Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.

Задачи:

Развивающие:

-развивать внимание, мышление.

- развивать художественный вкус, фантазию.

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.

Обучающие:

-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.

-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.

-упражнять в подборе прилагательных к существительным.

-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к красоте зимней природы.

-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.

-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Бэлэкэч»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир)

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»

за 2020-2021 учебный год

Воспитатель: Куличкова И.П.

Бавлы, 2021г.

Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.

Задачи:

Развивающие:

-развивать внимание, мышление.

- развивать художественный вкус, фантазию.

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.

Обучающие:

-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.

-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.

-упражнять в подборе прилагательных к существительным.

-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к красоте зимней природы.

-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.

-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год – зима. А есть такие страны, щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.

Воспитатель: - Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно!

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром.

- О каком времени года эта загадка?

Воспитатель: - После, какого времени года приходит зима? После дождливой, грязной, холодной поздней осени приходит со своей белоснежной, сверкающей красотой.

- Ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки зимы.

- Какой стала длительность светового дня?

Дни становятся короче, а ночи – длиннее.

- Как изменилась температура воздуха?

Температура понижается, становится очень холодно, по ночам трещит мороз.

- Какие выпадают осадки?

Зимой часто идет снег, бывают метели, вьюга.

-Что стало с водой рек и озер?

Реки, озера, пруды покрываются слоем льда.

-Какой стала почва (земля)?

На земной поверхности образуется – снеговой покров – нетающий слой снега.

- Как одеваются зимой люди?

Зимой дети и взрослые надевают теплые шапки, шубы, варежки, валенки.

- Как люди заботятся о зимующих птицах?

Люди зимой подкармливают птиц.

- Что происходит с дикими животными?

Зимой некоторые животные меняют свои шубки (белки, зайцы), а некоторые животные впадают в спячку (медведи, ежи, барсук).

Воспитатель: - У меня есть волшебный снежок. Он хочет поиграть с вами.

Я буду бросать вам его, и задавать вопрос, а вы должны ответить на вопросы: «Какой, какая, какое?» 

- А почему он волшебный вы мне скажите после игры?

Зима, какая? Снежная, холодная, морозная, лютая, белоснежная, красивая, белая.

- Снег зимой, какой? Белый, холодный, пушистый, глубокий, скрипучий, липкий, рыхлый, легкий, сверкающий.

- Снежинки, какие? Серебристые, узорчатые, белые, красивые, холодные, маленькие.

Молодцы! Вы правильно и точно подобрали слова. Почему мой снежок волшебный? Он не таит, он тёплый.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением снежной зимы.

Воспитатель: - Куда ни посмотришь зимой, всё вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым одеялом, защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Жизнь растений хорошо укрыта под надёжной корой в маленьких почках.

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,                

(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,                    

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы                  

 (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.                    

 (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,                         

(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,                                  

 (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.                     

 (Плавные движения руками.)
Воспитатель: - Зима, как и другие времена года, длится три месяца.

Первый – декабрь. Обычно в декабре бывает холодно и снежно, часто выпадает иней и дуют сильные ветра.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки, чаще всего ложится в холодные, ясные и тихие ночи на различные предметы. Образуются красивые белые пятна с причудливым узором.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Второй месяц зимы – январь. Январь – хороший месяц. Правда, считается самым холодным в зиме. Есть такое понятие – январская стужа.

Открываем календарь, начинается январь

В январе, в январе много снегу на дворе!

Третий месяц – февраль, последний месяц зимы. Часто в феврале дуют сильные ветра.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко!

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Позёмка – это метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Дует ветер, и снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы.

Пурга – снежная буря.

Снегопад, узор на стекле, метель – это явление, при котором ветер переносит массы снега, поднятые им же с земли, вьюга.

Вот такая она наша зимушка-зима.

«Зима – не лето, в шубу одета!»

- За что вы любите зиму? Зима замечательное время года.

За румянец на щеках от мороза, за зимние забавы, за праздник Новый год.

- Какие зимние забавы вы любите?

Как интересно нам зимой!

На санках едем мы гурьбой,

Потом в снежки мы поиграем,

Все дружно лыжи одеваем,

Потом все встали на коньки,

Зимой веселые деньки!

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Но необходимо помнить, что надо быть очень осторожным играя на улице зимой. Почему как вы думаете?

-можно переохладиться

-или обморозиться

-снежком попасть в глаз

-пораниться на катке.

Итог занятия:

- О чем говорили? Что узнали нового?

  

Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»  

Образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек, на протяжении 25 минут, что соответствует нормам СанПин.

Физкультурно-музыкальный зал был подготовлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала. Занятие  построено с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы и возрастными особенностями детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

В каждом этапе занятия были использованы: презентация и наглядные пособия и необходимые атрибуты, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Атрибуты достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Во время занятия использовалось музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие детей; использовала мультимедийную презентацию, которая стимулировала воспитанников к активной деятельности на разных этапах занятия.

Учитывая все это определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.

Задачи:

Развивающие:

-развивать внимание, мышление.

- развивать художественный вкус, фантазию.

-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.

Обучающие:

-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.

-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.

-упражнять в подборе прилагательных к существительным.

-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к красоте зимней природы.

-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.

-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям

Первая часть занятия включала психологический настрой, установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

В основной части занятия была проведена беседа с детьми, игры: «Какое время года изображено?», «Составь предложение по картинке», дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов»; опыт «Почему снег хрустит»; словесная игра «Доскажи словечко», видео разминка ________________________; использовала отрывок стихотворения И.Сурикова; вспомнили название зимних месяцев, а так же закрепили, как их называли раньше в народе; закрепили признаки зимы, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных, птиц, растений и людей; какие зимние праздники у нас проходят зимой; дала детям понятие откуда берется снег; дети приготовили угощение для птиц на прогулке.

Методы и приемы работы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами: словесные методы были использованы неоднократно - при создании игровой мотивации, при решении проблемных ситуаций, при коллективной работе по изготовлению пряников для птиц. Наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в следующих моментах – рассматривание презентации, проведение опыта.

На всех этапах занятия я старалась активизировать речевую, познавательную деятельность детей. Для получения обратной связи я использовала ласковое слово, мимику, жесты.

Мною был выбран темп речи умеренный, материал излагала эмоционально. В течение всего занятия дети были активны, работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности.

Я считаю, что с заданиями дети справились.

Третья часть заключительная включала в себя подведение итогов (рефлексия). Детей ожидал приятный сюрприз от Зимушки - Зимы, в виде «маленьких снежных комочков» - зефир.

Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным, поставленная цель и задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Прогулка по Жигулевскому заповеднику» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,   « Художественное – эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Играем и считаем» для детей средней группы

Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором месте?&r...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Научим Буратино правильно считать» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Научим Буратино правильно считать» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы

Конспект  образовательной деятельности    по познавательному развитию ФЭМП  на тему  «Математика-Царица наук»   для детей старшей группы...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшей группы «Символы России» (неофициальные символы России)

Сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....