Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Солодовникова Елена Сергеевна

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_sostavleniyu_rasskaza.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»

Цель: обучение детей составлению рассказа-описания фруктов с использованием наглядных моделей.

Коррекционные задачи:

-уточнение и активизация словарного запаса по лексической теме «Фрукты»;

-развитие связной монологической описательной речи.

Обучающие задачи:

- учить составлять рассказ-описание с использованием «кубиков-схем»;

- учить составлять простые распространенные предложения;

- учить выделять основные свойства и признаки для составления рассказа-описания;

- учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными.

Развивающие задачи: развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, зрительного и слухового внимания и восприятия.

Воспитательные задачи: воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методическое обеспечение: кукла Незнайка, предметные картинки с изображением фруктов, предметные картинки с изображением овощей, 3 коробки, контурные изображения фруктов, цветные карандаши, мяч, кубики (со схемой), муляжи фруктов.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Л: (Дети заходят в групповую комнату и садятся за столы. У каждого ребенка на столе лежит предметная картинка с изображением фрукта.) «Ребята, посмотрите, что у вас есть на столах? Каждый поднимет руку и скажет мне, что нарисовано на его картинке?»

Ребенок 1: «На моей картинке нарисовано яблоко»

Ребенок 2: «На моей картинке нарисован лимон»

Ребенок 3: «На моей картинке нарисована груша»

Ребенок 4: «На моей картинке нарисована слива»

Л: «Молодцы, ребята, вы верно ответили на мои вопросы. А как мы можем назвать все эти картинки одним словом?»

Д: «Это фрукты»

Л: «А где у нас растут фрукты?»

Д: «Фрукты растут в саду, на деревьях»

  1. Дидактическая игра «Помоги Незнайке»

(На ковре стоят 3 коробки. На первой коробке нарисованы фрукты. На второй коробке и фрукты и овощи, а на третьей только овощи. Рядом на стульчике сидит кукла Незнайка.)

Л: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?»

Д: «Это Незнайка»

Л: « Верно, ребята, это Незнайка. (За Незнайку говорит воспитатель)

Н: «Ребята, я пришел к вам за помощью. Я ходил в магазин за овощами и фруктами. В магазине оставался один пакет и все это сложили в него. Теперь я не могу понять, где у меня фрукты, а где овощи. Ребята, поможете мне разобраться?»

Д: «Поможем»

Л: «Ребята, вам нужно разложить картинки с изображением овощей и фруктов в коробки. Подходите к коробке с изображением овощей и фруктов и берите из нее овощ или фрукт, а за тем кладите его в нужную коробку».

(Дети раскладывают картинки фруктов и овощей по коробкам, поясняя свой выбор.)

Ребенок 1: « У меня лимон. Это фрукт, т. к. он растет в саду на дереве»

Ребенок 2: « У меня яблоко. Это фрукт, т. к. он растет в саду на дереве»

Ребенок 3: « У меня груша. Это фрукт, т. к. он растет в саду на дереве»

Ребенок 4: « У меня абрикос. Это фрукт, т. к. он растет в саду на дереве» и т. д.

Л: «Молодцы, ребята. Вы помогли Незнайке разобраться с его покупками, а теперь давайте позовем Незнайку на наше занятие, чтобы он тоже знал, как отличать овощи и фрукты»

  1. Дидактическая игра «Сок для Незнайки»

Л: «Ребята, Незнайка в магазине видел много фруктов. Его друзья рассказывали ему, что из фруктов можно приготовить сок. Незнайка купил в магазине фрукты и теперь не знает какой же ему приготовить сок. Давайте мы ему поможем? Я буду показывать вам картинки фруктов, а вы мне будете говорить, какой сок можно приготовить из этих фруктов. (Логопед показывает картинку вишни и называет ее.) Какой сок можно приготовить из вишни?

Д: « Из вишни можно приготовить вишневый сок»

Л: «А какой сок можно приготовить из яблок?»

Д: « Из яблок можно приготовить яблочный сок»

Л: «А какой сок можно приготовить из сливы?»

Д: « Из сливы можно приготовить сливовый сок»

Л: «А какой сок можно приготовить из банана?»

Д: « Из банана можно приготовить банановый сок»

Л: «А какой сок можно приготовить из винограда?»

Д: « Из винограда можно приготовить виноградный сок»

Л: «А какой сок можно приготовить из персика?»

Д: « Из персика можно приготовить персиковый сок»

Л: «Молодцы, ребята, теперь Незнайка точно знает какой сок ему приготовить»

  1. Игра «Исправь ошибку»

Л: (Дети идут на ковер и становятся в круг) «Ребята, я буду говорить вам предложение с ошибкой и бросать мяч, вы должны исправить ошибку и бросить мяч мне обратно. На ветке висит (красивая) яблоко. Какое яблоко висит на ветке?»

Ребенок 1: «На ветке висит красивое яблоко»

Л: «Бабушка принесла внучке (сладко) грушу. Какую грушу принесла бабушка внучке?»

Ребенок 2: «Бабушка принесла внучке сладкую грушу»

Л: «Мама купила в магазине (маленько) гроздь винограда. Какую гроздь винограда купила мама?»

