Парциальная программа "Книжное творчество: от рисунка к страничке"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Надточиева Юлия Андреевна

Парциальная программа "Книжное творчество: от рисунка к страничке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО УО УТВЕРЖДАЮ

г. Заведующий «Детский сад №106»

_________ _____________ ___________ _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)

« »__________ 2025 г.

« » ___________2025 г.

Парциальная программа

«Книжное творчество: от рисунка к страничке»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Разработано: воспитатель Надточиева Юлия Андреевна

Воронеж, 2025


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы:

Новизна данной образовательной программы заключается в расширении содержания обязательной части основной образовательной программы ДОУ за счет внедрения элементов книжной графики как средства художественного самовыражения и речевого развития дошкольников. Программа интегрирует области «художественно-эстетическое развитие» и «речевое развитие», создавая условия для формирования целостного восприятия книги как культурного и художественного объекта.

Она учитывает современные требования к организации детской деятельности, соответствует возрастным особенностям детей 5–6 лет и возможностям проектной и игровой методик. Особенностью программы является ориентация на развитие творческого воображения через визуальное прочтение текста и самостоятельное создание иллюстраций, обложек и авторских мини-книг.

Программа способствует формированию не только графических и композиционных навыков, но и развитию связной речи, эмоциональной выразительности, коммуникативных умений и бережного отношения к книге как культурному достоянию.

Актуальность. В условиях возрастания интереса к визуальным формам информации особую ценность приобретает формирование у дошкольников представлений о книге как культурно-историческом объекте. Работа над созданием собственных иллюстраций способствует развитию воображения, эмоционального восприятия текста, а также пробуждает интерес к литературе и искусству.

Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие» и «речевое развитие», раздел «приобщение к искусству», «изобразительная деятельность» и «интерес к художественной литературе».

Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей старшей группы.

Педагогическая целесообразность. Интеграция элементов книжной графики в образовательный процесс позволяет объединить речевое, художественное и познавательное развитие ребенка, формируя целостное восприятие произведения искусства и книги как единой формы выражения мысли и чувств.

Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель: создание условий для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через освоение основ книжной графики как средства самовыражения и творческой активности.


Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления детей о книге как культурно-историческом объекте;
  • познакомить с элементами книжной графики: обложка, иллюстрация, композиционное оформление страниц;
  • знакомить с работами известных художников-иллюстраторов (Е.И. Чарушин, В.М. Васнецов, И.Я. Билибин);
  • учить создавать изображения к знакомым сказкам, стихам, рассказам;
  • совершенствовать навыки работы с различными графическими материалами (карандаши, фломастеры, краски, бумага).

Развивающие:

  • продолжать развивать мелкую моторику, глазомер, пространственное мышление;
  • стимулировать воображение, образное и творческое мышление через визуальное прочтение текста;
  • развивать эмоциональное восприятие литературных произведений и умение передавать свои чувства в рисунке;
  • развивать связную речь через рассказы о собственных работах и обсуждение иллюстраций.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству книжной графики и любовь к книге;
  • формировать уважение к результатам своего и чужого творчества;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость, внимание к деталям;
  • развивать коммуникативные навыки через совместное выполнение проектов, выставок, обсуждений.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Этапы реализации:

  1. Осенний этап (сентябрь-ноябрь): «Книга моих сказок»
  2. Зимний этап (декабрь-февраль): «Зимние истории в картинках»
  3. Весенний этап (март-май): «Авторская книжка своими руками»

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с учетом возрастных, личностных и индивидуальных психофизических особенностей, в том числе для детей в особыми образовательными потребностями. У детей на шестом году жизни продолжает активно развиваться речь, расширяется словарный запас, формируется связная речь. Дети проявляют интерес к книгам, сказкам и стихам, понимают содержание литературных произведений и начинают осознанно воспринимать художественный язык текста. У них развиваются умения пересказывать, отвечать на вопросы, делать выводы и выражать своё отношение к героям и событиям.

На этом этапе у детей достаточно развиты моторные навыки: они умеют правильно держать карандаш, штриховать, обводить контуры, раскрашивать, рисовать по образцу и создавать собственные изображения. Эти навыки позволяют осваивать основы книжной графики – создавать иллюстрации, оформлять обложку, составлять мини-книги. Дети способны работать по образцу, следовать инструкциям взрослого, внимательно слушать объяснения и рассматривать примеры. При этом они проявляют творческую инициативу, стремятся вносить элементы собственного видения. Развивается воображение и фантазия, что особенно важно при работе с литературными образами.

