Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной к школе группы. Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Засыпкина Мария Николаевна

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zdravstvuy_zimushka_-_zima.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение детский сад № 6 комбинированного вида

Выборгского района  Санкт-Петербурга

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной к школе  группы

Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима!»

   Составила: Засыпкина Мария Николаевна,

 воспитатель

г. Санкт – Петербург

2021 г.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по  речевому развитию  детей подготовительной к школе  группы  

Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима!»

Цель: создание  условий для развития связной речи, обогащения активного словаря  дошкольников

Образовательные  задачи:

 - расширить словарь детей по теме «Зима», закрепить понятие "родственные слова";

 - совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные множественного числа,  правильно согласовывать  слова, упражнять в образовании форм родительного падежа;

 - совершенствовать навыки составления разных видов предложений;

 - обобщить знания детей о зиме и зимних явлениях.

Развивающие задачи: 

- развивать связную речь, речевой слух;

- развивать мелкую моторику; дыхательную мускулатуру;

- развивать процессы внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы;

 - приобщать детей к поэзии;

 - воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других;

 - способствовать проявлению положительных эмоций, коммуникативности.

 

Форма занятия: подгрупповая.

Продолжительность: 30мин.

Участники: воспитатель, воспитанники.

Возрастная группа: 6-7 лет

Материалы и оборудование: интерактивная доска; презентация; мольберты; панно "Зима", "Снег", "Мороз" - домики родственных слов; предметные картинки (снег, снегурочка, снегирь, мороженое, подснежник, снеговик), нарисованные в центре снежинок; листы белой бумаги; пластиковые бутылочки с тертым пенопластом, трубочки; корзина.

Ход занятия:

На интерактивной доске презентация занятия, звучит "Зимняя мелодия".

Воспитатель привлекает внимание детей, приглашая их посмотреть в окно, читает на фоне музыки стихотворение:

Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одёжек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам ЗИМА.

Воспитатель: Ребята, в этом году к нам пришла настоящая зима. Я предлагаю вам поговорить об этом времени года и поиграть в интересные игры со словами. Так как тема нашего занятия "Здравствуй, зимушка - зима!". Вот она и в гости к нам пожаловала. (Презентация слайд 2).

Но прежде чем мы начнём, давайте вспомним наше правило общения.

Дети произносят правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Воспитатель: Ребята, вы любите зиму?  А почему  вам нравится это время года?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, зима - удивительное время года и приходит она к нам  не с пустыми руками. Она приносит подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, слепить снеговика, поиграть в снежки. Мы любим зиму и за её красоту. Вы знаете, что многие художники рисовали зимние пейзажи, а поэты сочиняли стихи об этом волшебном времени года.

Я попросила Аделину к нашему занятию выучить стихотворение известного русского писателя и поэта Ивана Бунина "Первый снег".

Давайте послушаем.

Вам понравилось стихотворение?

О чём оно?

 Ответы детей.

 Воспитатель: Вот и в нашей группе появились заснеженные домики. А в  этих интересных  домиках живут слова, давайте прочитаем какие.

Я думаю,  словам одиноко в домиках, давайте мы найдём им родственников. Знаю,  Светлана Алексеевна рассказала вам, что в русском языке есть родственные слова, ребята, кто помнит, какие слова называются родственными?

Родственные слова - это слова сходные по значению и звучанию.

Упражнение "Займи свой домик"

Воспитатель: Я приготовила целую корзину снега. Возьмите по одной снежинке. Рассмотрите картинки. Назовите, что нарисовано на ваших снежинках.

Вы назвали много слов, похожих по звучанию и значению на те слова, которые живут в домиках. И сейчас по команде положите свою снежинку в окошечко домика, в котором живёт родственное слово. Один, два, три - домик займи!

Дети со снежинками бегут к домикам.

Воспитатель: (Обращается к детям, стоящим около панно - домика "Снег"). Назовите слова - родственники, от какого слова они родились?

Затем анализируют слова - родственники, которые живут в домиках "Мороз", " Зима".

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, нашли домик каждому слову.

Упражнение "Лишняя картинка"

Воспитатель:  Ребята,  давайте поиграем ёщё в одну игру с родственными словами, называется она «Лишняя картинка».  Найдите себе пару  и  подойдите к столу. Возьмите листок с картинками, внимательно их рассмотрите и определите «лишнюю», объясните свой выбор.

Упражнение для развития мелкой моторики рук  "Снежки"

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас  поиграем в снежки. Но так как снега в нашей группе нет, я предлагаю сделать снежки из бумаги.

(Воспитатель раздаёт листы белой бумаги).

Чтобы снежок получился более круглый, давайте сначала хорошо помнём  листок, а затем придадим ему форму шара.

Какие замечательные снежки у вас получились.

Вспомним игру со снежками:

Раз, два, три, четыре,                                имитация лепки снежка

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый,  крепкий, очень гладкий      показывают соответствующие движения

И совсем-совсем не сладкий.                               грозят  пальцем

Раз подбросим.                                     показывают соответствующие  движения                      

Два поймаем.                                  

