Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников
учебно-методический материал

Сальникова Наталья Васильевна

Квест – это актуальная на сегодняшний день, инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка, в ходе решения игровых поисковых задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников

Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 15»
Сальникова Н.В.


Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.

Основная задача педагога дошкольного учреждения – подобрать оптимальные формы и методы организации работы с детьми, которые помогут в развитии познавательной, поисковой и исследовательской деятельности дошкольника.

В своей работе я отдаю приоритет игровым формам как ведущему виду деятельности дошкольников. Моей педагогической находкой, для решения этой задачи, является Квест - технология. Квест – это актуальная на сегодняшний день, инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка, в ходе решения игровых поисковых задач.

 Новизна квест-игр заключается в том, что форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна и интересна детям. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Квест-технологию впервые разработали в 1995 году.

Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В., Сокол И. Н. Ирина Николаевна Сокол в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для детей дошкольного возраста. Выделила особенности детских квестов, разработала их структуру и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при разработке.

Что же такое Квест? (от англ. Quest- поиск,  поиск приключений) – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест-игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО.

Квест  –  это  командная  игра, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила. Идея  игры  проста  –  команда  или  команды, выполняя  различные  задания , перемещаются  из  одного  места  в  другое,  а  на  этапе  завершения  игры  получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив  одно  задание,  дети  получают  подсказку  к выполнению  следующего,  что  является  эффективным  средством  повышения двигательной  активности  и  мотивационной  готовности  к  познанию  и исследованию.  Такую игру можно проводить как в помещении (в группе,  в  музыкальном  или  спортивном  зале), так и на улице. В ней задействуется одновременно интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.

Цель квест-игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать игровую деятельность, отработать на практике умения детей.

Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс, участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся.

Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, познавательной активности.

Воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, взаимопомощь и др.

Развивающим потенциалом квест-игры является:

  • активизация интереса к познанию окружающего мира;

• помощь детям в усвоении новых знаний и закреплении ранее изученного;

• создание комфортного эмоционального настроя, способствующего личностной самореализации;

• воспитание взаимопонимания и чувства товарищества, формирование умения решать конфликты;

• развитие мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

• стимулирование инициативности и самостоятельности, исследовательской деятельности.

Я начала внедрять технологию квест- игры несколько лет назад. Мною были разработаны и организованы такие мероприятия:

• Квест – игра по правилам дорожного движения «Юные пешеходы».

Цель: закрепление основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.

В результате проведения игры дети углубили знания о правилах поведения на улице; в игровой форме закрепили знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках; применяли полученные знания, умения самостоятельно принимать решения.

• Новогодняя квест – игра «В поисках сундука Деда Мороза»

Цель: создание праздничного настроения у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

В результате проведения этого мероприятия дети: закрепляли представления о героях русских народных и волшебных сказок; развивали внимание, память, логическое мышление при выполнении игровых заданий; проявляли умение работать в команде, помогать друг другу.

Квест-игра дает возможность при объединении различных  видов детской  деятельности  ненавязчиво  реализовывать  задачи  из  5-ти направлений развития и образования ребенка. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с  детьми,  решать  образовательные  задачи  в  совместной  деятельности взрослого  и  детей,  самостоятельной  деятельности  дошкольника,  и даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Такое взаимодействие было реализовано при проведении совместного с родителями «Армейского квеста».

Целью которого стало формирование патриотических чувств к Российской армии через участие в играх военно-патриотической направленности совместно с родителями.

Путешествуя по станциям и выполняя различные задания команды проявили умение действовать сплочённо в игровых ситуациях; проявили взаимовыручку и товарищескую поддержку.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития одной из важных задач образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста является знакомство с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности.

Таким образом, у меня появилась идея организовать квест - игру по финансовой грамотности «Найди клад», где через игровую деятельность, дети закрепили понятие «деньги», с интересом включились в игровой процесс, покупая корм для зимующих птиц в зоомагазине. Выполнив все задания и собрав все части подсказки, дети смогли найти клад: кормушку для птиц и монетки-шоколадки.


Разработанные квесты не похожи друг на друга, но их  объединяют одни и те же преимущества:

1.        Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.

2.        В ходе игры дети получают впечатления, которые могут потом совместно обсудить.

3.        Игровой процесс позволяет преподнести знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.

Моя педагогическая находка – это квест-игра!

Ребята с радостью участвуют в ней всегда!

Поэтому в своей профессиональной деятельности

Квест-игру я применяю.

Ребусы и загадки подбираю.

Дети учатся играя, задания выполнять,

А также мышление, память и воображение развивать.

Плюсов квест-игры не перечесть,

Но главное, что в ней есть –

Квест-игра всех объединяет

И дружбу укрепляет!

Таким образом, внедрение квест-технологии стало отличной возможностью увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест оказывает неоценимую помощь педагогу разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Квест-игра как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников"

Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что образование воспитанника реализуется, посредством применения различных в...

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности.

В данной работе рассказано, что такое квест, что он развивает в ребенке, а также в качестве примера описан квест для воспитателей ДОУ....

СТАТЬЯ.«Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности»

Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, четкие правила и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной ...

План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников».

План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников»....

Буклет "Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника"

Буклет "Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника"...