Старшие дошкольники становятся более самостоятельными в выборе цвета, композиции и выразительных средств. Они могут рассказать о своей работе, объяснить свой замысел, что делает занятия по книжной графике не только техническими, но и мощным средством развития речи, эмоций и художественного восприятия.

Формы и режим образовательной деятельности

Занятия по парциальной программе проводятся во второй половине дня один раз в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Длительность занятия – 25 минут.

Занятия проводятся в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме с использованием следующих методов: наглядный (картины, схемы, образцы, рисунки), словесный (беседа, объяснение, познавательный рассказ), метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения поставленной задачи), игровой (использование игрового сюжета для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета), поисковый (решение проблемных задач в команде, самостоятельно и с педагогом).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу реализации программы дети будут:

  • знать элементы книжной графики;
  • знать особенности стиля известных художников-иллюстраторов (Е.И. Чарушин, В.М. Васнецов, И.Я. Билибин);
  • создавать простые иллюстрации к фрагментам рассказов и стихов;
  • оформлять обложку и странички книги;
  • передавать настроение и характер персонажей с помощью линии, цвета, композиции;
  • рассказывать о своих иллюстрациях, объяснять выбор изобразительных средств;
  • испытывать удовольствие от совместной и индивидуальной творческой деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

Для оптимизации работы с группой и индивидуализации освоения парциальной программы проводится педагогическая диагностика развития детей с помощью методов наблюдения, свободных бесед. Результаты фиксируются в индивидуальной карте развития ребёнка, которая позволяет проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.

В конце каждого занятия планируется организация мини-выставок для демонстрации созданных поделок.

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел/ Тема

Кол-во часов

Форма организации

1.

Раздел 1. «Книга моих сказок»

Тема

«Обложка моей сказочной книги»
Техника:
простой карандаш+ акварельные краски
Цель:
создание первой страницы – обложки будущей детской книжки.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Главный герой моей любимой сказки»
Техника:
рисование по контуру, штриховка карандашом
Цель:
развитие навыков передачи внешности персонажа.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Сцена из сказки: лесная поляна»
Техника: рисование карандашами и красками (акварель, гуашь)
Цель: формирование композиционного мышления через создание сказочной лесной сцены.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Иллюстрация к сказке «Репка»

Техника: рисование по замыслу, работа с контуром

Цель: закрепление понимания последовательности событий.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

Домик дедушки и бабушки

Техника: граттаж (царапание восковым мелком + акварель)

Цель: развитие творческого воображения и чувства формы.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Колобок катится по дорожке»

Техника: отпечатки пальчиками или поролоном

Цель: развитие моторики и умения передавать движение.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба»

Техника: рисование карандашами и фломастерами

Цель: развитие умения передавать образы персонажей и событий сказки через графические средства.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Золушка на балу»
Техника:
силуэтное рисование, раскрашивание
Цель:
развитие эмоционального восприятия образа.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Гуси-лебеди несут Алёнушку»

Техника: рисование по трафарету, добавление движения

Цель: обучение передаче действия и полёта.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Теремок в лесу»
Техника:
смешанная техника: карандаш + фломастеры
Цель:
развитие умения работать с разными материалами.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Лиса Алиса и кот Базилио»
Техника:
наброски с натуры (игрушечные персонажи), заливка цветом
Цель:
развитие аналитического восприятия образа.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Моя первая сказочная страничка»
Техника:
создание двойного разворота книги (иллюстрация + подпись)
Цель:
оформление первой страницы авторской книги.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

2.

