заканчивается? О чем в ней спрашивается?». Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.

Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

Таким образом, загадка является важнейшим средством обогащения описательной речи у детей дошкольного возраста. Отгадывание загадок обогащает представления детей о признаках окружающих предметов и явлений, обогащает словарь детей названиями этих признаков и образными выражениями. Придумывание загадок активизирует усвоенные лексико-грамматические средства, упражняет детей в составлении описательных монологов: последовательных, точных и образных.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Модель 1 «Какой?» «Что бывает таким же?»

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

паровоз

Шипящий

Вулкан

Круглый

Апельсин

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Блестящий - паровоз, но не простой, а новенький паровоз

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Новенький

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Оранжевый апельсин

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как новенький паровоз; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не оранжевый апельсин".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

– Какой снег по цвету? – Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

– Какой снег по действиям? – Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

– Какой он на ощупь? – холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Белый Мел

Скрипучий Пол

Холодный Лед

Легкий Пух

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.

Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух.

Модель 2 Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 

 1. -Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

  Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

    Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадный; семенит, как старый гном".

   

Пример составления загадки про белку с детьми 5 лет.

– Что делает белка?

– Прыгает, карабкается, собирает, грызет.

– Прыгает как кто или что?

– Прыгает как зайчик.

– Карабкается как обезьяна.

– Собирает как хозяйка.

– Грызет, как хомяк.

Что делает? Что (кто) делает так же?

Прыгает Зайчик

Карабкается Обезьяна

Собирает Хозяюшка

Грызет Хомяк

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.

Можно попросить детей дать образные характеристики объектам.

Пример: Составление загадки про белочку: “Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк.

Модель 3 Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

Пример составления загадки про цветок:

– На что похож цветок? – На бабочку.

– А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.

– Еще на что похож? – На зонтик, но маленький.

– А еще? – На бантик, но бантик не живой.

На что похоже? Чем отличается?

Бабочка Не летает

Зонтик Маленький

Бантик Живой

Текст получившейся загадки: “Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению детей сравнительному описанию

Предлагаю вашему вниманию конспект по обучению детей сравнительному описанию...

«Моделирование, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста описанию»

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...

Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.

Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм.   Развивать координацию движения и ритм....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования...

"Загадка как средство развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Загадка как средство развития детей дошкольного возраста"...

«Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей  направленности...