Главные вкладки

    КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Гладкина Марина Анатольевна

    КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ НОД

     ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

     В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

     ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

    Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

    Задачи:   Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

    Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

    Активизировать словарь по данной теме;

     Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

    Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

         1. Отгадывание загадки.

    Наступили холода,

    Обернулась в лед вода.

    Длинноухий зайка серый

    Обернулся зайкой белым.

    Перестал медведь реветь,

    В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает:

    Когда это бывает? (зимой)

    1. Беседа о зиме.

    Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.

    Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)

    3. Отгадайте загадку:

    Я белым покрывалом всю землю накрываю,

    Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

    Невидимкой, осторожно

    Он является ко мне

    И рисует, как художник,

    Он узоры на окне… (мороз).

    В белом бархате деревья –

    И заборы и деревья.

    А как ветер нападет,

    Этот бархат опадет … (иней).

    Бел, да не сахар

    Ног нет, а идёт.

    На всех садится,

    Никого не боится… (снег).

    Явилась вслед за осенью

    Я по календарю.

    Я самый лучший праздник вам

    На радость подарю!

    А землю белым снегом я

    Укутала сама.

    Ребята, отгадайте-ка,

    Ну, кто же я? (Зима)

    -Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

    Декабрь-первый зимний месяц. 

    Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

    Январь-второй месяц зимы. 

    Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

    Февраль-последний месяц зимы. 

    Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли«снеговеем»«ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили«Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

    Сейчас мы превратимся с вами в ветер.

    4. Физкультминутка

    Вот студеною зимой.                            Дети машут руками

    Ветер дует ледяной

    И вздымает снега тучу.                         Дети выполняют круговые

    Он суровый и могучий.                        Движения руками.

    Зайцы прячутся в кустах.                     Дети садятся в глубокий присед 

    Даже хитрая лиса                                  на несколько секунд,

    Притаилась и сидит,                             потом встают.

    Ну а снег летит, летит.                          Дети машут руками.

    Но утихла злая вьюга,

    Солнце светит в небесах.                     Потягивания — руки в стороны.

    Скачет по полю лиса.                           Прыжки.

    Ну а мы чуть-чуть пройдемся              Ходьба.

    И домой к себе вернемся.                     Дети садятся за столы.

          5. Беседа о снежинках.

    Воспитатель: Откуда же берется снег?

    Дети: Он подает из тучи.

    Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

    Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

    Все снежинки одинаковы на цвет –

    Но близнецов, поверьте, нет.

    Найти похожих здесь нельзя –

    Мороз старался, и не зря.

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).

    Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».

    6. Опыт “Почему снег хрустит?”

    Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

    Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

    Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

    Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

    7. Дыхательные упражнения.

      Дыхательные упражнения.

    Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

    - Подул зимний ветерок, полетел снежок.

    Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

    - Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

    - А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

    Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

    - А теперь согреем ручки.

    Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

    Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

    Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.

    - Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

    8. Загадки о зимних забавах.

    1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

    И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

    2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

    На них поставили две ноги –

    И по большим снегам беги (Лыжи).

    3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

    За верёвочку-узду через двор коня веду,

    С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

    4.Меня не растили – из снега слепили.

    Вместо носа ловко вставили морковку,

    Глазки-угольки, ручки-сучки.

    Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

    9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»

    Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

    Снег – (снежная);

    Мороз – (морозная);

    Ветер – (ветреная);

    Стужа – (студёная);

    Холод – (холодная).

    10. Игра -_викторина «Что наделала зима?»

    1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

    2. Метель мела и все тропинки…– (замела).

    1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).

    2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).

    11. Игра «Назови ласково»

    - Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

    1. Мороз – (морозец).

    2. Лёд – (ледок).

    1. Холод – (холодок).

    2. Метель – (метелица).

    12. Игра «Найди лишнее слово».

    - Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

    .Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

    .Снег, снегирь, снасти, снеговик.

    .Холод, хороший, холодильник, холодок.

    .Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

    Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

    13. Упражнение «Назови действие» (со снежком)

    • Зимой метель (метёт)
    • Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
    • Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
    • В лесу зимой голодный волк (воет)
    • На зиму медведь в берлоге (засыпает)
    • Мороз щёки и нос (щиплет)
    • Зимой вода в реке (замерзает)
    • Иней на ветках деревьев (блестит)
    • Зимой снег всё вокруг (накрывает)
    • Деревья зимой (спят)
    • Под снегом травка зимой (греется)
    • Зимой насекомые (прячутся)

    -Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

    Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

    - Зачем человек зимой надевает шубу?

    Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

    Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.  

    14. Рисование «Снежинка»

    - А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

    Дети рисуют.

    15. Рассматриваем снежинки. Подводим итог занятия.

    - Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект НОД в средней группе на неделю "Здравствуй зимушка-зима".

    Данный план-конспект  позволяет развить умение отмечать характерные признаки зимы в природе, видеть красоту зимнего пейзажа; расширить представления детей об образе жизни лесных животных зимой....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Здравствуй зимушка-зима»

    Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания, рассуждения....

    Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

    Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

    Конспект зимнего развлечения на улице на тему : «Здравствуй ,зимушка -зима !»

    Цель: воспитывать дружеские отношения в игре, умениедействовать в коллективе согласованно, воспитывать волевыекачества; развивать ловкость, быстроту реакции, координациюдвижений, внимание, насто...

    Конспект во второй младшей группе на тему "Здравствуй Зимушка-Зима"

    Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Здравствуй Зимушка - зима»Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формирова...

    Конспект досуга на улице для младшей группы "Здравствуй,зимушка-зима"

    Конспект досуга для младшей группы.Проведение в зимнее время группа "Здраствуй,зимушка,зима"...