Консультация для педагогов "Кейс-технология в работе с дошкольниками" (Кейс-стади)
консультация

Алёна Геннадьевна Батюкова

консультация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками.

Технология – «Кейс – стади (ситуация)»


В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями.

Это значит:

-уметь точно формулировать проблему;

-быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;

-выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;

- продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

Педагогические технологии обязательно должны:

-развивать любознательность - основу познавательной активности;

-способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности;

-творческое воображение как направление интеллектуального развития;

-коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками;

-способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств;

-понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).

Кейс-технологии

Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.

Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кейс – технологии в дошкольном образовании – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Виды кейс – технологии:

- Кейс –стади (ситуации),

- Кейс – иллюстрации,

- Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Сегодня мы познакомимся с одним из видов кейс –технологий.

Технология «Кейс –стади ( ситуация).

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс – стади направлена на:

- освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

Название этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

2.Мозговой штурм

Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение. Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы.

3.Презентация

Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения.

Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

4. Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.

Цели кейса-стади — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Идеи технологии:

-предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

-акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем;

отличие данной технологии от традиционных технологий:

-ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;

-результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;

-воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком; -творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-соответствовать чётко поставленной цели создания;

-иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным;

-иллюстрировать типичные ситуации;

-развивать аналитическое мышление;

-провоцировать дискуссию.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Выводы:

Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям ФГОС, нацелена на личностно- ориентированное деятельностное обучение. Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала. Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение -альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность.

Примерные темы кейс - стадии:

Кейс «Разговор по телефону»

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Текст: Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа. - Юру позовите. - Юры нет дома. А с кем я говорю? - Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

- Почему?

- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

- Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс «Аленка потеряла куклу»

Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст: Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.

Вопросы:

- Как бы вы поступили на месте Аленки?

Кейс «Три собачки»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст: Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть).

Вопрсы:

- Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

Кейс «Случай во время обеда»

Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.

Вопросы:

Почему у Пети не было ложки?

Кейс «В гости к медвежонку»

Цель: закрепить знания о длине.

Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним.

Вопросы:

Почему так долго бежал волк?

Кейс «Кукла Катя встречает гостей»

Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет.

Вопросы:

Как бы вы поступили на ее месте?

Кейс «В магазине»

Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Текст: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например, «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Лена очень обиделась.

Вопросы:

Как бы вы поступили на месте продавца?

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета

Кейс 1. «Знакомство»

Цели:

-формировать культуру общения;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

- Что они должны были сделать?

- Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

Цели:

-формировать культуру общения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы:

- Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

- Что она сделала неправильно?

- Как должна была поступить Даша?

- Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

 Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Цели:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения; -воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Текст: Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

- Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой?

- Почему?

- Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыла Аня?

- Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону.

Разыграйте ситуацию.

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Цели:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

- Как вы думаете, как поступит Витя?

- Какой разговор возможен с мамой?

- Что Витя скажет ребятам?

 Как бы вы поступили в данной ситуации?

Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба»

Цели:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

Текст: У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

-Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

- Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

 Как бы вы поступили в данной ситуации?

 Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение»

Цели:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

Текст: Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы:

- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

 Как бы вы поступили в данной ситуации?

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы работы с семьей"

Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы рабрты с семьей"Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный о...

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма" консультация по обж

Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".

Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Работа с родителями, является одним из важнейших направлений  в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, и...