Семинар для педагогов: «Кейс-технология в ранней профориентации»
методическая разработка

Ольга Николаевна Дергачева

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей.

Одной из эффективных технологий формирования у дошкольников представлений о профессиях является кейс-технология, в основе которой стоит игровая деятельность.

Название кейс-технологии произошло от латинского «casus» – запутанный, необычный случай; а также от английского «case» – портфель, чемоданчик.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс-технология направлена на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.

Кейс помогает ребенку лучше понять и запомнить материал.

Виды кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.

Типы кейсов: «Кейсы-инциденты» (фото-кейсы и кейсы-иллюстрации, кейсы-драматизации, кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений); «Кейсы-вариации и догадки» (серия опорных картинок, предметные картинки, кейсы наоборот, кейсы-варианты развития собы- тий и др.)

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности.

Кейс-игры можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Проводить игру можно с од- ним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут ис- пользовать кейс в свободной деятельности.

Заключение:

Умелое использование кейс – технологии дает возможность:

 обогатить знания и представления детей о некоторых видах профес- сий и о результатах профессиональной деятельности посредством дидактических игр;

 формировать умение классифицировать предметы по функциональ- ному назначению;

 обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Профессии»;

 способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании знаний о разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи:

1. Расширить знания участников семинара о методе кейсов и его применении;

2. Создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.

  1. Повысить их профессиональное мастерство.

Форма проведения: семинар

Участники: воспитатели ДОУ

Результат:

Ознакомление с последовательность действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании знаний о разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре.

Материал и оборудование:

мультимедийное оборудование (компьютер, экран, кейс «Изучаем профессии»)

 

ПРОФЕССИЯ

- Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас состоится семинар, на очень интересную тему, а чтобы узнать о чем будет наша сегодняшняя встреча, я предлагаю вам отгадать загадки, затем сложить первые буквы картинок отгадок, мы получим название темы семинара.

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (плотник)

 

Он спектаклем заправляет,             
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать?
(Режиссёр.)

 

Это кто с ружьём в лесу

Ищет зайца и лису?

Он не повар и не плотник,

Он конечно же.  (Охотник)

 

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас.  
(Фотограф)

 

Он природу охраняет, браконьеров прогоняет,

а зимою у кормушек, в гости ждет лесных зверюшек.   (Егерь)

 

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка.     (Слесарь)

 

Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.  
(Сантехник)

 

Всей семьей мы в цирк ходили

В цирке всех нас удивили

Мастерством артисты    (Иллюзионисты)

 

На попе сидит
И кнутом погоняет.  
(Ямщик)

 

Тема семинара посвящена профессии. Сегодня мы свами совершим путешествие в мир профессий,   расширим, систематизируем  знания  о  последовательности действий, методов, приемов и форм  использования  кейс – технологии.

 Для начала нам нужно вспомнить, что же такое профессия, как вы можете дать  объяснение данному слову? (Ответы педагогов)

Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом, род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.

Мир профессий широк  и разнообразен. В современном  мире меняется не только количество профессий, но их состав. Появляются новые,  исчезают старые.

Для того,  чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий. Начиная с профессий ближнего окружения.

Т.к. исследования показывают, что  именно в дошкольном возрасте у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и склонности к определенным видам деятельности, расширяется кругозор.

Мероприятия,  направленные на прогнозирование личностного роста, выявление

способностей, наклонностей, определенной потребности в той или иной деятельности  и есть ранняя профориентация.

В Греции считается, что ребенок до 5 лет должен определиться, кем он в будущем хочет стать, с каким видом деятельности связать свою жизнь.

Актуальность работы обоснована в ФГОС и ФОП, образовательная область социально-коммуникативное развитие, подраздел труд направлен на достижения цели формирование положительной установки к труду.

Знакомство детей с миром профессий должно проходить не только на занятиях, но и в повседневной деятельности, в раннем возрасте в процессе наблюдений, знакомства с профессиями ближнего окружения: профессии родителей, воспитатель, помощник воспитателя, продавец, повар, доктор, строитель, чтение литературы, сюжетно-ролевые игры, работа с пазлами; в старшем дошкольном возрасте организуются встречи с представителями разных профессий, экскурсии, просмотры видеофильмов, знакомство с профессиями: учитель, актер, писатель, художник, научный деятель, описательные рассказы по картинкам.

Формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных,  интересных  образовательных технологий: одной их которых является кейс - технология, в основе которой стоит игровая деятельность.

Детская игра - первый  профориентатор  ребенка.  

                                                                                               (А.Г. Асмолов)

- И что же такое кейс- технология? В чем она заключается? Что она дает? (Ответы педагогов)

- Правильно! Название кейс - технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

 Кейс-технология-технология краткосрочного обучения,  направлена  на освоение знаний и на  формирование у воспитанников новых качеств,  умений по той или иной теме на основе  игровой деятельности  и через   «погружение» в реальные практические ситуации.

Каждый кейс – это источник разнообразного материала:  игр, заданий,  иллюстраций, фото,  видеоматериалов, проблемных ситуаций по определенной теме, который дает возможность лучше понять и запомнить материал.

Главные составляющие кейса:

1.Проблема  (фото, сюжет отражает какую либо проблему)

2.Вспомогательная информация (текст к кейсу, который   описывает совокупность событий)

3.задание. Правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы.

Для работы с кейсом по теме профессии можно использовать следующий алгоритм.

  •  Как называется профессия?
  • Как ты догадался?
  • Где работают люди данной профессии?
  • Какая у них форменная одежда?
  • В чём заключаются трудовые действия?
  • Какие орудия труда использует?
  • Какие личностные качества человека помогают в профессии?
  • Какой результат труда данной профессии?
  • В чём заключается польза труда для общества?
  • Что было бы, ели бы не было данной профессии?
  • Что было раньше, что сейчас?

Кейс технологию может использовать любой педагог, специального обучения не требуется. Важно в процессе обучения воздерживаться от ответов на вопросы, а давать детям слово, чтобы они отвечали на них, проявляли  инициативу, анализировали ситуацию через вопросы:  Как ты думаешь, в чем здесь проблема? Что она дает?

Виды кейсов:

  • Фото кейсы , Кейсы –иллюстрации. Наиболее удобные и простые формы  кейсов,  которые рекомендуют специалисты для изучения.  Содержат картинки, с ситуацией требующей анализа и разрешения.  Н-р: Моя будущая профессия, профессия  родителей.
  • Видео кейсы (виртуальная экскурсия на предприятие, (Н-р: экскурсия на фабрику мягкой игрушки, профессии людей, работающих на фабрике, трудовые операции, какие орудия труда используют, в чем заключается польза труда для общества? Что было бы если бы не было данной профессии  т.д)
  • Кейс драматизация (дети с помощью взрослого человека и с помощью средств и игрушек разыгрывают ситуацию)
  • Кейс- игра- (решение проблемы, знакомство с материалом на соответствующую тему посредством игровой деятельности).
  • Кейс-занятие (соревнование, развлечение, такая форма дает возможность закрепить полученные знания, используя дидактические игры, начинается мероприятие с постановки проблемы с помощью картинок с ситуацией, требующей разрешения).

Кейс-игры можно использовать как во время ОД,  подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Проводить игру можно с одним ребенком, с несколькими. 

Использование кейс-технологии дает возможность:

  • Обогатить знания и представления  о профессиях, о результатах профессиональной деятельности через игру.
  • Формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению.
  • способствовать  выработке положительного отношения  и уважения к труду.

Сегодня мы с вами остановимся на игровом кейсе, так как для детей этот вид кейсов самый увлекательный, именно игровой кейс помогает ребенку-дошкольнику лучше  понять и запомнить материал.

 1.«Профсловарь»

 «Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся  эти группы слов.

 

1. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).

2. Рубанок, гвозди, молоток, клещи, тиски, дрель, сверла  (столяр)

3.Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

4. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность (Полицейский).

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист)

6. Ясли, детский сад, игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

7. Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина (дворник)

2.«Соедини пословицу о труде»

Пословицы о труде разрезаны на две части, команды должны соединить и зачитать присутствующим.

  1. Глаза боятся, а руки делают.
  2. Не ленись за плужком-будешь с пирожком.
  3. Была б охота, заладится всякая работа.
  4. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
  5. Кто любит труд, того люди чтут.
  6. Если не трудиться, можно в жизни заблудиться.
  7. Кто ловок в труде, кует счастье в себе.

