Пример Адаптированной образовательной программы (АОП)
материал

Львова Алена Игоревна

Пример адаптированной образовательной программы для воспитанника  младшей  группы компенсирующей направленности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

________________________________________________________________

Согласовано: Утверждаю:

Координатор по инклюзии Заведующий МДОБУ

МДОБУ «Детский сад № 28» «Детский сад № 28»

Протокол № __от « »_____2024 г. Ч .Ю. С. __________

Ж А.А.___________ « » _____________2024г. « » _______________2024 г.

Родитель (законный представитель)

К Е.В. ______________

« » _____________2024 г.

Адаптированная образовательная программа

для воспитанника младшей группы компенсирующей направленности «Тюльпан»

МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида»

Р А П, г.р.

(составлена на период с г. по г.)

Составители:

Учитель-дефектолог: Л А.И

Учитель-логопед: Д М.Д

Инструктор ФК: С Н.С.

Воспитатели: Г Т.Н

К Н. Н


Пояснительная записка

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем:

Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.

Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия, что негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.

Более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации, что наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.

У детей с другими формами ЗПР выраженной недостаточности сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако, в отличие от здоровых сверстников, у них наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности.

Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить простые умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словесно-логического мышления (его конкретно-понятийных форм). Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.

Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.

Отмечаются недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и его распределения, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.

Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР, наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.

Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.

Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:

  • отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
  • низкая речевая активность;
  • бедность, недифференцированность словаря;
  • выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
  • слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
  • задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
  • недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
  • недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
  • недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.

Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.

Данная адаптированная образовательная программа составлена для воспитанника младшей группы комбинированной направленности «Тюльпан» МДОБУ Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида» Р А , который посещает группу с июля 2024 г.

Рекомендации ПМПК от г. протокол №:58/2(1): Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Общая характеристика ребенка

Познавательное развитие:

А знает некоторых диких и домашних животных, различает некоторые овощи и фрукты. Ориентируется в пространстве группы. Называет и определяет цвета основного спектра.

Не называет свое имя, не может назвать свой возраст, имя мамы.

К фронтальным занятиям проявляет интерес, но познавательная активность на занятиях носит кратковременный характер. Работает медленно, нуждается в дополнительной помощи и объяснении задания. Медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Помощь принимает охотно. Реагирует на новизну, но, когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему.

Социально-коммуникативное развитие:

А посещает группу с июля 2024г. Период адаптации прошел тяжело, т.к. ребенок был замкнут. Контактирует со сверстниками избирательно, детский сад посещает регулярно. Со взрослыми вступает в контакт по инициативе взрослого. Способен понять эмоциональное состояние детей (радость или печаль). Придерживается элементарных правил культурного поведения. Ориентируется в понятиях «хорошо - плохо». В контакт с детьми входит легко, играет со всеми, любит делиться игрушками.

Игровая деятельность:

Предпочитает игры с машинками. Охотно играет в подвижные игры. В дидактические игры играет под руководством взрослого (интерес не проявляет). Игрушками пользуется по назначению, предпочитает машинки

Мелкая моторика и координация движений сформированы недостаточно. Ведущая рука – правая.

Речевое развитие:

Речь непонятная. Обращенную речь понимает, выполняет простые словесные инструкции. Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне (одноступенчатая инструкция). Проявляет интерес во время показа инсценировок с игрушками.

Чтение сказок и потешек внимания не привлекает, ему не нравится слушать сказки, не знает ни одного стихотворения. Иллюстрации не рассматривает.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование не привлекает. Знает, что карандашами, фломастерами можно рисовать. Держит карандаш неправильно. Умеет раскатывать кусок пластилина, лепит несложные предметы при помощи педагога.

В музыкально-ритмичных играх участвует, улыбается, выполняет движения с трудом. Ребенок слушает музыкальные произведения без интереса. Старается не допускать ошибок во время ритмичных движений в соответствие с характером музыки, хоть и не всегда удается.

Культурно-гигиенические навыки:

Навыки личной гигиены и самообслуживания требуют помощи взрослого. Одевается - раздевается с помощью взрослого. Кушает самостоятельно, ложку держит в кулаке.

Физическое развитие:

Инструкции выполняет не всегда, часто отвлекается. По показу упражнения выполняет, в подвижные игры играет. К упражнениям проявляет слабый интерес, выражает эмоции и двигательную активность.

