Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Прогулка по Жигулевскому заповеднику» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Татьяна Иосифовна Воробьева

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,   « Художественное – эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные:

Дать детям первоначальное представление о Жигулевском заповеднике, расположенном на территории Самарской области. Расширять представление детей о лесе. Закреплять умение различать деревья по коре, по листьям; называть цветы, ягоды.

Продолжать развивать у детей умения различать грибы (съедобные, несъедобные). Закреплять знания детей о рыбах, птицах, о диких животных, проживающих  в родном краю;

Познакомить  детей с Красной книгой.

 

Развивающие:

Развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, формировать первичные представления об объектах окружающего мира и о малой Родине (Познавательное развитие)

Развивать речь дошкольников. (Речевое развитие)

Развивать координацию движений., мелкую моторику рук. (Физическое развитие)

Развивать художественно-творческие способности. (Художественно-эстетическое развитие)

 

Воспитывающие: Воспитывать гордость за свой край, формировать навыки у детей культурного поведения в лесу,    формировать желание  беречь и охранять окружающую среду; (Социально-коммуникативное развитие)

 

Словарная работа:  Познакомить со словами :  Самарская область, Жигулевский заповедник, птица  Малиновка, лесной санитар, браконьеры, « Красная книга».

Предварительная работа:  Беседы: «Как вести себя в лесу», «Птицы нашего леса», «Дикие

животные», Игры: «Круглый год», Лото и домино «Деревья», «Птицы», «С какой ветки эти детки»,  «Станем другом природы»,  « Угадай правило», «Живая и неживая природа»,    чтение произведений

В. Бианки. Наблюдение за птицами  во время прогулки, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.

 

Материал и оборудование: Интерактивная доска ( фото – слайды природных ландшафтов  Жигулевского заповедника; фото деревьев : сосна, ель; птичка « Малиновка», рыбы обитающие в реке Волге, животные нашего края. « Красная книга») ; Аудиозапись (пение птиц); Макеты:  деревьев ( береза, дуб, рябина), цветов ( лесной колокольчик, папоротник , ромашка,  пижма, медуница),  грибов ( опята, маслята, сыроежки, подберезовики, мухомор,  птиц (ласточка.  соловей , полевые воробьи, пестрый  дятел, коршун).; игрушки животных (волк,  медведь, лиса, крот, еж; жирафа, верблюда, тигра), голубая ткань (имитация реки), картинки рыб  ( сом, сазан, окунь, щука);  две удочки, пакет, пустая бутылка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zapovednik.docx74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 детский сад № 69 «Веточка» корпус № 4

 городского округа Тольятти

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
с использованием ИКТ  

«Прогулка по Жигулевскому заповеднику»

в  старшей   группе № 4  «Петушки».

Воспитатель: Воробьева Т.И.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,   « Художественное – эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: 

Дать детям первоначальное представление о Жигулевском заповеднике, расположенном на территории Самарской области. Расширять представление детей о лесе. Закреплять умение различать деревья по коре, по листьям; называть цветы, ягоды.

Продолжать развивать у детей умения различать грибы (съедобные, несъедобные). Закреплять знания детей о рыбах, птицах, о диких животных, проживающих  в родном краю; 

Познакомить  детей с Красной книгой.

Развивающие:

Развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, формировать первичные представления об объектах окружающего мира и о малой Родине (Познавательное развитие)

Развивать речь дошкольников. (Речевое развитие)

Развивать координацию движений., мелкую моторику рук. (Физическое развитие)

Развивать художественно-творческие способности. (Художественно-эстетическое развитие)

 

Воспитывающие: Воспитывать гордость за свой край, формировать навыки у детей культурного поведения в лесу,    формировать желание  беречь и охранять окружающую среду; (Социально-коммуникативное развитие)

Словарная работа:  Познакомить со словами :  Самарская область, Жигулевский заповедник, птица  Малиновка, лесной санитар, браконьеры, « Красная книга».

