КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: "ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Актуальность внедрения детского туризма в систему физического воспитания обусловлена его потенциалом в оздоровлении, патриотическом воспитании и расширении кругозора дошкольников. Особенно это важно, учитывая, что физическое развитие ребёнка напрямую связано со здоровым образом жизни семьи. Детский туризм становится эффективным и интересным способом укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Косарева Наталья Александровна

воспитатель

СП «Приреченский детский сад» МБДОУ  «Детство»

Рузаевского муниципального района

(Республика Мордовия)

natasha.kosarevakosareva@yandex.ru

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный мир диктует свои условия, и чтобы соответствовать требованиям времени, дошкольным учреждениям необходимо постоянно развиваться и предлагать новые образовательные возможности. Одним из перспективных направлений является детский туризм.

Актуальность внедрения детского туризма в систему физического воспитания обусловлена его потенциалом в оздоровлении, патриотическом воспитании и расширении кругозора дошкольников. Особенно это важно, учитывая, что физическое развитие ребёнка напрямую связано со здоровым образом жизни семьи. Детский туризм становится эффективным и интересным способом укрепления здоровья детей.

Это комплексный подход к развитию ребёнка, включающий физическое оздоровление, расширение кругозора, формирование нравственных ценностей и трудовых навыков. Туристические походы, в частности, воспитывают силу воли, выносливость и чувство ответственности, а также учат взаимопомощи и преодолению трудностей.

Помимо оздоровительного эффекта, туристические экскурсии несут в себе и познавательную ценность. Информация о посещаемых местах, особенно связанных с историей защиты Родины, воспитывает чувство патриотизма и гордости.

Уникальность детского туризма заключается в его все сезонности, доступности и понятности для детей. Он хорошо воспринимается педагогами и родителями, подходит для большинства детей, независимо от группы здоровья (при отсутствии противопоказаний), не требует значительных финансовых затрат и может быть организован в любое время года.

Основные цели туризма в детском саду:

-Развитие самостоятельности и целеустремленности: Научить детей самостоятельно думать, действовать и добиваться поставленных целей.

-Улучшение физической подготовки: Развивать равновесие, выносливость, ловкость и координацию движений через упражнения и полосы препятствий.

-Воспитание характера: Формировать смелость, терпение и интерес к занятиям туризмом.

-Расширение двигательных возможностей: Улучшать основные функции организма и обогащать двигательный опыт детей, включая простые туристические навыки и ориентирование на местности.

-Подготовка к будущему: Развивать координацию и выносливость как основу для дальнейших занятий туризмом.

-Развитие интеллекта и знаний: Стимулировать мышление, расширять знания о физической культуре, туризме и родном крае.

-Вовлечение семьи: Привлекать родителей к участию в детском туризме, обучать их основам безопасного туризма и способствовать активному семейному отдыху.

-Укрепление социальных связей: Формировать дружеские отношения между детьми через совместные туристические игры и занятия.

-Знакомство с природой: Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

-Воспитание патриотизма: Прививать любовь к родному краю.

Туризм предлагает детям ценные возможности для развития:

  • Активный образ жизни: Туристические походы побуждают детей больше двигаться и проводить время на природе, что положительно сказывается на их физическом развитии.
  • Здоровье и благополучие: Туризм способствует поддержанию хорошей физической формы, что является важной целью для спортивных организаций, стремящихся привить детям любовь к здоровому образу жизни.
  • Интерес и азарт: Неизвестность и приключения, сопутствующие туристическим походам, подогревают интерес и мотивируют детей к подготовке и участию.

Принципы детского туризма:

-личностно-деятельный;

-диалогический;

-индивидуально-творческий;

-целесообразности;

-краеведческий.

Моя работа включает в себя практическое применение различных методов активного отдыха и познания, в том числе прогулки, экскурсии.

