Консультация
консультация

Татьяна Ивановна Титаренко

Консультация для педагогов ДОУ "Кубик Блума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Выполнила воспитатель Титаренко Т.И.

Кубик Блума: шаблоны, описание, методика использования

для вырезания

цветные

черно-белые

из бумаги

из картона

"Кубик Блума" - один из популярных практических приемов, развивающий критическое мышление детей. Давайте разберемся как его использовать и как сделать (шаблоны для распечатки вы найдете внизу страницы). 

Разработал метод Бенджамин Блум - американский ученый и психолог - педагог. Он считал, что школа должна научить ребенка решать проблемы, с которыми придется сталкиваться в жизни.

Польза метода Блума

Бенджамин Блум объединил основные образовательные цели в несколько групп:

  • закрепление и анализ полученных знаний;
  • эмоциональный отклик учащихся на полученные знания;
  • использование полученных знаний на практике.

Этот метод обучает учеников решать проблемные вопросы самостоятельно, опираясь на уже полученные знания и умения, а также используя опыт, наблюдательность, логику и творческое мышление.

Как использовать кубик Блума

Для начала вам понадобится бумажный куб ( еще лучше, если его сделать из плотного картона), на гранях которого написано:

  • назови,
  • почему,
  • объясни,
  • предложи,
  • придумай,
  • поделись.

Развертки "Кубика Блума" можно скачать внизу страницы в хорошем качестве. 

Родитель или педагог формулирует тему и подбирает к каждому слову на кубике круг вопросов, который позволит детям повторить и закрепить изученный материал.

Взрослый подбрасывает кубик. Та грань, которая выпала, указывает на тип вопроса, который следует задать детям (то есть вопрос должен начинаться со слова на грани).

Альтернативный вариант - вопросы формулируют сами дети, а затем задают их своим друзьям (одноклассникам). Один из них отвечает на вопросы. Если ответ неполный, то друзья (одноклассники) могут дополнить его и скорректировать неточности.

Примечание. Каждый раз, когда вы бросаете кубик, вы привлекаете к обсуждению большее количество детей. Что это дает? Это повышает эффективность занятия и понимание темы, помогает выявить пробелы в знаниях. Кроме того, этот метод учит детей анализировать и интерпретировать информацию, строить гипотезы и отстаивать собственную точку зрения.

Кратко о типах вопросов "Кубика Блума"

Назови

Вопросы, направленные на воспроизведение знаний: ребенок называет предмет, явление, термин и т.д

Примеры.

  • Назови географические объекты, вблизи которых произошла битва [официальное название].
  • Назови ассоциацию, которую вызывает [название предмета или явления].
  • Назови компоненты действия сложения.
  • Назови главных героев романа "Война и мир". 

Почему

Вопрос для формулирования причинно-следственных связей: ученик должен описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением. Это открытый вопрос, развивающий аналитическое мышление ребенка.

Примеры.

  • Почему математику называют «царицей» наук?
  • Почему вымерли динозавры?
  • Почему критики назвали [название произведения] психологическим романом?

Объясни 

Вопросы для уточнения, помогающие детям сфокусироваться на разных сторонах обсуждаемой темы. Обычно эти вопросы начинаются с фраз вроде «объясни свою точку зрения...", "ты действительно считаешь, что...» или «ты уверен, что...».

Примеры.

  • Объясни ценность [название открытия] для человечества.
  • Объясни роль мягкого знака в словах.
  • Объясни значение кислорода в жизни человека.

Предложи 

Ученик предлагает свои идеи/варианты того, как можно использовать те или иные знания на практике, или ищет пути решения конкретных ситуаций.

Примеры.

  • Предложи свои варианты использования таблицы умножения.
  • Предложи, где могут понадобиться знания по грамматике [название языка]?
  • Где и как понадобится таблица Д. Менделеева?
  • Предложи, где и как можно применять знания по теории вероятности?

Придумай 

Это творческие вопросы, содержащие элемент предположения и выдумки. Дети развивают стратегическое мышление (что будет, если..., придумай, как...).

Примеры.

  • Придумай, как будет выглядеть планета, если из нее исчезнут все источники пресной воды?
  • Придумай, как изменится мир, если ученые изобретут формулу бессмертия?
  • Придумай, как бы использовался [название закона] в наше время?

Поделись

Вопросы для анализа и оценки фактов/полученной информации. Каждый из вопросов обязательно должен апеллировать к эмоциям ребенка. Альтернативные варианты вопросов: что вы чувствуете, когда..., почему вы выбрали...

Примеры.

  • Какие эмоции у тебя вызывает музыка Бетховена?
  • Поделись, почему из всех стихов Пушкина ты выбрал для изучения именно этот?
  • Поделись своими впечатлениями от [название произведения].

Формулировку вопросов для младших школьников методисты советуют упростить:

  • Опиши. Форма, цвет, имя и т. д.
  • Сравни. Ребенок сравнивает предметы и явления с подобными, а затем указывает на сходства и различия.
  • Проанализируй. Ученик или ученица может проанализировать, например, значение эпитетов и метафор в стихотворении.
  • Примени. Например, учащиеся приводят возможные варианты использования воды в различных состояниях (жидком, твердом и газообразном).
  • Оцени. Ребенок указывает на достоинства и недостатки предмета/явления.
  • Ассоциации. Младшие школьники рассказывают, с чем у них ассоциируется предмет или явление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...