Конспект занятия по речевому развитию "Составление рассказов на тему осень" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кобелькова Елена Викторовна

составление рассказа об осени, опираясь на план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  в старшей группе

Тема: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Цель: учить детей составлять  рассказ об осени, опираясь на план.

Задачи:

Образовательная:

- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

- продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

- продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: 

- развивать монологическую речь, память, мышление через игры и упражнения, воображение, художественно- эстетический вкус;

- активизировать употребление в речи прилагательных, упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным совершенствовать умение согласовывать слова в предложении;                                                                                                  

Воспитывающая:

-воспитывать любовь к природе.

Технологии, используемые в ходе НОД:

  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

-самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность

  • Здоровьесберегающие технологии:

   - смена двигательной активности

   - динамические паузы

   - игры (дидактические, развивающие)

  • Технология сотрудничества (работа в группе)
  • Проблемно-игровая технология

-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка

  • Информационно-коммуникационные технологии (звуковые файлы)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

-картинки с признаками осени;

-сюжетные картинки  для составления рассказов;

-мяч

- музыкальное сопровождение динамической паузы

Словарная работа: роняют, листопад, невесомые, серебристые нити легкой паутины, шелестит листва, «запыхавшаяся» земля.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осени.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Автор И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в  цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Природа в это время года.
Таинственная принцесса возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Трава пожелтела, птицы стали улетать.

Воспитатель: А кто еще знает признаки наступления осени?

Дети: Осенью часто идут дожди.

Дети: Осенью начинает холодать.

Дети: Бывают первые заморозки.

Дети: Листья желтеют.

Воспитатель: А еще, ребята, осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

Игра с мячом.

Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. Воспитатель: - листья осенью (что делают?) –

Дети: Листья осенью желтеют и опадают.

Воспитатель: -дождь осенью (что делает?) –

Дети: Дождь осенью моросит, идет.

Воспитатель: -урожай осенью (что делают?)  –

Дети: Урожай осенью убирают.

Воспитатель: - птицы осенью(что делают?) —

Дети: Птицы осенью улетают.

Воспитатель: -деревья осенью(что делают?) —

Дети: Деревья осенью роняют листья.

Воспитатель: -звери осенью (что делают?)—

Дети: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

    Составление рассказа 

Воспитатель:

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

1.Какие стоят дни.

2.Изменения в природе.

3.Как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

- Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнышко светит мало. Моросит мелкий дождь. После дождя появляются грибы. Часто дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:

- Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети:

- Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные. С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелёно – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава. Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Воспитатель:

Дети, кто обобщит услышанное?

Примерный рассказ

1.Ранняя осень – красивое время года. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует  ветер и срывает с веток листья. Они  летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

2.Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

3.В начале осени еще много теплых дней. Солнышко еще греет. В цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

4.Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Воспитатель:

Спасибо вам, ребята, у вас получилась разная красивая осень.

Физкультурная минутка

«Танец листиков»

(Воспитатель говорит, дети изображают)

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

                                   Скороговорки и чистоговорки:

Ад-ад-ад – осенний листопад

Жат-жат-жат –листья желтые кружат

Ая – ая – ая – красота какая!

Ру-ру-ру – я листочки соберу

Желудь в лужице лежит,

Желтый лист над ним дрожит.

На деревья листьев мало,

На земле – невпроворот,

Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью, и «Нет», если не бывает.

                              Игра «Да» или «Нет» 

(подведение итогов с помощью игры)

- Осенью растут грибы?(Да)

- Тучки солнце закрывают?(Да)

- Холодный ветер прилетает?(Да)

- Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)

- А букашки прилетают? (Нет)

- Звери норки закрывают? (Да)

- Урожай все собирают? (Да)

- Птичьи стаи улетают? (Да)

-Часто-часто льют дожди? (Да)

- Достаем ли сапоги? (Да)

- Солнце светит очень жарко? (Нет)

- Можно детям загорать? (Нет)

- Ну а что же надо делать?

  Куртки, шапки надевать? (Да)

- Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова "Осень в лесу"

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с помощью мнемотехники...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"...