Прогулки и экскурсии за пределами детского сада являются увлекательными и полезными маленькими путешествиями с определённой целью, которые помогают детям укреплять здоровье, развивать физические способности и эстетические чувства, а также устанавливать связь с природой. Они способствуют улучшению моторики, физической выносливости и формированию жизненных ориентиров, смелости и уверенности, а также укрепляют дружеские связи между детьми.

Активности на свежем воздухе укрепляют здоровье, повышают физическую активность и способствуют воспитанию и обучению детей. Уже первые прогулки в лесу показали положительное влияние на их физическое и эмоциональное состояние.

Пешеходные походы – это полезный и организованный вид физической активности, который обычно включает в себя передвижение по пересеченной местности, изучение природы, общение о ней, имитацию движений животных, игры (в том числе с преодолением препятствий) и свободное время для самостоятельных развлечений.

В своей педагогической практике я использую природную среду, для проведения разнообразных мероприятий: праздников, соревнований и тематических развлечений. Это позволяет сделать обучение более интересным и запоминающимся. 
Основное отличие обычных прогулок от походов и туристических экскурсий заключается в целенаправленном развитии физических навыков и высокой двигательной активности детей.

Для повышения образовательной ценности походов я применяю различные методы работы:

- наблюдение;

- диагностику;

- опросники;

- викторины;

- беседы с иллюстрациями;

- экскурсии, прогулки и мини-походы;

- эксперименты;

- экологические праздники;

- подвижные игры.

Образовательная ценность туристических походов существенно возрастает благодаря их насыщенной и разнообразной программе. Грамотно организованная физическая активность в естественной среде способствует не только формированию у детей интереса к туризму и физической культуре, но и повышению их мотивации к ведению здорового образа жизни.

Семейные прогулки и походы становятся для детей незабываемым приключением. Исследуя родные места вместе с родителями, ребята не только открывают для себя красоту окружающего мира, но и испытывают сильный интерес к новым знаниям. Эмоциональный подъем, вызванный этими путешествиями, помогает им легко усваивать даже сложные факты об истории и достопримечательностях родного города. А творческие занятия после походов, такие как рисование и создание поделок, еще больше сближают семью.

Я считаю, что внедрение элементов туризма в занятия физкультурой с дошкольниками гораздо эффективнее традиционных подходов. Туристические активности способствуют более гармоничному развитию физических качеств, расширяют знания о физической культуре и окружающем мире, а также формируют навыки безопасного поведения на природе. Преимущества очевидны: разнообразие двигательной активности круглый год, возможность полноценно использовать циклические упражнения на свежем воздухе для развития выносливости и общей физической подготовки, а также значительный познавательный эффект, способствующий лучшему усвоению материала и развитию когнитивных способностей.

Результаты применения данной методики говорят сами за себя:

-Снизилась заболеваемость простудными заболеваниями.

-Повысилась двигательная активность.

-Уменьшилась утомляемость.

-Улучшилось качество теоретических знаний.

-Улучшились показатели физического развития (скорость, сила, выносливость, ловкость).

-Улучшились показатели технической подготовки.

-Сформировались важные личностные качества, такие как выдержка, смелость и взаимопомощь.

В нашем детском саду туризм оказывает, безусловно положительное влияние на всестороннее развитие детей. Созданные условия способствуют укреплению здоровья воспитанников во всех аспектах. Туризм, как форма физической активности, эффективно обучает, оздоравливает, воспитывает, развивает двигательные навыки, улучшает физическую форму и формирует важные личностные качества.

Список литературы.

1. Анисимова Т. Г. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008.

2. Бочарова Н. И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М. : ЦДЮТ РФ, 1992.

3. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В

4. Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г.

5. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвящение» 2008 г.

 6. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.

7. Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. 13. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997

8.  Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006.

10. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1

11. Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы: «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста"

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и выступают как оздоровительный фактор.Какой предмет может повысить двигательную активност...

Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаДвижение под музыку - неотъемлемая часть пластической культуры человека,...

Консультация для педагогов «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического разви...

Консультация для воспитателей «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического разви...