Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.

Задачи:

Развивающие:

-развивать внимание, мышление.

- развивать художественный вкус, фантазию.

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.

Обучающие:

-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.

-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.

-упражнять в подборе прилагательных к существительным.

-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к красоте зимней природы.

-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.

-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Бэлэкэч»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир)

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»

за 2020-2021 учебный год

Воспитатель: Куличкова И.П.

Бавлы, 2021г.

Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.

Задачи:

Развивающие:

-развивать внимание, мышление.

- развивать художественный вкус, фантазию.

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.

Обучающие:

-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.

-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.

-упражнять в подборе прилагательных к существительным.

-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к красоте зимней природы.

-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.

-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год – зима. А есть такие страны, щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.

Воспитатель: - Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно!

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром.

- О каком времени года эта загадка?

Воспитатель: - После, какого времени года приходит зима? После дождливой, грязной, холодной поздней осени приходит со своей белоснежной, сверкающей красотой.

- Ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки зимы.

- Какой стала длительность светового дня?

Дни становятся короче, а ночи – длиннее.

- Как изменилась температура воздуха?

Температура понижается, становится очень холодно, по ночам трещит мороз.

- Какие выпадают осадки?

Зимой часто идет снег, бывают метели, вьюга.

-Что стало с водой рек и озер?

Реки, озера, пруды покрываются слоем льда.

-Какой стала почва (земля)?

На земной поверхности образуется – снеговой покров – нетающий слой снега.

- Как одеваются зимой люди?

Зимой дети и взрослые надевают теплые шапки, шубы, варежки, валенки.

- Как люди заботятся о зимующих птицах?

Люди зимой подкармливают птиц.

- Что происходит с дикими животными?

Зимой некоторые животные меняют свои шубки (белки, зайцы), а некоторые животные впадают в спячку (медведи, ежи, барсук).

Воспитатель: - У меня есть волшебный снежок. Он хочет поиграть с вами.

Я буду бросать вам его, и задавать вопрос, а вы должны ответить на вопросы: «Какой, какая, какое?» 

- А почему он волшебный вы мне скажите после игры?

Зима, какая? Снежная, холодная, морозная, лютая, белоснежная, красивая, белая.

- Снег зимой, какой? Белый, холодный, пушистый, глубокий, скрипучий, липкий, рыхлый, легкий, сверкающий.

- Снежинки, какие? Серебристые, узорчатые, белые, красивые, холодные, маленькие.

Молодцы! Вы правильно и точно подобрали слова. Почему мой снежок волшебный? Он не таит, он тёплый.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением снежной зимы.

Воспитатель: - Куда ни посмотришь зимой, всё вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым одеялом, защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Жизнь растений хорошо укрыта под надёжной корой в маленьких почках.

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,                

(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,                    

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы                  

 (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.                    

 (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,                         

(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,                                  

 (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.                     

 (Плавные движения руками.)
Воспитатель: - Зима, как и другие времена года, длится три месяца.

Первый – декабрь. Обычно в декабре бывает холодно и снежно, часто выпадает иней и дуют сильные ветра.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки, чаще всего ложится в холодные, ясные и тихие ночи на различные предметы. Образуются красивые белые пятна с причудливым узором.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Второй месяц зимы – январь. Январь – хороший месяц. Правда, считается самым холодным в зиме. Есть такое понятие – январская стужа.

Открываем календарь, начинается январь

В январе, в январе много снегу на дворе!

Третий месяц – февраль, последний месяц зимы. Часто в феврале дуют сильные ветра.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко!

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Позёмка – это метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Дует ветер, и снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы.

Пурга – снежная буря.

Снегопад, узор на стекле, метель – это явление, при котором ветер переносит массы снега, поднятые им же с земли, вьюга.

Вот такая она наша зимушка-зима.

«Зима – не лето, в шубу одета!»

- За что вы любите зиму? Зима замечательное время года.

За румянец на щеках от мороза, за зимние забавы, за праздник Новый год.

- Какие зимние забавы вы любите?

Как интересно нам зимой!

На санках едем мы гурьбой,

Потом в снежки мы поиграем,

Все дружно лыжи одеваем,

Потом все встали на коньки,

Зимой веселые деньки!

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Но необходимо помнить, что надо быть очень осторожным играя на улице зимой. Почему как вы думаете?

-можно переохладиться

-или обморозиться

-снежком попасть в глаз

-пораниться на катке.

Итог занятия:

- О чем говорили? Что узнали нового?

  

Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»  

Образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек, на протяжении 25 минут, что соответствует нормам СанПин.

Физкультурно-музыкальный зал был подготовлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала. Занятие  построено с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы и возрастными особенностями детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

В каждом этапе занятия были использованы: презентация и наглядные пособия и необходимые атрибуты, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Атрибуты достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Во время занятия использовалось музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие детей; использовала мультимедийную презентацию, которая стимулировала воспитанников к активной деятельности на разных этапах занятия.

Учитывая все это определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.

Задачи:

Развивающие:

-развивать внимание, мышление.

- развивать художественный вкус, фантазию.

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.

Обучающие:

-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.

-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.

-упражнять в подборе прилагательных к существительным.

-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к красоте зимней природы.

-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.

-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям

Первая часть занятия включала психологический настрой, установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

В основной части занятия была проведена беседа с детьми, игры: «Какое время года изображено?», «Составь предложение по картинке», дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов»; опыт «Почему снег хрустит»; словесная игра «Доскажи словечко», видео разминка ________________________; использовала отрывок стихотворения И.Сурикова; вспомнили название зимних месяцев, а так же закрепили, как их называли раньше в народе; закрепили признаки зимы, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных, птиц, растений и людей; какие зимние праздники у нас проходят зимой; дала детям понятие откуда берется снег; дети приготовили угощение для птиц на прогулке.

Методы и приемы работы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами: словесные методы были использованы неоднократно - при создании игровой мотивации, при решении проблемных ситуаций, при коллективной работе по изготовлению пряников для птиц. Наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в следующих моментах – рассматривание презентации, проведение опыта.

На всех этапах занятия я старалась активизировать речевую, познавательную деятельность детей. Для получения обратной связи я использовала ласковое слово, мимику, жесты.

Мною был выбран темп речи умеренный, материал излагала эмоционально. В течение всего занятия дети были активны, работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности.

Я считаю, что с заданиями дети справились.

Третья часть заключительная включала в себя подведение итогов (рефлексия). Детей ожидал приятный сюрприз от Зимушки - Зимы, в виде «маленьких снежных комочков» - зефир.

Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным, поставленная цель и задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Прогулка по Жигулевскому заповеднику» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,   « Художественное – эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности По познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе ТЕМА: «Наши помощники – органы чувств»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиПо познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение)в старшей группеТЕМА: «Наши помощники – органы чувств&raqu...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Играем и считаем» для детей средней группы

Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором месте?&r...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы

Конспект  образовательной деятельности    по познавательному развитию ФЭМП  на тему  «Математика-Царица наук»   для детей старшей группы...