Три уроним                                                   кладут снежок на ладошку

И сломаем.                                                    другой прихлопывают его.

Воспитатель: Молодцы, давайте мы опять придадим нашим снежкам форму шара и поиграем ещё в одну интересную игру.

Игра "Попади в корзину"

Воспитатель: Снежок круглый и волшебный в корзину будем мы бросать и заданье выполнять.

Ребята, прежде чем попасть своим снежком в мишень (корзину), стоящую перед вами, нужно выполнить  задание.

Я  буду начинать предложение, а вы должны его продолжить и полностью повторить. Будьте внимательны. Говорить нужно только о том, что бывает зимой.

 - На улице у ребят покраснели щеки, потому что... (был сильный мороз).

 - Вечером зимой рано темнеет, потому что... (дни стали короче).

 - Без тёплой одежды нельзя выходить на улицу, потому что... (можно замёрзнуть).

 - Люди покупают ёлочные игрушки, потому что... (скоро Новый год).

 - Зимой весело, потому что... (можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

 - Дворники посыпают песком дорожки, потому что... (на улицах очень скользко).

 - Река покрылась льдом, потому что... (вода замёрзла).

- Снег стал таять, потому что... (наступила оттепель).

Воспитатель: Ребята, я заметила, что с нами в снежки играл этот  весёлый снеговик  (слайд 3) и он предлагает вам выполнить несколько интересных заданий.

Присядьте на стульчики напротив экрана.

Упражнение "Один — много» (слайды 4-9)

Воспитатель: Ребята, в этом задании нужно образовать форму множественного числа тех слов, картинки которых будут появляться на экране:

Снежинка - снежинки - много снежинок

Сугроб - сугробы - много сугробов

Санки - санки - много санок

Снеговик - снеговики - много снеговиков

 Елка – елки – много елок

Упражнение «Сосчитай» (1-2-5) (слайды 10 - 14)

Воспитатель: А сейчас нам нужно сосчитать предметы на экране:

Один снегирь, два снегиря, пять снегирей

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

Упражнение «Без чего не бывает зимы?» (слайды 15-16)

Воспитатель: Ребята, на экране будут появляться картинки, а вы по очереди будете отвечать без чего не бывает зимы.

«Не бывает зимы без… (снега, снежинок, сугробов, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

 Упражнение «Чего не стало?» (слайды 17 - 20)

Воспитатель: Ребята,  Снеговик  хочет проверить, насколько вы внимательны, и предлагает рассмотреть предметы на экране, постарайтесь  запомнить их, а когда вы закроете глаза,  какой - предмет исчезнет, открыв глаза , вам нужно  ответить: "На экране не стало...."

 Появляется картинка вьюги и звук вьюги. (слайд 21)

Воспитатель: Ребята, я слышу какой - то звук, а вы слышите? Какое зимнее явление он вам напоминает?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?

Дети: Вьюга

Дыхательная гимнастика "Вьюга"

Воспитатель:  Хотите устроить вьюгу?  Возьмите, пожалуйста, каждый бутылочку. Встаньте прямо, левой рукой  держите бутылочку, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох носом, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

Дети выполняют упражнение 2-3 раза.

Воспитатель: Вот какую сильную вьюгу вы устроили! Поставьте, пожалуйста, бутылочки и пройдите в центр группы.

Ребята, но зимой не всегда дуют вьюги и метут метели, бывают и прекрасные морозные деньки, посмотрите на экран (слайд 22). Какой прекрасный зимний пейзаж!, а его создатель Зимушка - зима.

Игра «Укрась слово».

Воспитатель: Ребята, а давайте подарим зиме красивые слова. У меня зима снежная, а у вас? (Холодная, суровая, чудесная, морозная, весёлая, ветреная, красивая, хрустальная, волшебная, необыкновенная, загадочная.)

Если дети затрудняются, воспитатель расширяет представления детей.

Воспитатель: Вот какая разная бывает зима! А наше занятие подошло к концу.

 Какие игры и упражнения вам больше понравились? А что было особенно трудным?

Спасибо, вы были очень внимательны и хорошо отвечали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

13календарное планирование подготовительная группа по теме«Здравствуй, Зимушка-Зима! "по ФГОС

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима! Старшая группа Программное содержание: 1.Обогащение знаний детей об особенностях зимней погоды (лютый мороз, метель, заморозки, снегопады, пурга).2. Продолжение знаком...

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!»

Цель: воспитывать дружеские отношения в игре, умение действовать в коллективе согласованно, воспитывать волевые качества; развивать ловкость ,быстроту реакции, координацию движений, внимание ,настойчи...

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!»

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!»Цель: воспитывать дружеские отношения в игре, умение действовать в коллективе соглас...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Здравствуй, зимушка-зима».

С помощью данного материала можно активизировать словарь детей; развивать связную речь, развить умение осознанного построения текста описательного типа....