Конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа-описания. Лиса"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Недосекина Людмила Леонидовна

Материал поможет педагогу научить детей последовательно составлять описательные рассказы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Составление рассказа-описания. Лиса"

Цель: формировать умение составлять рассказ-описание по плану.

Задачи:

  • Обучающая: научить устанавливать смысловые связи между предложениями; обучение связному рассказу;
  • Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, определения части речи - имени прилагательного (слова - признаки);
  • Коррекционная: формировать умение устанавливать грамматические связи, активизация словаря;
  • Воспитывающая: самооценку, усидчивость.

Оборудование: картинка с изображением лисы., карточки с мини темами.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

В.: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ, не просто рассказ, а рассказ-описание.

2. Загадка: о каком животном мы будем говорить на занятии?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её – …( лиса).

(Показ картинки «Лиса» на доске)

В.: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о Лисе.

Какие вы помните русские народные сказки, где лиса – действующий персонаж? Как называют лису? Если дети затрудняются, воспитатель зачитывает загадки.

3. Выделение слов–признаков.

В.: Послушайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (+ загадка с орг. момента)

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

     - А какие вы еще можете назвать слова признаки относительно к лисе?

Физ.минутка

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

(сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращают большим пальцем)

4. Признаки текста–описания.

Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета? (Рассказ–описание). Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета). Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы. В этом нам поможет план, который мы сейчас с вами составим.

 Далее дети отвечают на вопросы воспитателя.

Вопросы воспитателя:        

1. Какой величины лиса?

2. Какой шерстью покрыто тело лисы?    

а) на ощупь (качество)  б) цвет.

3. Какой у лисы хвост?

а) размер; б) качество.

4. Какие у лисы лапы?

а) размер;  б) цвет.        

5. Какая мордочка?

6. Какие ушки?

7. Какие глазки?

8. Какой вывод сделаем: какое животное лиса?        

Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью. У лисы большой пушистый хвост. Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета. Мордочка вытянутая, заострённая с длинными чёрными ушками, хитрыми глазками. Лиса – красивое животное.

Молодцы!

5. Прочтение получившегося рассказа-описания.

 А теперь давайте прочитаем наш рассказ-описание. По порядку, начиная с величины. Какие предложения вы бы хотели добавить?

Итог занятия:

В.: Ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием?

 (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).

В.: А на какой вопрос отвечают наши слова-признаки? Как вы думаете, у нас получился хороший рассказ? Лиса осталась довольна?

Величина

Шерсть:  на ощупь (качество);  цвет

Хвост:  размер; качество

Лапы: размер; цвет        

Мордочка

Ушки

Глазки

 Дом

Вывод



Предварительный просмотр:

Тема: "Составление рассказа-описания. Лиса"

Цель: формировать умение составлять рассказ-описание по плану.

Задачи:

  • Обучающая: научить устанавливать смысловые связи между предложениями; обучение связному рассказу;
  • Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, определения части речи - имени прилагательного (слова - признаки);
  • Коррекционная: формировать умение устанавливать грамматические связи, активизация словаря;
  • Воспитывающая: самооценку, усидчивость.

Оборудование: картинка с изображением лисы., карточки с мини темами.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

В.: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ, не просто рассказ, а рассказ-описание.

2. Загадка: о каком животном мы будем говорить на занятии?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её – …( лиса).

(Показ картинки «Лиса» на доске)

В.: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о Лисе.

Какие вы помните русские народные сказки, где лиса – действующий персонаж? Как называют лису? Если дети затрудняются, воспитатель зачитывает загадки.

3. Выделение слов–признаков.

В.: Послушайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (+ загадка с орг. момента)

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

     - А какие вы еще можете назвать слова признаки относительно к лисе?

Физ.минутка

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

(сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращают большим пальцем)

4. Признаки текста–описания.

Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета? (Рассказ–описание). Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета). Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы. В этом нам поможет план, который мы сейчас с вами составим.

 Далее дети отвечают на вопросы воспитателя.

Вопросы воспитателя:        

1. Какой величины лиса?

2. Какой шерстью покрыто тело лисы?    

а) на ощупь (качество)  б) цвет.

3. Какой у лисы хвост?

а) размер; б) качество.

4. Какие у лисы лапы?

а) размер;  б) цвет.        

5. Какая мордочка?

6. Какие ушки?

7. Какие глазки?

8. Какой вывод сделаем: какое животное лиса?        

Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью. У лисы большой пушистый хвост. Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета. Мордочка вытянутая, заострённая с длинными чёрными ушками, хитрыми глазками. Лиса – красивое животное.

Молодцы!

5. Прочтение получившегося рассказа-описания.

 А теперь давайте прочитаем наш рассказ-описание. По порядку, начиная с величины. Какие предложения вы бы хотели добавить?

Итог занятия:

В.: Ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием?

 (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).

В.: А на какой вопрос отвечают наши слова-признаки? Как вы думаете, у нас получился хороший рассказ? Лиса осталась довольна?

Величина

Шерсть:  на ощупь (качество);  цвет

Хвост:  размер; качество

Лапы: размер; цвет        

Мордочка

Ушки

Глазки

 Дом

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1...

Конспект занятия: обучение детей составлению рассказа-описания.

Конспект занятия: обучение  детей составлению рассказа-описания....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Мебель для Домовёнка»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования....

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования на тему: «Покупки для Незнайки»

Конспект занятия по обучению составлению рассказа-описания детей с ОНР (III-IV) посредством моделирования...

Презентация занятия по развитию речи по теме "Составление рассказа-описания о лисе"

Направление: дошкольное.Образовательная область: Речевое развитие.Тема занятия: «Составление рассказа-описания «Лиса».Характеристика группы: дети 5-6 лет, с общей наполняемостью 17 ч...

НОД по речевому развитию Тема: «Рассказ-описание по картине «Скотный двор»

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; описывать картины, придумывать свою картину, исполь...