Проект "Животный мир Калининградской области"
проект (старшая группа)

Топилина  Оксана Александровна

Цель: познакомить детей с животным миром Калининградской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_k_proektu.docx10.96 КБ
Файл nod_krasnaya_kniga.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю: Заведующий МАДОУ д/с № 78

Е.Э. Блинова__________________________

«_____»________________________2023 г.

Перспективное планирование проекта по  экологическому воспитанию

на тему: «Животный мир Калининградской области»

Старшая группа

Месяц

Вид деятельности

Практический выход

19 июня — 5 июля

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

Взаимодействие с родителями

Тематические беседы с просмотром презентаций  «Животные-наши друзья» «Правила друзей природы» «Природа родного края» «Как животные живут в лесу Калининградской области» «Что такое Красная книга»

НОД: «Красная книга и заповедники Калининградской области»

Цель: познакомить с Красной книгой и ее содержанием (показ презентации)

НОД Рисование «Дикие животные нашего края»

Цель: расширение представлений о диких животных нашего края.

 НОД Аппликация «Белка»

Цель: учить детей передавать образ белки, познакомить с нетрадиционной техникой исполнения аппликации

 НОД Лепка «Лось»

Цель: учить создавать выразительный образ лося, точно передавая форму и расположение его частей.

Рассматривание с детьми карты нашей области «Животные Калининградской области»

Рассматривание иллюстраций по теме «Дикие животные Калининградской области»

Чтение художественной литературы:

Бианки В. «Лесные происшествия» «Лесные домики»

Притулина Н. «Сказки Лесовичка» «Сказки о животных со всего света»

Составление рассказа по серии картинок о диком животном

Подвижные игры:

 «Хитрая лиса»

«Зоопарк»

«День — ночь»

«Море волнуется раз...»

Цель: продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты. Побуждать к игровой деятельности через знакомства с подвигами солдат и народа.

Консультация для родителей  «Зачем знакомить детей с Красной книгой»

Акция «Принеси книгу о животных»

Создание совместно с родителями и детьми «Красная книга Калининградской области»

Выставка рисунков детей с животными Калининградской области»

Итоговое занятие — викторина «Знатоки природы»



Предварительный просмотр:

НОД «Красная книга и заповедники Калининградской области»

Цель: познакомить с Красной книгой и её содержанием.

Задачи: формирование у детей основ экологической культуры, воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде; развивать любознательность, мышление и речь детей.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия.

        Калининградская область славится своей замечательной природой. Но, к сожалению, есть растения и животные, которые встречаются очень редко. Такие редкие животные и растения охраняются нашим государством. Для этого была создана Красная книга.

        Почему её назвали Красной? Потому что красный – цвет опасности! Внимание! Подумай о природе!

        Красная книга - очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. Страницы у неё разных цветов. На белых листах книги помещены сведения о растениях и животных, которых осталось очень мало – их так и называют «редкие». На жёлтых – «уязвимые» виды: они ещё могут выжить сами, без помощи человека. На красных листах – о видах, находящихся под угрозой исчезновения, и которые уже не смогут спастись сами без помощи человека. На зелёных – «спасённые», находящиеся теперь уже в безопасности. Чёрными страницы стали тогда, когда это животное или растение исчезло с лица Земли навсегда.

        Почему растения и животные становятся редкими или исчезают совсем?

Во многом виноват человек. Ещё недавно, нашу область называли жемчужиной зеленого мира, а сейчас её так назвать можно с трудом, так как вырубаются леса, парки, разрушаются береговые дюны. А в природе всё взаимосвязано. Погиб один, исчез другой.

Что произойдёт, если не будет зелёных лесов?

Что произойдёт, если не будет птиц, насекомых, зверей?

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей зверей, рубили старые больные деревья, выпускали из сетей молодую рыбу. Но человек умеет исправлять свои ошибки. Поэтому были созданы заповедники, в которых охраняется вся природа, а человек может приходить туда как гость и вести себя по определённым правилам.

Какие правила поведения в природе, вы можете подсказать?

1. Не кричать, не включать громко музыку.

2. Не рвать и не топтать цветы.

3. Не трогать птичьи гнёзда.