Предварительная работа:  Беседы: «Как вести себя в лесу», «Птицы нашего леса», «Дикие

животные», Игры: «Круглый год», Лото и домино «Деревья», «Птицы», «С какой ветки эти детки»,  «Станем другом природы»,  « Угадай правило», «Живая и неживая природа»,    чтение произведений

В. Бианки. Наблюдение за птицами  во время прогулки, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование: Интерактивная доска ( фото – слайды природных ландшафтов  Жигулевского заповедника; фото деревьев : сосна, ель; птичка « Малиновка», рыбы обитающие в реке Волге, животные нашего края. « Красная книга») ; Аудиозапись (пение птиц); Макеты:  деревьев ( береза, дуб, рябина), цветов ( лесной колокольчик, папоротник , ромашка,  пижма, медуница),  грибов ( опята, маслята, сыроежки, подберезовики, мухомор,  птиц (ласточка.  соловей , полевые воробьи, пестрый  дятел, коршун).; игрушки животных (волк,  медведь, лиса, крот, еж; жирафа, верблюда, тигра), голубая ткань (имитация реки), картинки рыб  ( сом, сазан, окунь, щука);  две удочки, пакет, пустая бутылка.

Ход НОД : 

Вводная часть:

Ребята, скажите мне, пожалуйста,  как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Как называется наш город? (Тольятти)

Кто вспомнит, как называется наш край, наша область? (Самарская)

Ребята, а вы знаете, что наша Самарская область богата лесами, лугами, озерами, горами, заповедниками.

Заповедник - это такое заповедное место, в котором живет много различных животных, птиц, насекомых, рыб, где их охраняют. У нас в Тольятти тоже есть Жигулевский заповедник, названный в честь Жигулевских гор, где он и расположен.

Показ Слайда .( природных ландшафтов  Жигулевского заповедника)

А давайте,  сегодня с вами отправимся на прогулку в этот заповедник. Для этого мы закроем глаза и скажем волшебные слова: «Ветер, ветер раз, два, три в заповедник нас неси»

(Выставляются макеты деревьев:  береза, дуб, рябина)

Основная часть:

Ребята, посмотрите, куда это мы с вами попали деревья кругом? А это что за дерево без листьев? Посмотрите, здесь на всех деревьях нет листьев. Ну-ка давайте с вами создадим наши деревья, создадим настоящий лес. Вы уже догадались,  что это за деревья,  вам осталось только нарядить их в листву. Но будьте внимательны: на каждое дерево нужно одеть только его листочки, не перепутайте. Вот листья начинайте (Дети прикрепляют листья на деревья).

Хорошо, скажите мне , пожалуйста, как называются деревья, которые вы создали?

(Дуб, береза,  рябина). А как вы узнали, что это береза, рябина, дуб?

Ребята, в Жигулевском заповеднике  есть еще и такие деревья, посмотрите на экран  

Показ Слайда ( на слайде деревья ель и сосна).  Ребята, как называются эти деревья?  

А кто мне скажет, что общего между елкой и сосной? Чем они похожи? (Вместо листьев иголки)

Чем они отличаются? (У сосны иголки большие, у елки маленькие). Правильно, молодцы.

Итак, в нашем лесу заповедном растут прекрасные деревья.

А что еще растет в лесу, чего у нас тут не хватает? (Цветов, ягод, грибов)

Давайте их посадим. (Дети расставляют макеты грибов, цветов ; по ходу задаются вопросы:

Что ты сажаешь, как называется?

Какой гриб ядовитый или съедобный?

Почему так называется гриб?

Где любят расти грибы?

Можно ли ходить по цветам, ягодам?

Зачем мухомор посадили, нужен ли он?

Лес мы с вами создали: деревья зеленые стоят, цветы, ягоды, грибы кругом.

Ой послушайте, а это кто поет?. (Пение птиц)

Ребята давайте поселим птиц в наш заповедник, расселим их на ветках деревьев. Вот и птицы. (Дети прикрепляют птиц на ветки деревьев). По ходу задают вопросы:

Как твоя птица называется?

Чем питаются птицы?

Какую пользу приносят?

Кого называют лесным врачом?

Кого называют певцом?

Ребята, в Жигулевском заповеднике живет еще одна птичка , посмотрите на экран.

Показ Слайда ( птица «Малиновка» ,воспитатель сопровождает своим рассказом ).