1. Работа с зубами, а лень с языком.

2.  Труд кормит, а лень портит.

3.  Делу время, потехе час.

4.  Землю красит солнце, а человека труд.

5.  Если нет охоты-мало толку от работы.

6.  На работу с радостью, а с работы с гордостью.

7.  Птицу узнают в полете, а человека в работе.

  Игра «Артист»

 «Ты мне, я тебе»

Цель: умение показать жестами содержание пословицы.

Задание: Команде дается по выбору одна пословица, команда готовится и без слов должна проиграть свою пословицу. Выигрывает та команда, которая первая угадает и озвучит пословицу.

Пословицы для команд.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Работа - с зубами, а лень - с языком.
  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Делу - время, потехе - час.

3.Игра «Врач»

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

 Все мы с вами знаем, что лечиться можно не только лекарствами (уколами, таблетками, сиропами, микстурами), но и травами.

Душа растения-витающая в воздухе?  (аромат).

Есть такие растения, которые помогают  своим запахом и обладают лечебными свойствами. (Лимон, хвоя, грейпфрут, лаванда, мята)

Мята.

Боль в суставах, усталость мышц после физической нагрузки и тяжёлого дня. Компрессы с эфирным маслом уменьшат боль, улучшат кровоток в мышцах, тонизируют их и вернут бодрость.

Лаванда.

Ее  запах способствует повышению артериального давления, полезен при простудных и инфекционных заболеваниях органов дыхания.

Грейпфрут 

Её аромат  полезно вдыхать при головной боли и мигрени. Его запах помогает  активизации кровотока, улучшает пищеварение.


 
Лимон. Его запах поднимает настроение, улучшает аппетит. Обладает бактерицидным свойством.


Хвоя. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
 

4. «Журналист»

«Головоломка»

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

 

5. «Воспитатель»

 1.Спецодежда педагога – это

  • Халат и т.д.
  •  Деловой костюм
  • Майка, каска, пистолет

Вечерний наряд от Юдашкин

2.Какой стиль из названных не относится к стилям семейного воспитания?

  • Демократический.
  • Авторитарный.
  • Либеральный.
  • Деловой

3.Как называется представление педагогом своих достижений?

  • Реклама
  • Эссе
  • Портфолио
  • Автопортрет
  • Фотоальбом

4. Какому понятию соответствует данное определение?

  • Система  мероприятий,  направленных на выявление личностных особенностей, интересов, способностей каждого человека для оказания помощи в выборе профессии.
  • Профессиональная подготовка.
  • Ранняя профориентация.

5.«Назови профессии по возрастам: младший, средний, старший»

  • Воспитатель, помощник воспитателя,  повар, шофер, доктор, строитель…
  •  Продавец, врач, водитель, дворник, почтальон, полицейский, парикмахер…
  • Учитель, актер, работник сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, художник, писатель, композитор, научный деятель.

6.  Перечислить  формы работы, которые  можно использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями. 

- организованная образовательная деятельность;

- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация;

практических трудовых действий;

- самостоятельная деятельность ребенка;

- познавательно-исследовательская деятельность ребенка;

- наблюдения за трудом взрослых;

- чтение художественной литературы;

- художественно-творческая деятельность;

- игровая деятельность;

- моделирование;

- целевые прогулки и экскурсии;

- культурно-досуговая деятельность;

- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

- живой пример окружающих взрослых.

7. Что в переводе с  латинского означает слово «семинар»?

  • Питомник
  • Хозяйство
  • Рассадник (теплица)
  • Семь наук

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем семинаре, мы рассмотрели, как интересно изучать тему: Ранняя профориентация, используя  кейс- технологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Кейс-технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС».

Материал будет полезен для педагогов ДОО. Цель - познакомить педагогов с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе...

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...

Консультация для педагогов "Кейс-технологии в работе ДОУ"

laquo;Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Кейс – технологии в работе с дошкольниками»

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.Важной особенностью данной технологии является:· умение дошкольников принять на себя роль;· ум...

Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения....

Сообщение для педагогов. "Кейс - технология в работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию"

Знакомство педагогов с применением метода кейсов в образовательном процессе....