Таким образом, в структуре дефекта ведущее место принадлежит недостаточной сформированности познавательной сферы, речи, низкому уровню мелкой моторики.

Содержание образовательного процесса осуществляется по индивидуальному учебному плану и определяется примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с задержкой психического развития МДОБУ.

Коррекционная работа предполагает комплекс мер по формированию познавательного интереса, коррекции и компенсации нарушений в развитии.

Программа будет реализована в условиях ДОУ № 28 с согласия опекуна и определением индивидуальных результатов достижений ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума.

Реализация поставленных задач осуществляется во всех видах деятельности.

Учебные пособия, дидактический материал подобраны в соответствии с требованиями к организации образовательного пространства и индивидуальных особенностей ребёнка.

Расписание индивидуальных занятий со специалистами

День недели

время

Вид деятельности

Ответственный

Вторник

Индивидуальное занятие с дефектологом

Л А.И

Вторник

Индивидуальное занятие с логопедом

Д М.Д

Четверг

Индивидуальное занятие с дефектологом

Л А.И.

Четверг

Индивидуальное занятие с

логопедом

Д М.Д

Содержание программы

Данная программа направлена на развитие и воспитание ребёнка по образовательным областям.

«Познавательное развитие»:

  • Сенсорное развитие;
  • Ознакомление с социальным миром;
  • Ознакомление с предметным окружением;
  • Ознакомление с миром природы;

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
  • Ребёнок в семье и сообществе;
  • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Изобразительная деятельность;
  • Конструктивно-модельная деятельность;

«Речевое развитие»:

  • Развитие речи;

«Физическое развитие»

Логопедическое сопровождение (учитель логопед)

Дефектологическое сопровождение (учитель дефектолог)

Содержание педагогической работы и результат освоения

Раздел

Результаты освоения

(заполняется совместно ведущим специалистом, педагогами группы, родителями)

Итоговый результат

Образовательная область «Познавательное развитие»

(Сенсорное развитие)

Развивать зрительное внимание и память при работе с парными разрезными картинками из 2-3 деталей

Учить различать и соотносить предметы по форме, цвету (отбирать все красные, все круглые предметы и т. д.), величине (большой-маленький).

Развивать представление об окружающем мире: учить соотносить обобщающие понятия, показывать игрушки, одежду, представителей домашних и диких животных, посуду.

Осваивать правила простейших настольно – печатных игр.

Развивать силу и ловкость пальцев рук, используя различные виды пальчиковой гимнастики, игры с мелкими предметами, шнуровки, мозаику, и т. д.

Формирование элементарных математических представлений

Учить соотносить и правильно показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день, ночь.

Ознакомление с миром природы

Расширять представления о природе.

Расширять представления о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними и дикими животными, их детёнышами.

Пополнить и активизировать словарь о ближайшем окружении.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года, об изменениях.

Образовательная область «Речевое развитие»

Связная речь

Способствовать появлению мотивации общаться с помощью речи. Поощрять высказывания коммуникативного плана.

Развивать понимание речи и активизацию словаря на основе расширения ориентировки в ближайшем окружении.

Учить понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на предметных и сюжетных картинах.

Звуковая культура речи

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие.

Развивать правильное речевое дыхание.

Учить выполнять простые артикуляционные упражнения.

Учить проговаривать одно-двухсложные слова.

Вводить в речь глагольный словарь.

Формировать навыки использования в речи прилагательных, обозначающих признаки предметов.

Художественная литература

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, поговорками и т.д.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Слушать внимательно, отвечать на вопросы.

Уметь определять характер героев, сопереживать.

Заучивать четверостишье.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Ребёнок в семье и обществе

Формировать образ Я.

Беседовать о членах семьи.

Формировать положительное отношение к детскому саду.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок группы.

Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (воспитание культурно-гигиенических навыков)

Продолжать учить самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать вещи без помощи взрослого.

Формировать умение самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, смывать за собой, мыть после туалета руки.

Кушать аккуратно, пользоваться столовыми предметами, сохранять правильную осанку за столом.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Учить договариваться с партнерами по игре, выполнять правила игры.

Формировать знания ребенка о том, что хорошо и что плохо.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем.

Приучать к вежливости.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

#1056;исование.

Проявлять желание и интерес к художественной деятельности, не отвлекаться.

Учить рисовать самостоятельно без помощи взрослого, выполнять задание не торопясь и аккуратно.

Правильно держать карандаш, ручку, фломастер.