Ребенок 3: «Мама купила в магазине маленькую гроздь винограда»

Л: «Папа не разрешает есть (грязную) фрукты. Какие фрукты не разрешает есть папа?»

Ребенок 4: «Папа не разрешает есть грязные фрукты» и т. д.

Л: « Молодцы, ребята!!!»

  1. Игра «Скажи, какой?

Л: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать вам фрукты, а вы должны будете рассказать мне о них, только ответом на вопрос какой или какая или какое. Яблоко»

Д: « Яблоко – красное, круглое, вкусное, сочное, сладкое»

Л: « Груша»

Д: «Груша – сладкая, сочная, желтая, вкусная»

Л: «Слива»

Д: «Слива – сладкая, сочная, синяя, овальная»

Л: «Лимон»

Д: «Лимон – кислый, сочный, желтый, овальный»

Л: «Апельсин»

Д: «Апельсин – сладкий, сочный, оранжевый, круглый»

Л: «Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием»

  1. Физкультминутка

Мы сегодня в сад пойдем,

Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)

Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке),

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).

Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)

На носочки поднимись (встают на цыпочки)

И до ветки дотянись (поднимают руки вверх),

Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню),

Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).

  1. Игра «Посчитай фрукты»

Л: «Ребята, Незнайка просит нас с вами помочь ему посчитать сколько он купил фруктов? Я буду прикреплять фрукты на доску, а вы по очереди будете выходить и считать их.»

Ребенок 1: «На доске одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок»

Ребенок 2: «На доске один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов»

Ребенок 3: «На доске одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш»

Ребенок 4: « На доске одна вишня, две вишни, три вишни, четыре вишни, пять вишен»

Л: «Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием»

  1. Игра на развитие графо-моторных навыков.

(Логопед раздает на каждого ребенка по одной картинке с контурным изображением фруктов).

Л: «Ребята, возьмите в ручки карандаши и обведите по контуру фрукты на картинке, а затем раскрасьте его».

  1. Составление рассказа-описания

Л: «Ребята, посмотрите, какие волшебные кубики для вас принес Незнайка. На каждом кубике есть схемы-подсказки. С помощью этих кубиков мы с вами сможем с легкостью описать любой предмет… Внимательно послушайте, что означают схемы на кубиках… На первом кубике нарисован знак вопроса и он предлагает нам с вами рассказать, что это за предмет. На втором кубике нарисованы цвета, из них нужно выбрать цвет именно нашего предмета. Третий кубик символизирует форму предмета. Четвертый кубик символизирует размер предмета. Пятый кубик обозначает, какой предмет на вкус. А теперь давайте вместе со мной попробуем с помощью этих кубиков описать лимон. Для начала посмотрите на первый кубик и скажите мне что это?»

Д: «Это Лимон. Лимон – это фрукт. Он растет на дереве».

Л: «Посмотрите на второй кубик и выберите, какого лимон цвета?»

Д: «Лимон ярко-желтого цвета»

Л: « Посмотрите на третий кубик и выберите форму лимона».

Д: «Лимон вытянутой овальной формы»

Л: « Теперь посмотрите на 4 кубик и на наш лимон, и скажите мне какой лимон по размеру?

Д: «Наш лимон маленький».

Л: « Посмотрите на следующий кубик и скажите, какой лимон на вкус?»

Д: « На вкус лимон очень кислый»

Л: «Молодцы, ребята, а теперь давайте попробуем вместе составить рассказ, используя наши кубики… Это лимон. Лимон - это фрукт. Он ярко-желтого цвета. Лимон продолговатой овальной формы. У лимона приятный запах. Лимон очень кислый по вкусу. А теперь каждый из вас также при помощи кубиков составит рассказ-описание фрукта, который лежит у него на столе». (Каждому ребенку дают муляж фрукта, который ему необходимо описать)

1 ребенок: «Это вишня. Вишня – это фрукт. Она тёмно-красного цвета. Вишня круглая и маленькая. Внутри у вишни косточки. По вкусу вишня очень сладкая».

2 ребенок: « Это яблоко. Яблоко – это фрукт. По цвету оно зеленое. Яблоко большое и круглое. У яблока приятный аромат. На вкус яблоко кисло-сладкое».

  1. Итог занятия

(Логопед вместе с детьми ещё раз рассказывают Незнайке о чем было их сегодняшнее занятие. Дети прощаются с Незнайкой.)

Л: «Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?»

Д: «Сегодня мы говорили о фруктах».

Л: «Какие фрукты вы знаете?»

Д: «Мы знаем яблоко, лимон, апельсин, грушу, абрикос».

Л: «А какие соки можно приготовить из фруктов?»

Д: «Из фруктов можно приготовить вишневый, яблочный, сливовый, виноградный соки».

Л: «Молодцы ребята, вы все сегодня славно потрудились. А теперь пойдемте, проводим нашего гостя…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению составлению рассказов описаний об овощах по схеме.

Цели: учить составлять предложения. Объединять эти предложенияв короткий рассказ. Закрепить знание цветов и геометрических форм.   Развивать координацию движения и ритм....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....

«Обучение составлению рассказа-описания по лексической теме «Осень. Урожай овощей» с использованием алгоритма»

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей  направленности...