Краткосрочный проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Монеткин дом»
проект

Чепурнова Ирина Владимировна

 В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде.

Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.

С чем и связана актуальность разработки краткосрочного познавательного проекта «Монеткин дом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_monetkin_dom.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 322 «МОРОЗКО»

Краткосрочный

проект по финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

«Монеткин дом»

Составитель  проекта:

Воспитатель

Чепурнова И.В.

г. Красноярск, 2021

Актуальность

В России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

• именно в дошкольном  возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;

• стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, интернет и т. д.);

• это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

 В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде.

Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.

С чем и связана актуальность разработки краткосрочного познавательного проекта «Монеткин дом».

Проблема: дети старшего дошкольного возраста понимают,
что  деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег
они недопонимают, а именно,  происхождение денег, накопления, связи между работой и заработком, понятие цена денег и умение
правильно принимать финансовые решения.

Что мы знаем о деньгах?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

-Деньги зарабатывают родители.

-Деньги бывают разные (металлические и бумажные).

-Деньгами расплачиваются в магазине.

-Где дом денег?

-Что такое деньги?

-Откуда ещё берутся деньги?

-Зачем деньги ещё нужны?

-Как можно накопить деньги?

- Люди каких специальностей работают в Банке

-Рассказ родителей и других взрослых.

-В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).

-В интернете.

-Просмотр телепередач  и обучающих мультфильмов.

Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться.

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

 Задачи:

  • познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;
  •  закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
  • помочь детям осознать роль денег в жизни людей и семьи;
  • научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;
  •  сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  •  способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
  • формировать разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения
  • формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  •  воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
  • расширение знаний детей о профессии банкира; формирование коммуникативных навыков
  • - расширять представления детей о профессиях, связанных с банком (управляющий, консультант, кассир, охранник, секьюрити, программист);
  • - развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;
  • - подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • - учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
  • - учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • - обогащать словарный запас по теме «банк»;
  • - воспитывать дружеские взаимоотношения.

Методы и формы работы над проектом:

- поиск информации детьми с родителями из различных источников

- чтение произведений, пословиц и поговорок;

- просмотр мультфильмов;

- беседы и НОД;

- решение арифметических задач;

- творческое составление и рассказывание о семейном бюджете;

- игровая деятельность;

- изобразительная деятельность;

Ресурсное обеспечение:

 Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек ,отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад»;
  2. Рассматривание  российских денежных современных знаков, других стран, недавнего прошлого и пр.
  3. Просмотр мультфильмов  С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»;
  1. Настольные игры «Магазин», «Копилка», «Список покупок»;

Продолжительность проекта: краткосрочный 3 дня ( с 15.11.2021-17.11.2021)

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты.

  • Дети познакомятся  с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;
  •  У детей сформируются представления   о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
  • Дети понимают роль денег в жизни людей и семьи;
  • Умение  сравнивать и анализировать цены на товар;
  •  Сформируется  первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  • Дети научатся  пользоваться деньгами;
  •  У детей сформируется  разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения
  • У детей сформируются социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
  • Расширятся знания детей о профессии банкира (управляющий, консультант, кассир, охранник, секьюрити, программист); сформируются  коммуникативные навыки;
  • Дети  самостоятельно будут  создавать  игровые замыслы;
  • Обогатится  словарный запас по теме «банк».

Продукт проекта:

Создание сюжетно-ролевой игры «Банк», изготовление атрибутов.

Работа с родителями:

- ознакомление родителей с темой проекта.

-выставка  «Наши копилки»;

Этапы реализации проекта.

1этап – Организационный:

• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту

• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

• Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический:

 реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:

1 день:

  • Вопрос от ребёнка « Где живут монеты?»
  • Поиск информации совместно с родителями с использованием различных источников.

2 день:

  • Сбор информации – (картинки, рисунки) соединяем на плакате
  • Поведение итогов- Монетный дом- это банк, в банке работают: управляющий, консультант, кассир, охранник, секьюрити, программист
  • Решение – совместно с детьми изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевой игре «банк»

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Банк»

Заключение.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список источников

  1. А. А. Смоленцева « Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.;
  2. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.;
  3. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.;
  4. Киреева Л.Г. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры «Играем Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» - Волгоград, 2015.-34;
  5. Методические рекомендации по изучению курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» Волгоград, 2015.-229;
  6. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» - Волгоград, 2015.-34;
  7. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности, - 76;
  8. Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста»- Калининград, 2018. – 47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаКраткосрочный  проект «Дни финансовой грамотности»Актуальность проекта:      Финансовое...

«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...