детский туризм в ДОУ
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение |
«Гимназия г.Троицка» |
ул. Октябрьский пр-т, д.6, г.Троицк, г. Москва, 108840, |
тел./факс: (495)851-03-89, (495)851-40-64, www.gymtroitska.mskobr.ru E-mail: gymtr@edu.mos.ru, verigina@gymtro.ru ИНН 5046049382 КПП 775101001 МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПЛАВАНИЮ «ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила: Инструктор по физической культуре Сальникова Е.Ю. Троицк, 2022 |
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Спорт, физическая культура — одни из самых эффективных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины.
В период модернизации дошкольного образования педагогам ДОУ разрешено расширять и углублять сеть образовательных услуг, включая в режим дня, кроме программных, еще и другие виды занятий. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы.
Детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.
- Цели и задачи детского образовательного туризма.
Цели:
- целостное развитие личности ребенка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма;
- формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;
- освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Острота проблемы состоит в том, что:
• заболеваемость детей за последние годы требует острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты решения данной проблемы;
• показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;
• многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.
Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решить следующие задачи:
- оздоровительные: создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;
- образовательные: содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребенка; развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
- коммуникативные: формировать основы компетентного общения, развивать умение адекватно воспринимать специальную информацию в процессе прогулок-походов;
- познавательные: развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края, к ближайшему социально-культурному окружению;
- туристские: дать первые сведения о туризме как форме познания природы и социума, сформировать начальные понятия о туризме и элементах ориентирования в ближайшем окружении; познакомить с видами туризма (горный, водный, автомобильный); ознакомить с правилами поведения в окружающей среде;
- воспитательные: воспитывать потребность в ЗОЖ, гуманное отношение к окружающему миру, ценностное бережное отношение к миру природы и социальному окружению.
Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов:
• физкультурно-оздоровительный
• социально-коммуникативный
• эмоционально-психологический
• эстетический и познавательный,
а также умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.
В процессе решения данных задач педагоги должны добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.
2. Детский образовательный туризм и его организация в ДОУ.
В пилотной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наше ДОУ, значительное место отводится образовательной области «Физическое развитие», одной из задач которой является развитие детского туризма. Этот вид деятельности оказывает положительное влияние на все органы и системы детского организма, укрепляет костно-мышечный скелет, формирует правильную осанку.
Физическая нагрузка способствует развитию волевой сферы ребёнка, физических качеств: выносливости, силы, ловкости, координации движений. Туризм предполагает выход на природу, значит, включает в себя наблюдение за окружающим миром, сезонными изменениями в нём; установление взаимосвязей в окружающей среде. Незаметно для себя ребёнок вовлекается в исследовательскую деятельность, у него активизируются познавательные и мыслительные процессы, формируется умение систематизировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Возникает желание делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми.
Получают развитие все стороны речи; формируется умение пользоваться монологической и диалогической речью, совершенствуется эмоциональная сфера. Прививаются основы экологических знаний, закрепляется умение применять правила безопасного поведения в походе. Формируется желание беречь и охранять природу.
Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, я пришла к выводу, что туризм — это не просто креативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников. Детские сады, практикующие на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми отмечают, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.
Примерные формы работы с педагогами, дошкольниками и их семьями:
- сентябрь - беседа «Правила безопасного поведения в лесу», «Это надо знать!», «Мама, папа, я – спортивная семья» (поход на базу отдыха);
- октябрь - спортивное развлечение «Путешествие в осенний лес», родительское собрание «Туризм – это здорово!», Буклет для родителей «Игры в походе»;
- ноябрь - занятие «Весёлый рюкзачок», «Туризм как средство оздоровления дошкольников» (консультация для педагогов);
- декабрь - Игра – исследование «Что такое карта?», выступление на ГМО с презентацией темы «Туризм как средство оздоровления дошкольников»;
- январь - занятие «Волшебный узелок», «Где логика» (развлекательно-деловая игра на тему «Туризм для дошкольников);
- февраль - экскурсия в парк «Лыжня зовёт!» (туристический поход на лыжную базу);
- март - конкурс стенгазет «Всей семьей в поход», презентация для педагогов «Как научить детей беречь и любить природу»;
- апрель - «Юные следопыты!» (спортивный досуг), дидактических игры;
- май - туристический КВЕСТ «Если с другом вышел в путь…»
В системе физкультурно-оздоровительной работы детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма повышения двигательной активности детей, которая позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья детей. Восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения и является одновременно одной из форм деятельности, позволяющей воспитывать маленького гражданина.
Таким образом, спортивный туризм способствует всестороннему развитию личности ребёнка, общему оздоровлению организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.
Литература:
1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
2. Бережко, И. Ю. Реализация здоровьесберегающей технологии при организации туристической деятельности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ / И. Ю. Бережко // Планета детства [Электронный ресурс], 2015.
3. Ведерникова О. П. Детский турист. //Инструктор по физической культуре. – 2009.- №4. – С. 49 -52.
4. Завьялова Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду. Учебное пособие для СПО, 2-е издание, Москва «Юрайт», 2017.
5. Мурзина Е. М. Педагогический проект «Спортлотоша в королевстве невиданных дорожек» // Инструктор по физкультуре. – 2013. - № 4. – С. 76-82.
6. Чеменева А. А, Мельникова А. Ф., Волкова В. С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 80 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
7. Игнатова Т.Е., Ивашова О.В., Голионцева И.В. – «Опыт организации физического развития дошкольников средствами туризма». – «Воспитатель ДОУ2, №9, 2021, с 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"
Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...

Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"
Консультация содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка к т...
Организация работы детского сада по детскому туризму
проблемы физического развития и сохранения здоровья детей...
Организация работы детского сада по детскому туризму
проблемы физического развития и сохранения здоровья детей...

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

Проект: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Автором представлена вариативная модель долгосрочного позновательно-иследовательского, эколого-туристического проекта....
Семинар по теме «Построение образовательного процесса на прогулке на основе детского туризма»
Семинар для воспитателей ДОУ по организации прогулок-походов, организации "Тропинок здоровья" на территории детского сада, содержит рекомендации и практические задания....