Раздел 2. «Зимние истории в картинках»

Тема

Снежинки в сказочном лесу
Техника:
граттаж (царапание восковым мелком + акварель)
Цель:
создать фон для зимней сцены, передать воздушность снежинок.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Снеговик на прогулке»

Техника: рисование от руки карандашами и фломастерами

Цель: научить передавать форму, движение и эмоции персонажа.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Ёлочка в лесу»

Техника: силуэтное рисование + раскрашивание

Цель: развитие навыков компоновки и понимания зимнего пейзажа.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Новогодняя игрушка на ёлку»

Техника: рисование по контуру + декоративная заливка цветом

Цель: формирование чувства формы и украшения.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Иллюстрация к сказке «Морозко»

Техника: простой карандаш + акварельные краски

Цель: развитие умения передавать настроение и характер героев.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Дед Мороз в пути»

Техника: наброски с опорой на образец + раскрашивание

Цель: закрепление навыков изображения человека в движении.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Сани, запряжённые оленями»

Техника: рисование по трафарету или шаблону

Цель: развитие умения работать с формой и передавать движение.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Животные зимой: заяц и лиса»

Техника: графика (карандаш), аппликация из бумаги для фона

Цель: развитие умения передавать особенности животных в зимнем образе.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Ледяная крепость Снежной королевы»

Техника: рисование светлыми тонами на темном фоне

Цель: формирование представления о контрасте и пространстве.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Новогодняя открытка своими руками»

Техника: смешанная техника (карандаши, фломастеры, блестки)

Цель: интеграция полученных знаний в самостоятельную творческую работу.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Разворот книги: «Зимняя сказка»

Техника: создание двойного разворота (иллюстрация + подпись)

Цель: оформление зимней странички авторской книги.

2

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

3

Раздел 3. «Авторская книжка своими руками»

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Моя авторская история: придумываю сюжет»

Техника: словесное планирование, рисование набросков

Цель: развитие навыков создания собственного литературного замысла.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Главный герой моей истории»

Техника: рисование карандашом + раскрашивание фломастерами

Цель: формирование умения передавать характер персонажа через изображение.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Сцена из моей сказки: лесная тропинка»

Техника: графика (карандаш), штриховка

Цель: развитие композиционного мышления и передачи пространства.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Иллюстрация к своей сказке: домик героя»

Техника: рисование по контуру, заливка цветом

Цель: закрепление навыков оформления локаций.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Герои моей книги встречаются»

Техника: работа с силуэтами и фоном

Цель: обучение размещению нескольких персонажей на одной странице.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Погода в моей сказке: дождь или солнце»

Техника: граттаж (царапание восковым мелком + акварель)

Цель: развитие умения передавать настроение погоды графически.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Действие в сказке: бег, прыжки, полёт»

Техника: рисование движений с помощью трафаретов или образцов

Цель: отработка навыков передачи движения персонажей.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Колорит моей книги: выбираем цвета»

Техника: создание палитры, подбор цветовых сочетаний

Цель: развитие чувства цвета и эмоциональной выразительности.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Обложка моей авторской книги»

Техника: смешанная техника — карандаш, краски, аппликация

Цель: оформление обложки с учётом содержания книги.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

Формат страницы: как расположить картинку

Техника: составление мини-альбома из 2-3 страниц

Цель: знакомство с понятием «формат», умение планировать разворот.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Текст и картинка: как их соединить»

Техника: оформление странички с текстом и иллюстрацией

Цель: интеграция речевого и художественного развития.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

Тема

«Моя первая книга: сборка и презентация»

Техника: скрепление страниц, оформление обложки, защита проекта

Цель: завершение работы над авторской книгой, демонстрация результатов.

1

Групповая, подгрупповая,

индивидуальная

ИТОГО:

36

3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Книга моих сказок»

Тема «Обложка моей сказочной книги»

Дети рассматривают разные обложки детских книг, узнают, что они могут рассказать о содержании. Воспитатель демонстрирует технику рисования карандашом и акварелью. Дети создают первую страницу своей будущей книги — яркую и запоминающуюся обложку. Беседа: как понять, о чём сказка, просто посмотрев на обложку?

Тема «Главный герой моей любимой сказки»

Воспитатель предлагает вспомнить любимых героев известных сказок. Демонстрируются художественные произведения по русским народным сказкам В.М. Васнецова. Дети выбирают персонажа и рисуют его, используя карандаши и фломастеры. Обращается внимание на передачу внешности и характера героя. Беседа: почему ты выбрал именно этого героя? Какие у него особенности?

Тема «Сцена из сказки: лесная поляна»

Дети слушают отрывок из сказки или рассматривают картинку с пейзажем. Воспитатель объясняет, как строится композиция. Дети создают иллюстрацию к сказке, используя карандаши и краски. Беседа: какие деревья бывают в лесу? Какие звери там живут?

