Конспект по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Иванова Татьяна Владимировна

Конспект по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_zimnyaya_odezhda.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

развитие речи (Ушакова О.С.)

Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Цель: Обучить детей правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о её назначении.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать детей давать описания зимней одежды;
  • Продолжать учить выделять на слух и правильно произносить звук (ж, изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

Развивающие:

  • Закрепить понятие «одежда»;
  • Развивать артикуляционный аппарат.

Воспитывающие:

  • Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Оборудование: кукла; зимняя кукольная одежда; игрушки – жук, ёжик, медвежонок.

Методы и  приемы:

Словесные: организационный момент - чтение стихотворения, пояснение, объяснение, беседа, вопросы, отгадывание загадок, поощрение.

Наглядные: демонстрация куклы.

Практический: показ упражнения.

Игровые: физкультминутка.

Предварительная работа: беседы о сезонных изменениях; наблюдения за людьми;

Словарная работа: Обогащение словаря: одежда, зимняя, ткань, воротник, рукава; чтобы было тепло.

Содержание НОД

I часть

Воспитатель. Послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на ёлке – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Д: О зиме.

В: Почему вы думаете, что это зима?

Д: Потому что снег, потому что снег нападал на мишку, потому что мишка спит зимой.

В: Кто из вас любит зиму? Почему?

Д: Потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах.

В: Теперь спросите меня, почему я люблю зиму.

Дети задают вопрос, воспитатель отвечает: потому что на улице мороз, чистый белый снег, деревья стоят в снегу – очень красиво.

В: Зимой на улице тепло или холодно? 

Д: Холодно.

В: А как люди одеваются зимой? 

Д: Тепло.

II часть

В: Наша кукла собирается на улицу. Что ей надеть, чтобы не замёрзнуть?

Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, её отличительные признаки, в том числе и функциональные.

В: Какое это пальто, куртка? 

Д: Зимнее, меховое, тёплое.

В: Какого цвета?

В: Что есть у пальто, куртки?

Д: Воротник, карманы, пуговицы, молния-замок.

В: Зачем нужен шарф?

Д: Чтобы повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло в шею, чтобы не заболеть.

В: Про что мы скажем: пушистый, меховой, мягкий?.

Д: Про воротничок.

В: Жёлтая, вязанная 

Д: Шапочка.

В: Штаны, шарф, варежки…это

Д: Одежда.

В: Какая одежда?

Д: Зимняя.

В: Какая зимняя одежда есть у вас? 

Д: Сапоги, штаны, куртка, варежки, шарф.

Физкультминутка:

Сейчас мы как будто пойдём гулять. Наденем рейтузы, кофту, шапку, шубу, застегнём пуговицы. (Дети имитируют одевание.)

Попросите друг друга помочь завязать шарф. (Дети завязывают друг другу шарф.)

Наденем варежки (Надевают варежки.)

Скажите правильно, что вы надели? (Дети перечисляют одежду.)

Пошли гулять. Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем в снежки. (Дети «лепят» и бросают снежки.)

Пошёл снежок! Подуем на снежинки. (Дети дуют на снежинки.)

Дуть надо долго-долго. Теперь вернёмся в группу. (Возвращаются на свои места.)

Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?

Летит – воет,

А сядет – землю роет.

(Жук.)

Как жук жужжит? (Дети отвечают.)

Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как. (Дети показывают.)

А большие жуки жужжат громко. Покажите, как.

Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове?

А эта загадка о ком?

Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик.)

Какие иголки вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

Какой иглой мы шьём, вышиваем? (Швейной.)

Что шьют швейной иглой? (Одежду.)

Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

Закончите предложения:

Ты ежа не трогай лучше,

Потому что он… (колючий).

Лиса потрогала ежа и … (укололась).

У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат … (короткие и тонкие).

Иглы на ёлке еловые, а на сосне … (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

А вот ещё одна загадка:

 Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)

Кто детёныш у медведя? Послушайте слово: медвеж-ж-жата. какой звук слышаться в этом слове?

А в слове медведь есть звук (ж?

III часть

Теперь вспомните слова со звуком (ж): ж-жук, медвеж-ж-жонок, ёж-ж-жик.

Что они делают зимой? (Спят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и  наглядность позволит детям легко и прост...

СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ  ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ...

Конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа-описания. Лиса"

Материал поможет педагогу научить детей последовательно составлять описательные рассказы...

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы

Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...

Конспект занятия для подготовительной группы «Развитие речи» составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».

Цель: составление  рассказа-описания «Моя любимая игрушка».Задачи:  - продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;- активизировать  словар...