Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников
учебно-методический материал
Квест – это актуальная на сегодняшний день, инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка, в ходе решения игровых поисковых задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников
Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 15»
Сальникова Н.В.
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.
Основная задача педагога дошкольного учреждения – подобрать оптимальные формы и методы организации работы с детьми, которые помогут в развитии познавательной, поисковой и исследовательской деятельности дошкольника.
В своей работе я отдаю приоритет игровым формам как ведущему виду деятельности дошкольников. Моей педагогической находкой, для решения этой задачи, является Квест - технология. Квест – это актуальная на сегодняшний день, инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка, в ходе решения игровых поисковых задач.
Новизна квест-игр заключается в том, что форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна и интересна детям. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Квест-технологию впервые разработали в 1995 году.
Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В., Сокол И. Н. Ирина Николаевна Сокол в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для детей дошкольного возраста. Выделила особенности детских квестов, разработала их структуру и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при разработке.
Что же такое Квест? (от англ. Quest- поиск, поиск приключений) – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест-игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО.
Квест – это командная игра, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания , перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Такую игру можно проводить как в помещении (в группе, в музыкальном или спортивном зале), так и на улице. В ней задействуется одновременно интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.
Цель квест-игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать игровую деятельность, отработать на практике умения детей.
Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс, участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся.
Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, познавательной активности.
Воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, взаимопомощь и др.
Развивающим потенциалом квест-игры является:
- активизация интереса к познанию окружающего мира;
• помощь детям в усвоении новых знаний и закреплении ранее изученного;
• создание комфортного эмоционального настроя, способствующего личностной самореализации;
• воспитание взаимопонимания и чувства товарищества, формирование умения решать конфликты;
• развитие мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
• стимулирование инициативности и самостоятельности, исследовательской деятельности.
Я начала внедрять технологию квест- игры несколько лет назад. Мною были разработаны и организованы такие мероприятия:
• Квест – игра по правилам дорожного движения «Юные пешеходы».
Цель: закрепление основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.
В результате проведения игры дети углубили знания о правилах поведения на улице; в игровой форме закрепили знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках; применяли полученные знания, умения самостоятельно принимать решения.
• Новогодняя квест – игра «В поисках сундука Деда Мороза»
Цель: создание праздничного настроения у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
В результате проведения этого мероприятия дети: закрепляли представления о героях русских народных и волшебных сказок; развивали внимание, память, логическое мышление при выполнении игровых заданий; проявляли умение работать в команде, помогать друг другу.
Квест-игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи из 5-ти направлений развития и образования ребенка. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, и даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Такое взаимодействие было реализовано при проведении совместного с родителями «Армейского квеста».
Целью которого стало формирование патриотических чувств к Российской армии через участие в играх военно-патриотической направленности совместно с родителями.
Путешествуя по станциям и выполняя различные задания команды проявили умение действовать сплочённо в игровых ситуациях; проявили взаимовыручку и товарищескую поддержку.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития одной из важных задач образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста является знакомство с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности.
Таким образом, у меня появилась идея организовать квест - игру по финансовой грамотности «Найди клад», где через игровую деятельность, дети закрепили понятие «деньги», с интересом включились в игровой процесс, покупая корм для зимующих птиц в зоомагазине. Выполнив все задания и собрав все части подсказки, дети смогли найти клад: кормушку для птиц и монетки-шоколадки.
Разработанные квесты не похожи друг на друга, но их объединяют одни и те же преимущества:
1. Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.
2. В ходе игры дети получают впечатления, которые могут потом совместно обсудить.
3. Игровой процесс позволяет преподнести знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.
Моя педагогическая находка – это квест-игра!
Ребята с радостью участвуют в ней всегда!
Поэтому в своей профессиональной деятельности
Квест-игру я применяю.
Ребусы и загадки подбираю.
Дети учатся играя, задания выполнять,
А также мышление, память и воображение развивать.
Плюсов квест-игры не перечесть,
Но главное, что в ней есть –
Квест-игра всех объединяет
И дружбу укрепляет!
Таким образом, внедрение квест-технологии стало отличной возможностью увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест оказывает неоценимую помощь педагогу разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Квест-игра как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников"
Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что образование воспитанника реализуется, посредством применения различных в...

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»
laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности.
В данной работе рассказано, что такое квест, что он развивает в ребенке, а также в качестве примера описан квест для воспитателей ДОУ....
СТАТЬЯ.«Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности»
Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, четкие правила и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной ...
План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников».
План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников»....

Буклет "Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника"
Буклет "Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника"...