Тема «Иллюстрация к сказке «Репка»

Воспитатель пересказывает эпизод сказки «Репка». Дети рисуют всех участников события, соблюдая последовательность. Особое внимание уделяется расположению персонажей на странице. Беседа: кто пришёл первым? Кто пришёл потом? Почему все должны были тянуть репку вместе?

Тема «Домик дедушки и бабушки»

Дети вспоминают сказки, где есть домики («Репка», «Курочка Ряба»). Воспитатель показывает, как нарисовать простой дом. Дети создают изображение дома дедушки и бабушки, используя граттаж (царапание + акварель). Беседа: какой формы бывают крыши? Чем украшают домики в сказках?

Тема «Колобок катится по дорожке»

Воспитатель рассказывает начало сказки. Дети рисуют Колобка и дорожку, по которой он катится. Используются отпечатки пальчиками или поролоном для создания движения. Беседа: как показать, что Колобок катится? Как можно нарисовать дорогу?

Тема «Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба»

Дети обсуждают сюжет сказки. Воспитатель помогает определить ключевой момент для иллюстрации. Дети рисуют главных героев, добавляют фон и важные детали. Беседа: как выглядит курочка? Что случилось с яичком?

Тема «Золушка на балу»

Воспитатель рассказывает об образе Золушки, её превращении. Дети рисуют Золушку в бальном платье, используя силуэтную технику и раскрашивание. Беседа: как выглядит принцесса? Что делает Золушку красивой?

Тема «Гуси-лебеди несут Алёнушку»

Воспитатель рассказывает эпизод сказки. Дети рисуют полёт героини на гусях, используя трафареты. Уделяется внимание передаче движения и пространства. Беседа: как показать, что они летят? Какие чувства испытывает Алёнушка?

Тема «Теремок в лесу»

Дети вспоминают сказку про теремок. Воспитатель демонстрирует, как нарисовать домик и зверей. Дети создают иллюстрацию, используя смешанную технику: карандаш и фломастеры. Беседа: кто жил в теремке? Как он выглядел?

Тема «Лиса Алиса и кот Базилио»

Воспитатель рассказывает о героях из сказки А. Толстого. Дети рисуют этих персонажей, используя игрушечных прототипов как образец. Беседа: какие у них лица? Хорошие они или хитрые?

Тема «Моя первая сказочная страничка»

Дети придумывают короткую историю и создают двойной разворот книги: одна страница — иллюстрация, другая — подпись или рисунок с текстом. Воспитатель помогает оформить работу. Беседа: о чём твоя история? Кто в ней главный герой?

Раздел 2. «Зимние истории в картинках»

Тема «Снежинки в сказочном лесу»

Дети рассматривают настоящие или нарисованные снежинки. Воспитатель объясняет технику граттажа. Дети создают зимний фон с воздушными снежинками. Беседа: все ли снежинки одинаковые? Почему?

Тема «Снеговик на прогулке»

Воспитатель предлагает идею: Снеговик отправился в путешествие. Дети рисуют его, используя карандаши и фломастеры, передавая движение и настроение. Беседа: куда мог пойти Снеговик? С кем бы он встретился?

Тема «Ёлочка в лесу»

Дети рассматривают новогодние открытки. Воспитатель показывает, как рисовать ёлку. Дети создают зимнюю сцену, используя силуэтную технику и раскрашивание. Беседа: чем украшают ёлку? Почему она — символ праздника?

Тема «Новогодняя игрушка на ёлку»

Дети обсуждают, какие бывают игрушки. Воспитатель демонстрирует рисование по контуру и декорирование. Дети создают свою новогоднюю игрушку. Беседа: как сделать игрушку красивой? Какие цвета ассоциируются с праздником?

Тема «Иллюстрация к сказке «Морозко»

Воспитатель рассказывает фрагмент сказки. Демонстрирует иллюстрации к сказке И.Я. Билибина. Дети рисуют одного из героев, используя карандаш и акварель. Обращается внимание на передачу настроения и характера. Беседа: как Морозко относится к людям? Как это показать на рисунке?

