Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»» для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Обыденнова Анна Викторовна

Цель: закрепление  лексической темы «Мебель»;

Задачи:

  • Продолжать учить правильно, называть предметы мебели, уметь объяснить назначение;
  • Совершенствовать навыки звукопроизношения звука «С»;
  • Учить на слух определять местоположение звука в слове;
  • Закреплять у детей  пространственные понятия: около, возле, рядом;
  • Развивать воображение, логическое мышление;
  • Закрепить знание геометрических фигур;
  • Закрепить знание произведений художественной литературы:
  • Учить детей отвечать полным ответом;
  • Совершенствовать речевую активность воспитанников;
  •  Воспитывать уважение к друг другу, умение выслушивать ответы других детей;

Интеграция образовательных областейречевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия предметов мебели (стол, стул, кресло, кровать, диван, шкаф, около, возле, гостиная)

Материалы и оборудование: кукольный домик, игрушечная мебель: стол, стулья, кресло, кровать, диван, шкаф, пазлы «Разрезные картинки», картинки со звуком [с], игрушка зайчик.

Предварительная работа: рассматривание предметов мебели; игра «Чудесный мешочек», лепка «мебель для трех медведей».

Методы и приемы:   

Словесные: организационный момент, беседа, вопросы.

Наглядные:  рассматривание картинок.

Игровые: дидактическая игра «Разрезные картинки»; упражнение «Будь внимательным».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu_na_temu_mebel_6gr.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Волшебная страна»

Конспект

 занятия по речевому развитию

«Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»»

для детей 4-5 лет

Подготовила:

Воспитатель: Обыденнова А. В.

Тамбов, 2023

Цель: закрепление  лексической темы «Мебель»;

Задачи:

  • Продолжать учить правильно, называть предметы мебели, уметь объяснить назначение;
  • Совершенствовать навыки звукопроизношения звука «С»;
  • Учить на слух определять местоположение звука в слове;
  • Закреплять у детей  пространственные понятия: около, возле, рядом;
  • Развивать воображение, логическое мышление;
  • Закрепить знание геометрических фигур;
  • Закрепить знание произведений художественной литературы:
  • Учить детей отвечать полным ответом;
  • Совершенствовать речевую активность воспитанников;
  •  Воспитывать уважение к друг другу, умение выслушивать ответы других детей;

Интеграция образовательных областейречевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия предметов мебели (стол, стул, кресло, кровать, диван, шкаф, около, возле, гостиная)

Материалы и оборудование: кукольный домик, игрушечная мебель: стол, стулья, кресло, кровать, диван, шкаф, пазлы «Разрезные картинки», картинки со звуком [с], игрушка зайчик.

Предварительная работа: рассматривание предметов мебели; игра «Чудесный мешочек», лепка «мебель для трех медведей».

Методы и приемы:

Словесные: организационный момент, беседа, вопросы.

Наглядные:  рассматривание картинок.

Игровые: дидактическая игра «Разрезные картинки»; упражнение «Будь внимательным».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: К нам в гости пришел зайка Степашка. Ребята, давайте вспомним, в каких мультфильмах или сказках живет зайка?

Предполагаемые ответы детей: Лиса и заяц.

Воспитатель: А кто помнит, в какой сказке лиса выгнала зайку из своей избушки?

Предполагаемые ответы детей: Заюшкина избушка.

Воспитатель: Верно, молодцы!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наш зайчик такой грустный? Наверное это тот зайчик из сказки, поэтому он грустный такой.

Зайчик: Я вчера переехал в новый дом, а в нем так пусто, но я не знаю, почему? Чего-то не хватает?

Воспитатель: Действительно, ребята, а чего же может не хватать в доме ?

Ответы детей? (мебели) Если дети затрудняются:

Воспитатель: Действительно, ребята, давайте представим, мы  с вами пришли домой, разулись, сняли одежду, а куда это все можно положить, повесить?

Ответы детей: обувь надо поставить в полку для обуви, одежду повесить в шкаф.

Воспитатель: Верно!

Воспитатель: Не грусти зайчик мы тебе поможем, правда, ребята?

Дети соглашаются помочь зайчику.

Воспитатель: Как мы можем ему помочь? Для этого мы отправимся к дому, где будет жить наш зайка. А отправимся мы с вами на необычном автобусе. В автобусе есть сиденья, на них изображены геометрические фигуры. Какие, Савелий? (треугольники и квадраты). Девочки сядут на сиденье, где изображен треугольник, а мальчики -  где квадрат.

Игровое упражнение «Автобус».

Заходим в автобус. Варя, ты на какое сиденье села?, А ты, Алеша?

Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и на месте (Воспитатель обращает внимание на изображение дома).

 Дети, посмотрите на дом нашего зайки. Действительно, как и говорил зайка, в доме нет мебели. Давайте поможем зайчику обзавестись мебелью?

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на столы. На них лежат разные картины, из них нужно составить одну большую картину. Выполнять задание нужно в парах, тогда у вас все получится.  Вы готовы начать? Присаживайтесь за столы.

Дети подходят к столам, а после того, как собрали пазл- «Мебель», возвращаются к воспитателю.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием, а теперь мебель должна занять место в доме (место для мебели заранее обозначено).

Пальчиковая игра «Мебельный магазин».

Воспитатель: А какая мебель для чего нужна, давайте сейчас и расскажем.

Воспитатель: Итак! Кто мастерил стол?  

Предполагаемые ответы детей: Соня и Савелий.

Воспитатель: Для чего нужен стол, Соня?