Учиться закрашивать не выходя за контур рисунка.

Развивать мелкую моторику рук и усидчивость.

2. Лепка.

Скатывать пластилин в шар, в колбаску, плющить его в блин, пользоваться стеком.

Закреплять приемы лепки.

Учить лепить нетрадиционным способом - пластилинография.

Продолжать учить соединять части в единое целое при помощи сглаживания, соблюдая пропорции.

#1040;ппликация

Продолжать учить правильно держать ножницы, вырезать по контуру, по прямой линии.

Уметь аккуратно срезать углы у квадрата, чтобы получился круг.

Обрывная аппликация, уметь отрывать от большого куска бумаги маленький кусочек.

Уметь ориентироваться на листе бумаги без помощи взрослого (вверх, низ, углы)

Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Музыкальная деятельность

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Формировать умение узнавать знакомые песни.

Учить слушать музыкальные произведения до конца.

Совершенствовать навык основных движений.

Конструктивно-модельная деятельность

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, различать форму, размер.

Умение анализировать части постройки: называть детали, соотносить по величине, цвету и форме.

Создавать различные постройки по образцу

Образовательная область «Физическое развитие»

Учить согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.

Развивать скоростно-силовые качества, силу, гибкость, ловкость.

Учить согласовывать свои действия с движениями других.

Учить реагировать на инструкцию, сигнал и действовать в соответствии с ним.

Учить самостоятельно выполнять простейшие физические упражнения в соответствии с указаниями воспитателя.

Индивидуальный план коррекционной работы учителя – дефектолога

с Р А

Содержание коррекционно-развивающей работы

Результат

промежуточный

итоговый

Познавательное (сенсорное) развитие

1

Развивать умение различать и называть основные цвета спектра, сортировать их.

2

Продолжать обогащать сенсорный опыт. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому).

3

Закреплять умение собирать четырехместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из 4-6 частей (пирамидка, яблоко и др.).

4

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур с отверстиями дидактической коробки.

5

Способствовать появлению в словаре обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.

6

Закреплять умение классифицировать по цвету, форме.

7

Приучать к усидчивости, умению концентрировать внимание на одном виде деятельности, доводить начатое дело до конца.

Формирование элементарных математических представлений

1

- Учить соотносить и правильно показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

2

- Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день- ночь, утро-вечер.

3

- Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.

4

- Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине)

5

- Пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, длиннее, короче).

6

- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-логопеда

с Р А

Содержание коррекционно-развивающей работы

Результаты

1. Развитие общей моторики.

Учить подражать движениям взрослых при привлечении их в совместную деятельность, самостоятельно подражать действиям взрослого при проведении физминуток.

2. Развитие мелкой моторики.

Овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.

Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой, обводка и штриховка фигур и т.д.)

3. Артикуляционная моторика.

Отработать артикуляционные упражнения комплексов

№ 1 (для постановки и автоматизации свистящих звуков), № 2 (для постановки и автоматизации шипящих звуков).

4. Общие речевые навыки.

- Работать над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса).

- Развивать и совершенствовать музыкально-ритмические способности.

5. Звукопроизношение.

Постановка и автоматизация звуков Ц,Ч,Щ,Ж,С,З,Ш- в слогах, словах, фразах, в самостоятельной речи (в диалогической, в играх, развлечениях, в бытовых ситуациях).

6. Фонематические процессы.

-Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание.

-Уточнять артикуляцию звуков.

7. Слоговая структура.

- Повторять за взрослым и заучивать чистоговорки.

- Формировать умения произносить 1-2-хсложные слова со стечением согласных сопряжено, отражённо и самостоятельно по предметным картинкам.

8. Лексика.

-Уточнять имеющийся словарь существительных и его обогащение по всем лексическим темам программы.

-Обогащать активный словарь существительными, обозначающими детёнышей животных.

9. Грамматический строй речи.

-Образовывать существительные множественного числа.

- Закреплять навыки практического употребления в речи предлогов: В, НА, ЗА, ПОД,ОКОЛО.

- Учить согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

10. Связная речь.

- Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос.

- Получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

Результаты мониторинга освоения программы заполняются специалистами на итоговом заседании совместного психолого- педагогического консилиума.

Итоговые результаты реализации программы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Координатор по инклюзии: ЖА.А. ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...

пример Адаптированной образовательной программы (АОП)

Пример адаптированной образовательной программы для воспитанницы разновозрастной  группы компенсирующей направленности для детей с РАС....