Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Смоленцева Марина Александровна

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Здравствуй, зимушка-зима».

Задачи:

Познакомить детей (на уровне языкового чутья) со способами образования притяжательных прилагательных в русском языке (следы лисы – лисьи, следы белки – беличьи и т. д.) .

Упражнять детей в подборе однокоренных слов (снег, снежок, снежный и т. д.) .

Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли (снежинки танцуют, словно балеринки) .

Побуждать использовать в речи малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки и т. д.) , художественное слово.

Совершенствовать просодическую сторону речи: темп, силу голоса, ритм.

Закреплять умение осознанного построения текста описательного типа. Формировать умение составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе высказывания.

Развивать речевое дыхание (дифференцированное дыхание) .

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Упражнять детей в способах релаксации.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Воспитывать любовь к зимней природе, к родному языку.

Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Предварительная работа.

Игры и упражнения: «Скажи, какой (какая, какое, какие? », «Живые слова», «О чём можно так сказать? », «Скажи по-другому», «Загадка», «Кто внимательный», «Чьи хвосты»?

Этюды: «Я – листочек», «Я – снежинка», «Я – снег», «Я – дерево», «Я – ёлка», «Я – осень», «Я – зима», «Я – ветер».

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа.

Дидактическая игра (нетрадиционная) «Зимние наряды».

Чтение стихотворения о зиме.

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме.

Оборудование.

1. Диск с музыкой А. Вивальди «Времена года. Зима».

2. Стрелки с символами-заданиями. 3. Декорации: волшебный лес (несколько ёлочек, пенёк) .

4. Снежинки на ниточках.

5. Следы белки, лисы, волка, зайца (из самоклеющейся бумаги) под ёлками.

6. Снежный ком для игры.

7. Большой конверт с письмом и заданием (игры «Собери снежные комья», «Найди слово») .

8. Пуховый белый платок со снежинками; 4 снежинки разной величины с заданиями.

Ход занятия.

Дети, сегодня в нашей волшебной комнате нас ждут чудеса. Я – хозяюшка этой комнаты – приглашаю вас в мир чудес. Добро пожаловать! А вот и чудеса! (Показать на стрелочки на полу). Что здесь написано? (Рассмотреть стрелки с изображениями символов, прокомментировать условия-задания) .

Направо пойдёшь – в волшебный лес попадёшь.

В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь.

Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь.

Письмо найдёшь – пуховый платок возьмёшь.

Готовы отправиться в волшебный лес за сказкой? (Ответы детей)

Направо пойдёшь – в волшебный лес попадёшь. (включаем видео со сказочным лесом)

Разве не чудо – этот волшебный зимний лес? Вот зима – кругом бело, много снега намело…Дети, а как ещё можно сказать о зиме красивыми словами? Зима какая бывает?(Ответы детей: вьюжная, холодная, серебристая,белая лебедушка, зима - мастерица, зима - рукодельница, невидимка, снежная царица, волшебница - зима, белокурая красавица, чародейка - зима, седая хозяйка, зима - Белоснежка и т. д.)

 Так хочется полюбоваться снегом белым! Так прекрасен снег, что даже не знаю, как выразить свои чувства словами. Может вы, дети, подскажете? (Ответы детей: ни в сказке сказать, ни пером описать; ни в сказке сказать, ни словом описать). А как можно сказать, если хочется смотреть на эту красоту всё время? (Ответы детей: смотреть не отрывая глаз; не оторвать взгляд; не сводить глаз; глядеть во все глаза). А как можно сказать, если невозможно остановить взгляд на чём-то одном? (Ответы детей: глаза разбегаются) .

А ведь на самом деле глаза разбегаются. Посмотрите, какие красивые снежинки – одна другой краше! Ветер дует слабо – легко, медленно кружатся снежинки. Сильнее подул – быстрее закружились снежинки. (Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом; вдох ртом, выдох ртом) .

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег. С неба всё скользят пушинки –Серебристые снежинки.

Дети, скажите, на что похож снег? С чем его можно сравнить? (Ответы детей: с белыми мухами, с белыми мошками, белой мошкарой, с одуванчиковыми «парашютиками», с белыми бабочками, с лебединым пухом и пёрышками, белоснежными хлопьями, мягкой манной кашей, яблоневыми лепестками, балеринками в серебристых платьях) .

Снежок плавно кружится в воздухе, а наша дорога идёт дальше в волшебный лес. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В волшебном лесу и снежок волшебный. В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь.

Снежок рассказы стал писать

Совсем не так, как мы.

Он пишет грамотно всегда

Про разные следы.