Тема «Дед Мороз в пути»

Дети рассматривают изображения Деда Мороза. Воспитатель показывает, как нарисовать человека в движении. Дети создают иллюстрацию, используя образцы и наброски. Беседа: как понять, что человек идёт? Какие предметы с ним?

Тема «Сани, запряжённые оленями»

Воспитатель рассказывает о зимнем транспорте. Дети рисуют сани и животных, используя трафареты. Обращается внимание на форму и движение. Беседа: кто может ездить на таких санях?

Тема «Животные зимой: заяц и лиса»

Дети рассматривают изображения зимующих животных. Демонстрация иллюстраций Е.И. Чарушина. Воспитатель объясняет, как передать покровительственную окраску. Дети рисуют зайца и лису, используя графические средства. Беседа: как узнать зверя зимой?

Тема «Ледяная крепость Снежной королевы»

Дети представляют себе замок в сказке. Воспитатель показывает, как рисовать светлыми красками по темному фону. Дети создают свой вариант крепости. Беседа: как выглядит замок волшебницы?

Тема «Новогодняя открытка своими руками»

Дети обсуждают, зачем нужны открытки. Воспитатель демонстрирует техники оформления. Дети создают праздничную открытку, используя фломастеры, блестки и другие материалы. Беседа: кому ты хочешь подарить открытку?

Тема «Разворот книги: «Зимняя сказка»

Дети придумывают зимнюю историю и создают двойной разворот: иллюстрация + описание. Воспитатель помогает в оформлении. Беседа: как начать историю? Как закончить?

Раздел 3. «Авторская книжка своими руками»

Тема «Моя авторская история: придумываю сюжет»

Воспитатель предлагает идеи для сказки. Дети придумывают короткий сюжет, делают наброски. Обсуждение: кто герой? Что происходит? Беседа: что такое начало, середина и конец истории?

Тема «Главный герой моей истории»

Дети рисуют своего героя, используя карандаш и фломастеры. Особое внимание – выражению лица и характера. Беседа: как выглядит твой герой? Какой он по характеру?

Тема «Сцена из моей сказки: лесная тропинка»

Воспитатель объясняет, как передать пространство на рисунке. Дети рисуют место действия своей сказки. Беседа: где происходит действие? Что находится рядом?

Тема «Иллюстрация к своей сказке: домик героя»

Дети рисуют дом, в котором живёт их герой, используя шаблоны и самостоятельные решения. Беседа: какой дом у твоего героя? Теплый или холодный?

Тема «Герои моей книги встречаются»

Воспитатель объясняет, как размещать нескольких персонажей на одной странице. Дети рисуют встречу героев. Беседа: как понять, что они друзья или враги?

Тема «Погода в моей сказке: дождь или солнце»

Дети учатся передавать погоду графическими средствами. Используется техника граттажа. Беседа: как показать дождь? Как показать солнце?

Тема «Действие в сказке: бег, прыжки, полёт»

Воспитатель демонстрирует, как передать движение. Дети рисуют сцену действия, используя трафареты. Беседа: как показать, что герой бежит? Прыгает?

Тема «Колорит моей книги: выбираем цвета»

Дети пробуют сочетать цвета, создают палитру для своей книги. Беседа: какие цвета подходят для веселой истории? Для грустной?

Тема «Обложка моей авторской книги»

Дети создают обложку, используя разные материалы. Особое внимание – соответствию содержанию. Беседа: что должен понять читатель, глядя на обложку?

Тема «Формат страницы: как расположить картинку»

Воспитатель объясняет, как правильно расположить изображение на странице. Дети составляют мини-альбом из 2-3 страниц. Беседа: что больше – картинка или текст?

Тема «Текст и картинка: как их соединить»

Дети учатся оформлять страницу с текстом и иллюстрацией. Беседа: что важно: картинка или слова? Как они связаны?

Тема «Моя первая книга: сборка и презентация»

Дети собирают свою книгу, скрепляют страницы, оформляют обложку. После этого рассказывают о своей работе перед группой. Беседа: что нового ты узнал? Что тебе понравилось больше всего?

4. ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Раздел/ Тема

Половина дня

Занятие, вид

деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1

Тема

Тема

Вторая

Рисование, речевое развитие, игровая

1

Раздел 2

Тема

Вторая

Рисование, речевое развитие, игровая

1

2025 –

Раздел 3

Тема

Вторая

Рисование, речевое развитие, игровая

1

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • бумага (альбомная, цветная, белая);
  • картон (разного цвета и плотности);
  • клей (ПВА, клей-карандаш, жидкий клей);
  • двухсторонний скотч;
  • акварельные краски, гуашь;
  • кисти для рисования;
  • ножницы детские безопасные;
  • деревянные палочки, зубочистки;
  • фартуки и головные уборы для защиты одежды;
  • салфетки, бумажные полотенца;
  • поддоны или подставки для организации рабочего места;
  • место для выставки детских работ;
  • демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;
  • наглядный и раздаточный материал в соответствии с темой занятия (презентации и иллюстрации для интерактивной доски, дидактические игры, педагогические эскизы).

6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ п/п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не

проявляется

1.

Уровень понимания учебного материала

Понимание роли цвета, формы и композиции в передаче эмоций и характеров

2

1

0

Знание особенностей стиля известных художников-иллюстраторов

2

1

0

Осознанное применение терминов: иллюстрация, художник-иллюстратор, композиция, тон, светотень, текстура и др

2

1

0

2.

Творческое мышление и воображение

Способность придумывать образы персонажей, интерпретировать текст графически.

2

1

0

Умение передавать настроение, эмоции через изобразительные средства.

2

1

0

23.

Художественно-технические навыки

Владение разными материалами (карандаш, краски, фломастеры).

2

1

0

Умение использовать цвет, форму, линию, ритм, контраст для передачи настроения.

2

1

0

4.

Работа с литературным текстом

Умение соотносить иллюстрацию с текстом.

2

1

0

Передача ключевых моментов сюжета, эмоций персонажей.

45

Композиционное решение

Умение расположить объекты на листе (центр, диагональ, баланс, акцент).

2

1

0

Создание пространства, передача движения, динамики.

2

1

0

Описание уровней освоения программы:

  • Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок свободно объясняет, приводит примеры из разных тем, яркие, нестандартные решения, глубокая эмоциональная выразительность, уверенная работа с материалами, хороший контроль линии, цвета, композиции, точное попадание в смысл текста, умение его визуализировать, гармоничная, осмысленная композиция.
  • Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает основные понятия, но затрудняется в аргументации, работа соответствует заданию, но без значительных творческих находок, допускаются неточности, но общая задача выполнена, частичное соответствие тексту, есть отклонения, композиция понятна, но требует доработки.
  • Низкий уровень характеризуется тем, что слабое понимание или неправильное употребление терминов, шаблонные изображения, отсутствие личного видения, неумение пользоваться материалами, незавершенность работ, отсутствие связи между текстом и изображением, хаотичное расположение элементов, отсутствие системы.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. – URL: (дата обращения ).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – URL: (дата обращения ).

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). – URL: (дата обращения ).

4. Горячева, Л. В. Книжная графика в детском саду: конспекты занятий : учеб.-метод. пособие для воспитателей / Л. В. Горячева. – Москва : Айрис-пресс, 2020. – 96 с.

5. Петрова, Е. В. Интеграция видов деятельности в дошкольном образовании : методическое пособие / Е. В. Петрова. – Москва : Просвещение, 2019. – 12 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество в рисунках детей под влиянием произведений искусства

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва, освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки....

Новые наборы для детского творчества - мини-рисунки из страз

Украшать стразами детские рисунки стали не так давно, раньше не существовало такой массовой забавы. Десятое королевство не осталось в стороне - мы выпустили нашу новую серию мини-рисунков из страз....

Детские рисунки посвященные Стране Мультфильмов

Все любят мультики. Мультфильм — интересный и доступный способ объяснить ребенку сложные вопросы, продемонстрировать различные жизненные ситуации в понятной для карапуза форме и подсказать,...

Выставка рисунков "Одна страна- один народ".

Очарованный берег,омытый волной,Дарит радость и счастье,душевный покой,Завороженный тойкрасотой неземной,Ты лелеешь в душе:«Это Крым наш, родной!»И для Крыма,когда час тяжелый настал,Твой ...

Конспект Презентации выставки рисунков В стране дорожных знаков

Конспект Презентации выставки рисунков В стране дорожных знаков...