Конспект занятия по речевому развитию "Составление рассказов на тему осень" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Цель: учить детей составлять рассказ об осени, опираясь на план.
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая:
- развивать монологическую речь, память, мышление через игры и упражнения, воображение, художественно- эстетический вкус;
- активизировать употребление в речи прилагательных, упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным совершенствовать умение согласовывать слова в предложении;
Воспитывающая:
-воспитывать любовь к природе.
Технологии, используемые в ходе НОД:
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
-самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;
- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность
- Здоровьесберегающие технологии:
- смена двигательной активности
- динамические паузы
- игры (дидактические, развивающие)
- Технология сотрудничества (работа в группе)
- Проблемно-игровая технология
-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка
- Информационно-коммуникационные технологии (звуковые файлы)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
-картинки с признаками осени;
-сюжетные картинки для составления рассказов;
-мяч
- музыкальное сопровождение динамической паузы
Словарная работа: роняют, листопад, невесомые, серебристые нити легкой паутины, шелестит листва, «запыхавшаяся» земля.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осени.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Автор И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Природа в это время года.
Таинственная принцесса возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: Об осени.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Трава пожелтела, птицы стали улетать.
Воспитатель: А кто еще знает признаки наступления осени?
Дети: Осенью часто идут дожди.
Дети: Осенью начинает холодать.
Дети: Бывают первые заморозки.
Дети: Листья желтеют.
Воспитатель: А еще, ребята, осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
Игра с мячом.
Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. Воспитатель: - листья осенью (что делают?) –
Дети: Листья осенью желтеют и опадают.
Воспитатель: -дождь осенью (что делает?) –
Дети: Дождь осенью моросит, идет.
Воспитатель: -урожай осенью (что делают?) –
Дети: Урожай осенью убирают.
Воспитатель: - птицы осенью(что делают?) —
Дети: Птицы осенью улетают.
Воспитатель: -деревья осенью(что делают?) —
Дети: Деревья осенью роняют листья.
Воспитатель: -звери осенью (что делают?)—
Дети: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Составление рассказа
Воспитатель:
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
1.Какие стоят дни.
2.Изменения в природе.
3.Как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети:
- Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнышко светит мало. Моросит мелкий дождь. После дождя появляются грибы. Часто дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
- Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.
Дети:
- Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные. С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелёно – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава. Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну
Воспитатель:
Дети, кто обобщит услышанное?
Примерный рассказ
1.Ранняя осень – красивое время года. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует ветер и срывает с веток листья. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
2.Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.
3.В начале осени еще много теплых дней. Солнышко еще греет. В цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.
4.Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Воспитатель:
Спасибо вам, ребята, у вас получилась разная красивая осень.
Физкультурная минутка
«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
Скороговорки и чистоговорки:
Ад-ад-ад – осенний листопад
Жат-жат-жат –листья желтые кружат
Ая – ая – ая – красота какая!
Ру-ру-ру – я листочки соберу
Желудь в лужице лежит,
Желтый лист над ним дрожит.
На деревья листьев мало,
На земле – невпроворот,
Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью, и «Нет», если не бывает.
Игра «Да» или «Нет»
(подведение итогов с помощью игры)
- Осенью растут грибы?(Да)
- Тучки солнце закрывают?(Да)
- Холодный ветер прилетает?(Да)
- Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)
- А букашки прилетают? (Нет)
- Звери норки закрывают? (Да)
- Урожай все собирают? (Да)
- Птичьи стаи улетают? (Да)
-Часто-часто льют дожди? (Да)
- Достаем ли сапоги? (Да)
- Солнце светит очень жарко? (Нет)
- Можно детям загорать? (Нет)
- Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (Да)
- Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные
Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»
Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова "Осень в лесу"
Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с помощью мнемотехники...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"...