4. Не разводить костры.

5. Не мыть машины в реках и озёрах.

6. Не ломать деревья.

7. Не трогать насекомых.

8. Не бросать мусор.

Физминутка "Лесные жители"

Добрый лес, старый лес. (Разводим руки в стороны.)

Полон сказочных чудес! (Повороты.)

Мы идём гулять сейчас (1 рука - в сторону, 2-ая рука.)

И зовём с собою вас! (Руки к груди.)

Ждут вас на лесной опушке (1 рука - в сторону, 2-ая)

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке, (Присесть.)

И кузнечик на травинке! (Выпрыгнуть.)

Птички в гнёздышках проснулись, (Руки сзади, ладошками друг к другу.)

Улыбнулись, встрепенулись: (Повороты.)

«Я в беду не попаду

«Я с природою в ладу!» (Обнять себя за плечи.)

Дети рисуют знаки поведения в природе.

        Дети, какие заповедники вы знаете?

Национальный парк «Куршская коса», природный парк «Виштынецкий».

Какие растения и животные занесены в Красную книгу Калининградской области?

Чёрный аист, малая выпь, белоглазый нырок, красный коршун, полевой лунь, беркут, сапсан, кулик-сорока, травник, медуница, гусиный лук, белозор болотный, прострел луговой, морская минога, жук-олень, жужелица, бабочка павлиный глаз, камышовая жаба. (Показ картинок).

        Любите и охраняйте природу!

НОД     рисование

на тему  «Рысь»

Цели и задачи.
Учить детей выполнять работу в технике рисования губкой.
Закреплять знания о цвете, свойствах краски.
Развивать творческие способности детей.
Познакомить с представителями семейства кошачьих.

Ход занятия:

Основная часть:

Отгадывание загадки:

Кот на дереве сидит.

Хвост короткий, кисточки На ушах.

Он вниз глядит: Караулит кисочка…

-Ты не тронешь зайку, брысь!

Зверь лесной и хищный… (Рысь)

Рысь -
Животное внесено в Красную книгу Калининградской области со статусом «вид, находящийся в области под угрозой исчезновения».

Рысь — скрытное животное и предпочитает придерживаться захламлённых участков елово-лиственных лесов, окраин болот и старых вырубок. В разные годы единичные встречи с рысью регистрировались в лесах Полесского, Черняховского, Правдинского, Гвардейского районов. Увидеть это животное в естественной среде — большая редкость.

Физминутка

«Кошкины повадки»
Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно.
Вот прыжок, еще подскок,
То вперед, а то отскок.
А потом мяукнет: «Мяу!

Актуализация знаний необходимых для предстоящей деятельности.

Воспитатель организует диалог с детьми, рассматривает схему рисования рыси. Воспитатель задает наводящие вопросы:
Опишите, какое у рыси туловище, голова, лапы, хвост?
-Ребята посмотрите внимательно и скажите, какие у рыси глаза, нос, уши, усы? 
С помощью гуашевых красок и нескольких кусочков губки мы нарисуем фигуру этого замечательного животного.
        

С помощью губки мы будем имитировать испещренную темными пятнышками густую шерсть хищника, - в целях максимально реалистичного воспроизведения ее живой окраски.

Более мелкие детали изобразим, воспользовавшись мягкой круглой кистью. Нанося краску отрывистыми мазками, как бы «вбивая» ее в бумагу, сможем добиться нужного эффекта. В завершение работы подрисуем тонкой кистью мордочку.

Анализ работ продуктов действия детских работ

Воспитатель благодарит, поощряет детей, которые вносят в рисунки интересные дополнения.
-Молодцы ребята. Вы все постарались и у нас получились замечательные рыси. Теперь давайте разложим все ваши рисунки на стол и посмотрим каких рысей нарисовали ваши друзья.
-Ребята, выберите наиболее понравившегося вам рысь и объясните, почему вы выбрали именно этот рисунок.

НОД  аппликация на тему  «Белка»

Цель: формирование представлений о нетрадиционной изобразительной технике обрывная аппликация и навыков работы с ней.

Задачи:

Учить детей в поделках из бумаги передавать образ белки, её характерные особенности способом обрывной аппликации.