Это удивительная, красивая  птичка « Малиновка» в народе ее называют «Зарянка.» У  нее малиновое горлышко, и поэтому ее называют МАЛИНОВКОЙ.  У нее стройные длинные ножки , аккуратная головка с большими, умными, черными глазами и тонким клювиком, довольно длинный хвостик, который птичка так грациозно вздергивает кверху, выделывая свои отрывистые поклоны ,а еще она прекрасная певунья.

Давайте ее тоже  поселим на дерево в нашем заповеднике. ( ребенок прикрепляет « Малиновку» на дерево).

Хорошо, лес есть, птицы в нем живут, но все-таки еще кого-то не хватает, как вы думаете, кого? (Животных)

Правильно, пора заселить наша заповедное место животными, живущими на территории Самарской области. Посмотрите, сколько,  много здесь животных сидит, возьмите и поселите их в нашем лесу, но будьте внимательны. (Дети  расставляют игрушки,  а  воспитатель  задает вопросы :

Кого ты селишь?

Чем питается?

Почему волка называют «Лесным санитаром»

Чем любит полакомиться медведь?

Какую пользу приносят лисы?

Почему крот живет под землей?

Почему не поселили жирафа, верблюда, тигра и т.д.

Ребятки, а  теперь посмотрите на экран и скажите,  какие животные еще живут у нас в крае?  

Показ Слайда (лось, кабан, рысь, барсук, заяц – беляк)

(Дети перечисляют и называют животных)

Ребятки, посмотрите,  в нашем Жигулевском заповеднике есть река. ( подводит детей к макету реки)

Кто знает, как она называется? (Волга)

Давайте посмотрим , какие рыбы в ней обитают?

Показ Слайда   (рыбы обитающие в реке Волга)  Дети называют рыб.

Воспитатель просит  детей заселить нашу реку рыбами.(дети раскладывают картинки на макете)

Хорошо, а кто из животных любит жить рядом с водой (Бобер) Почему? Еще кто? (Лягушка) Давайте поселим лягушку около реки.

Ой, посмотрите, здесь кто-то оставил удочки, наверное, рыбаки. Давайте и мы с вами порыбачим. Рома и Денис берите удочки, а мы посмотрим,  кого вы поймаете. Клюет: Тащите. (Дети вытаскивают пакет и пустую бутылку)

Вот так рыба, вот так улов. Что это? Откуда они взялись в реке? Да, это наверное рыбаки выбросили. Хорошо они поступили? Почему?

Ребята, а что еще приносит вред природе? (Браконьеры, заводы) Что они делают? (Загрязняют реку, убивают животных, вылавливают рыбу)

Да все вы правильно сказали и поэтому по всей стране специально создаются такие заповедные места как это, где живут животные, птицы, растут растения, протекают реки и их там охраняют лесники, егеря, не дают браконьерам убивать, истреблять, ловить. Кто запомнил, как называются такие места? (Заповедники)

Сегодня мы с вами побывали в Жигулевском заповеднике, названном в честь Жигулевских гор. Но еще в нашей стране создана  КРАСНАЯ КНИГА.

Показ Слайда( Красная Книга)   вот она. В ней записаны все животные, птицы, растения, рыбы, насекомые, которых надо охранять и беречь.

Заключительная часть:

Ой, слышите музыку, нам пора возвращаться  в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Ветер, ветер раз, два, три в детский садик нас неси».

Вот мы и дома. Кто мне скажет,  где мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? Как называется заповедное место, в котором мы побывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Я и моё сердце» (подготовительная группа)

Это занятие помогло мне выйти в финал профессионального конкурса "Воспитатель года 2015". Если оно вас заинтересует, я могу поделиться готовой презентацией к нему. Всех желающих прошу написать мне на...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Лесные беспорядки» в первой младшей группе №1 «Звёздочки»

В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей:  «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физичес...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница вода» для детей 2-ой младшей группы

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Загрязнение воды» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Загрязнение воды»  для детей подготовительной к школе группы...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « Тонет- плавает» в 1 младшей группе

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « Тонет- плавает» в 1 младшей группеИнтеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное раз...