Вот здесь лиса сейчас прошла,

Вот заяц проскакал,

Под ёлкой белочка была,

Волк под гору бежал. ( презентация про следы животных)

Как много следов! Это чьи следы? Не знаете? Следы лисы. А как сказать одним словом? Чьи следы? Лисьи. А как сказать о следах зайца? Белки? Волка? (Ответы детей: заячьи, волчьи, беличьи). Дети, а как называют лису? (Ответы детей: хитрая плутовка, лисица - разбойница, кумушка - лиса, лиса – всему свету краса, Лиса Патрикеевна, рыжая разбойница). А как волка называют? (Волчище – серый хвостище, волк – зубами щёлк, серый разбойник). Дети, а что про зайца говорят? (Ответы детей: косой, трусишка зайка серенький, заяц – длинные уши, короткий хвост, комочек пуха, длинноухий, скачет белый воротник). А как белку называют? (Ответы детей: рыжий циркач, быстра, как мяч, острозубая рыжуля, любопытная, как Варвара, рыжий мячик резвится на снегу) .

Ребята, давайте поторопимся. Долго ли, коротко ли, а поторопиться надо. Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь. Где же оно? (Дети ищут письмо) .

Давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю сказки, волшебство и хочу порадовать вас чудесами. Соберите снежные комья – и вы узнаете, кто написал это письмо. В голубых пуговицах я спрятал слово. Прочитайте его в направлении от маленькой пуговицы к большой»..

(Давайте ребята соберем снежные комья и узнаем от кого это письмо.(Физкультминутка)

Выпал снег, зима кругом,

Мы скатаем снежный ком.

Ком на ком

И сверху ком,

Станет снег снеговиком.

Рот и нос

И две руки

И глазенки-угольки. (Дети выкладывают снеговика и читают слово «зима»)

кто у нас получился- снеговик, значит письмо у нас от снеговика, а теперь пуговицы от маленькой к большой, где самая маленькая пуговица? а теперь? получилось слово - зима)

Молодцы, ребята, задание снеговика выполнили, слово нашли. Всё-то вы знаете, а что же дальше на стрелочках было написано? (Ответы детей) .Верно: письмо найдёшь – пуховый платок возьмёшь. Где же пуховый платок? (Дети находят платок на пеньке) .

Кто-то потерял платок. (Как бы невзначай развернуть его: платок разворачивается, из него сыплются снежинки). Я думаю, что это не простой платок. Это платок Зимушки. Она машет им, и землю укрывает белый пушистый снег. Вот какие чудеса! Снежинки не простые, а волшебные, с секретом. В снежинках спрятались загадки (Взять самую большую снежинку и прочитать задание-загадку).

Белое покрывало всю землю укрывало. Что это? (Ответы детей: снег). Какие ещё вы знаете загадки про снег? (Ответы детей: Скатерть бела весь свет одела. Скатерть бела весь мир одела. Белая лебедь на яйцах сидит. Белый лебедь на гнезде сидит) .

У слова снег есть слова – родственники. Становитесь в круг. Я буду бросать вам снежный ком, а вы называйте слова. (Ответы детей: снегопад, снегоход, снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка, снежки, снежный, заснеженный). (Взять снежинку поменьше и прочитать задание) .

А вот вторая снежинка - и там задание. О чём можно так сказать?

1. Они падают на землю, «как будто с яблонь лепестки». (О снежинках) .

(Взять самую маленькую снежинку и прочитать задание) .

Последняя снежинка от зимушки, там задание: «Объясни значение слов: что такое вьюга?(несильный ветер со снегом). Что такое метель?(сильный снег с ветром). Что такое гололед(вчера была оттепель, снег растаял и превратился в воду, а сегодня мороз, вода замерзла и превратилась в лед.) А что такое снегопад?(идет много снега)

А когда на улице много снега, мы радуемся, делаем постройки из снега, играем в снежки, и сейчас давайте с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика.

1,2,3,4

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем снежок не сладкий…

1-подбросим,

2-поймаем,

3-уроним,

И сломаем!

Молодцы, хорошо снежки лепили! А какие постройки можно слепить из снега(горки, разные фигуры, снеговика).Посмотрите какой у нас красивый снеговик, давайте про него составим маленький рассказ. Вспомните, с каких слов начинаются обычно сказки, рассказы?(жили были, верно).Где он жил?( жил он на опушке леса).Кто его слепил?(Его слепили дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках) Какой он был?(Они слепили 3 комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику 2 уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел.) (Объединить ответы детей в один рассказ про снеговика)Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф. А мы давайте подарим снеговику песню.(поют песенку про зиму)

Молодцы, ребята, наше путешествие в сказочный  лес подошло к концу. Но мы с вами еще туда обязательно вернемся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

следы животных

Слайд 3

следы лисицы

Слайд 5

след зайца

Слайд 9

с лед в о л к а след с о б а к и