Развивать полученные знания и умения при работе с бумагой, развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение и фантазию при изготовлении поделки.

Воспитывать аккуратность, желание создавать красивую, оригинальную поделку.

Предварительная работа: тонирование фона.

Оборудование: листы с изображением белки, цветные карандаши, цветная бумага, клей кисточки.

Ход:

Методы и приёмы Деятельность воспитателя и детей

Отгадывание загадки.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: предлагает вспомнить название рассказов, сказок и мультфильмов, где главным героем была белочка и другие животные наших лесов.

Белка живет  по всей Калининградской  области. Предпочитает жить на соснах и  ельниках 

Воспитатель дополняет ответы детей.

Мотивация к действию. Воспитатель обращает внимание детей на картинку которую показывает детям: «Посмотрите на мою белочку, какая она? Ответы детей. А у вас на столах белочка какая? (силуэт белки) Ответы детей? Я предлагаю вам сделать такую же белочку.

Физкультминутка. Белочка

Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх)

Заниматься каждый день (руки в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево (руки на поясе, прыжок влево)

На сучок она присела (присесть)

Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась над дуплом. (покружиться на месте

Объяснение этапов работы. Воспитатель объясняет последовательность этапов работы.

Выполнение работ детьми, индивидуальная помощь.

Дети выполняют работы. Воспитатель помогает детям.

Итог. По окончании ОД дети выкладывают своих белочек. Рассматривают поделки друг друга, обмениваются впечатлениями.

 

                                            НОД  лепка по теме «Лось»

Цели: Учить создавать выразительный образ лося, точно передавая форму и расположение его частей.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение анализировать особенности строения животного, развивать чувство формы и пропорции, передавая характерные детали лося. Закреплять способы лепки из частей на основе обобщенной формы шара, валика – цилиндра, с последующей проработкой деталей, развиваем способности к формообразованию.

Развивающие:

Развивать воображение, образное мышление, память, внимание. Учить детей использовать при работе предметы заместители, природный материал.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, усидчивость. Воспитывать желание заботиться о животном мире.

Демонстрационный материал: Изображение лося.

Предварительная работа.

Чтение стихотворений, рассказов, рассматривание картин, иллюстраций, беседы.

Ход занятия

1. Создание эмоционального настроя

Воспитатель: Ребята сегодня утром я нашла в группе во такого лося (показывает). Он совсем один и ему грустно. Как мы можем ему помочь? Конечно, мы можем слепить для него друзей.

Воспитатель: Ребята, назовите основные части лося(Туловище, голова, ноги, хвост, рога.)

Воспитатель: Какой формы туловище?

Дети: Туловище овальной формы

Воспитатель: Какой формы голова?

Дети: Голова маленькая, вытянутая, округлая, меньше туловища

Воспитатель: Обратите внимание на рога. У лося они большие, ветвистые.

Воспитатель: Расскажите о ногах. На что по форме похожи ноги?

Дети: Ноги похожи на длинные столбики

Воспитатель: Какой формы хвост?

Дети: Хвост округлой формы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, голова укладывается 2 раза по длине туловища.

Вот такого красивого лося мы с вами будем лепить.

Давайте перед работой немного отдохнём.

Физкультминутка.

Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)

Лапки весело стучат: Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топанье ногами).

А устали ножки, Хлопают ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши.)

А потом вприсядочку (Приседания.)

Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте.)

А как пустятся бежать — (Бег на месте.)

Никому их не догнать.

Показ воспитателя.

Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель помогаем при необходимости.

Воспитатель: Ребята, время занятия подходит к концу.

Итог занятия (рефлексия):

В конце занятия дети составляют коллективную композицию. Ребята, чем мы сегодня занимались? Вы научились чему-то новому? Вы сегодня молодцы, хорошо старались. У лося появилось много друзей.

 НОД по рисованию  

 «Дикие животные нашего края»

Задачи:

Образовательные

  развивать умение детей изображать диких животных, используя знакомые приёмы рисования. Закрепить навыки рисования с цветными карандашами и мелками.

Развивающие:

  продолжать знакомить детей с дикими животными нашего края.

  продолжать развивать умение детей выразительно читать стихи и загадки.

