Картотека артикуляционной гимнастики для детей второй младшей группе
картотека (младшая группа)
Целью картотеки артикуляционной гимнастики - является развитие и укрепление мышц органов артикуляции (губ, языка, нёба) для формирования четкой, правильной и понятной речи у детей младшего возраста. Это достигается путем обучения ребенка удерживать необходимые артикуляционные позы, увеличивая амплитуду движений и укрепляя мускулатуру, что является подготовкой к правильному произношению звуков и слов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать губы.
«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляямышцыязыка.Удерживатьгубыиязыквзаданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ЗАБОРЧИК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«ПЯТАЧОК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем –чередуем,
То в одну, а то вдругую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правуюилевующёки,какбыперегоняявоздухизоднойщёки вдругую.
«САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
«СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание:Вытянутьгубывпередтрубочкойиподутьнаватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
«ХОМЯЧОК»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«РАСЧЕСКА»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить понижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6раз).
«ЛОШАДКА»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«МАЛЯР»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старыйдом:
Вперед-назад,вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд- назад.
«УЛЫБКА»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в такомположении под счёт от 1 до 5-10.
«БАРАБАНЩИК»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем –чередуем,
То в одну, а то вдругую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёкив другую.
«КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
«ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до5-10.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил уподбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
«КАЧЕЛИ»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
«УЛЫБКА-ХОБОТОК»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет 10-15 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр для детей второй младшей группы
Картотека игр для второй младшей группы. Из опыта работы воспитателя первой...

Картотека прогулок для детей второй младшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования город Краснодар "Детский сад общеразвивающего вида №20"...

Картотека игр для детей второй младшей группы Дидактические игры по развитию речи
Картотека игр для детей второй младшей группы Дидактические игры по развитию речи...

Картотека артикуляционной гимнастики во второй младшей группе
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе...
Картотека артикуляционной гимнастики во второй младшей группе
Картотека артикуляционной гимнастики во второй младшей группе...

Картотека артикуляционной гимнастики для второй младшей группы
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.Артикуляционная гимнастика для дошкольников необх...

Картотека Артикуляционная гимнастика для второй младшей группы
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь дет...