Предполагаемые ответы детей: Чтобы кушать, рисовать, играть.

Воспитатель: Скажите, а где стоит стол в комнате?

Предполагаемые ответы детей: На кухне.

Воспитатель: Предлагаю обустроить для нашего Зайки комнаты в доме. Дом у Степашки двухэтажный, на первом этаже давайте расположим кухню и гостиную, а на втором этаже будет спальня.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас может объяснить, что такое гостиная и спальня. Для чего они предназначены?

Ответы детей: гостиная-комната, где можно принимать гостей. А в спальне спят.

Воспитатель: Сони Савелий поставьте свой стол посередине кухни, а кухня у нас на каком этаже будет, напомните (на первом).

(Дети находят нужный предмет и прикладывают к доске).

Воспитатель: Ребята, скажите, какой формы наш стол? А какой формы еще могут быть столы?

Предполагаемые ответы детей: овальный, квадратный, круглый.

Воспитатель: А кто смастерил стульчики для зайчика?

Предполагаемые ответы детей: Егор и Соня.

Воспитатель: Для чего нужен стул? Куда его нужно поставить?

Предполагаемые ответы детей: Стул нам нужен, чтобы на нем сидеть.

Воспитатель: Ребята, поставьте стул около стола.

Воспитатель: Егор, найди еще один стул и поставь его с другой стороны стола.

Воспитатель: Егор, где ты поставил стул?

Предполагаемые ответы детей: Около стола.

Воспитатель: Посмотри, Зайка, у тебя уже появились стол и стулья.

Зайка: Ой, как красиво получается!

Воспитатель: Арсений, какой вы предмет из мебели мастерили с Севой?

Предполагаемые ответы детей: Кресло.

Воспитатель: Зачем зайчику кресло?

Предполагаемые ответы детей: Чтобы отдыхать, почитать книжку, посидеть послушать музыку, посмотреть телевизор.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, чем отличается кресло от стула?

Предполагаемые ответы детей: Кресло мягкое и большое, а стул меньше и уже.

Воспитатель: Если в кресле лучше отдыхать, какое место оно должно занять: на кухне или в гостиной?

Ответы детей: в гостиной, рядом с диваном или у окна, чтобы можно и в окно смотреть.

Воспитатель: Какую картинку собрали Дима с Миланой?

Предполагаемые ответы детей: Кровать.

Воспитатель: Для чего же она нам нужна?

Предполагаемые ответы детей: Чтобы на ней спать и отдыхать.

Воспитатель: Милана, поставь, пожалуйста, кровать у стены.

Воспитатель: Как вы думаете, а куда Зайка будет убирать свои игрушки?

Предполагаемые ответы детей: В Шкаф или коробку.

Воспитатель: Кто собрал картинку с изображением шкафа? Для чего он нам нужен?

Предполагаемые ответы детей: Чтобы хранить там вещи.

Воспитатель: Найдите сами место для него. Куда вы его поставили?

Предполагаемые ответы детей: Возле кровати!

Воспитатель: Вся мебель расставлена по своим местам, давайте повторим все предметы мебели и для чего они предназначены.

(Спросить 1-2 детей, которые совместно с воспитателем рассказывают)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте отдохнем!

Упражнение «Будь внимательным».

Воспитатель: Я буду перечислять названия мебели, вы будете внимательно слушать, как только я сделаю ошибку и назову не мебель, а другой предмет, вы должны будете присесть. Дети встаньте, и слушайте внимательно: стол, слон, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, шкаф, мяч.

Воспитатель: Молодцы, какие вы все внимательные.

Воспитатель: Ребята, а ведь скоро наступит зима, а у зайки появился новый домик с мебелью.

Зайка: Спасибо вам, ребята! Теперь в моем домике не пусто, а очень уютно стало с мебелью. Я пойду в  свой домик буду вещи раскладывать. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, потрудились мы с вами неплохо, а сейчас подойдите к столу, здесь картинки с предметами.  

Воспитатель: Давайте все проговорим  слова так, чтобы было слышно первый звук.

Ш-каф, Д-иван, С-тол, С-тул, К-ровать.

Воспитатель: Скажите, в каких словах первый звук «С»?

Ответы детей: С-тол, С-тул

Рефлексия. 

Ребята, чем мы свами сегодня занимались? Кому мы помогали? А чем мы помогли Степашке? Повторите какая бывает мебель? Где мы поставим кровать? А где лучше разместить кресло? Где можно принимать гостей?

Приложение.

Игровое упражнение «Автобус».

Мы в автобус дружно сели (Дети садятся)

И в окошко посмотрели (смотрят по сторонам)

Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)

И автобус побежал (убегают).

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Перед детьми лежат разрезная и целая картинки. Задача детей правильно собрать предмет.

Пальчиковая игра «Мебельный магазин».

Эту мебель мы купили  

(Ребенок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук)

В мебельном магазине.

Это стул, на нем сидят.

(Загибает или разгибает пальцы на руке, перечисляя мебель.)

Это стол, за ним едят.  

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

(Произносит текст, ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.)

Эту мебель мы купили  

В мебельном магазине

Упражнение «Будь внимательным».

Воспитатель перечисляет названия мебели и других предметов. Если звучит название мебели – дети хлопают, а если другой предмет - присаживаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и  наглядность позволит детям легко и прост...

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему «Мебель»

Цель:  расширение представлений детей о мебели, ее назначении.Задачи:-дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать о назначении каждого предмета.-активизировать речь детей за счет...

СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ  ПО РАЗНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»

Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Программное содержание:Образовательные: Обуч...