  упражнять детей в умении сочетать слова с движениями.

Воспитательные:

  воспитывать эмоциональное отношение к живой природе, любовь к животным.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картин, выполненных разными художниками. Беседа на тему « Что ты знаешь о диких животных?». Дидактическое упражнение «Определи животное». Дидактическая игра «»Кто живёт в лесу?». Заучивание стихов и загадок о диких животных.

Материал:

Раскраски диких животных нашего края, цветные карандаши и восковые мелки.

Методические приемы

1часть:

Дети, какое сейчас время года? (Лето).

Я приглашаю вас сегодня на прогулку в летний лес. Вы согласны? Закройте глаза (изображение леса).

Перед вами летний лес,

Полон тайны и чудес.

 Идём по широкой дороге, а слева и справа мы видим какие деревья? (дети называют деревья). А вот мы сворачиваем на узкую дорожку. А в лесу?

 Нас встречают,  какие деревья? (берёзы). Это какой лес? (берёзовая роща).

Идём дальше и перед нами какие деревья (ели)? Это какой лес (еловый)?

Чтение стихотворения ребёнком.  Сейчас мы с вами на полянке где растут разные деревья. Поиграем с вами в игру «Узнай дерево». Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза». А сейчас мы встретимся с дикими жителями нашего леса. Как сказать  одним словом? (Дикие животные).

Животное появиться перед вами, если вы отгадаете загадку. Ребёнок загадывает загадку, дети отгадывают загадки, и появляется животное. Загадки:

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой

А в рыжей шубке летом (белка).

По лесу скачет –

Ушки прячет,

Встаёт столбом –

Ушки торчком (заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый -  краса!

А зовут её..(лиса).

Снега копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко (лось).

Люблю я под дубами

Кормиться желудями,

Хоть я родственник свиней,

Я выносливей, сильней.

Смелость, ловкость мне дана.

Узнаёте …(кабана).

Дальше мы будем узнавать диких животных по следам. Перед вами будут появляться следы животных, а вы должны сказать, чьи это следы, и животное перед вами появится (следы белки,  зайца, лисы, лося).

 Сегодня мы с вами будем художниками  и будем рисовать  диких животных, которые живут в наших Калининградских лесах.

Сейчас мы вспомним, чем отличаются друг от друга все дикие животные: (ушами, хвостами, мордочками, окраской шерсти). А чем они похожи: (у всех есть овальное туловище, круглая голова, четыре лапы, хвост, шерсть на всех частях тела)?

2 часть:

 Сейчас вы выберите раскраску животного, которого вы хотели бы нарисовать в своём лесу.

Разомнём наши пальчики перед рисованием:

Пальчиковая гимнастика

 «Кто в лесочке живёт?» (И. Гурина).

Кто в лесочке живёт? (Переплести пальчики, имитируя лес.)

Под корягой – серый крот, (Загибать указательным пальцем левой руки пальчики на правой руке, начиная с мизинчика).

В ельнике – лосёнок.

За холмом зайчонок,

Под кустом – лисичка,

 На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать (Сжимать и разжимать кулачок).

Дети рисуют диких животных под музыку.

3 часть:

Динамическая пауза «Звериная зарядка» (по стихотворению А. Барто). Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

4часть: Итог занятия

А сейчас мы с вами из рисунков сделаем выставку «Дикие животные нашего края».

Дети вы были очень хорошими художниками , красиво нарисовали . они получились у вас как живые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какие птицы живут на территории Калининградской области" прил.к игре "Счастливый случай"

Знакомство с птицами через приезентацию: большой Дятел, Воробей домашний, Вяхирь, Свиристель, Голубь сизый, Синица большая....

Праздник "День защиты детей" В нашем садике № 9 . город Светлый Калининградская область.

Был  проведен  веселый праздник  для  наших любимых  воспитанников....

Красная Книга Калининградской области

Красная Книга Калининградской области...

Растительный мир Калининградской области

Познаем растительный мир нашего края...

Наш край - Калининградская область

презентация по теме "Наш  край - Калининградская область"Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю, традициям и обычаям ​с...

Презентация "Храмы Калининградской области"

Знакомство с архитектурой родного края...