Краткосрочный проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Монеткин дом»
проект
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде.
Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
С чем и связана актуальность разработки краткосрочного познавательного проекта «Монеткин дом».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 322 «МОРОЗКО»
Краткосрочный
проект по финансовой грамотности
для детей старшего дошкольного возраста
«Монеткин дом»
Составитель проекта:
Воспитатель
Чепурнова И.В.
г. Красноярск, 2021
Актуальность
В России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:
• именно в дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
• стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, интернет и т. д.);
• это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде.
Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
С чем и связана актуальность разработки краткосрочного познавательного проекта «Монеткин дом».
Проблема: дети старшего дошкольного возраста понимают,
что деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег
они недопонимают, а именно, происхождение денег, накопления, связи между работой и заработком, понятие цена денег и умение
правильно принимать финансовые решения.
Что мы знаем о деньгах? | Что мы хотели бы узнать? | Где мы можем узнать? |
-Деньги зарабатывают родители. -Деньги бывают разные (металлические и бумажные). -Деньгами расплачиваются в магазине. | -Где дом денег? -Что такое деньги? -Откуда ещё берутся деньги? -Зачем деньги ещё нужны? -Как можно накопить деньги? - Люди каких специальностей работают в Банке | -Рассказ родителей и других взрослых. -В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература). -В интернете. -Просмотр телепередач и обучающих мультфильмов. |
Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться.
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;
- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
- помочь детям осознать роль денег в жизни людей и семьи;
- научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;
- сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
- способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
- формировать разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения
- формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
- расширение знаний детей о профессии банкира; формирование коммуникативных навыков
- - расширять представления детей о профессиях, связанных с банком (управляющий, консультант, кассир, охранник, секьюрити, программист);
- - развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;
- - подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- - учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
- - учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
- - обогащать словарный запас по теме «банк»;
- - воспитывать дружеские взаимоотношения.
Методы и формы работы над проектом:
- поиск информации детьми с родителями из различных источников
- чтение произведений, пословиц и поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- беседы и НОД;
- решение арифметических задач;
- творческое составление и рассказывание о семейном бюджете;
- игровая деятельность;
- изобразительная деятельность;
Ресурсное обеспечение:
Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек ,отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад»;
- Рассматривание российских денежных современных знаков, других стран, недавнего прошлого и пр.
- Просмотр мультфильмов С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»;
- Настольные игры «Магазин», «Копилка», «Список покупок»;
Продолжительность проекта: краткосрочный 3 дня ( с 15.11.2021-17.11.2021)
Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты.
- Дети познакомятся с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;
- У детей сформируются представления о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
- Дети понимают роль денег в жизни людей и семьи;
- Умение сравнивать и анализировать цены на товар;
- Сформируется первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
- Дети научатся пользоваться деньгами;
- У детей сформируется разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения
- У детей сформируются социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
- Расширятся знания детей о профессии банкира (управляющий, консультант, кассир, охранник, секьюрити, программист); сформируются коммуникативные навыки;
- Дети самостоятельно будут создавать игровые замыслы;
- Обогатится словарный запас по теме «банк».
Продукт проекта:
Создание сюжетно-ролевой игры «Банк», изготовление атрибутов.
Работа с родителями:
- ознакомление родителей с темой проекта.
-выставка «Наши копилки»;
Этапы реализации проекта.
1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:
1 день:
- Вопрос от ребёнка « Где живут монеты?»
- Поиск информации совместно с родителями с использованием различных источников.
2 день:
- Сбор информации – (картинки, рисунки) соединяем на плакате
- Поведение итогов- Монетный дом- это банк, в банке работают: управляющий, консультант, кассир, охранник, секьюрити, программист
- Решение – совместно с детьми изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевой игре «банк»
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Банк»
Заключение.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список источников
- А. А. Смоленцева « Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.;
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.;
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.;
- Киреева Л.Г. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры «Играем Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» - Волгоград, 2015.-34;
- Методические рекомендации по изучению курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» Волгоград, 2015.-229;
- Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» - Волгоград, 2015.-34;
- Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности, - 76;
- Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста»- Калининград, 2018. – 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаКраткосрочный проект «Дни финансовой грамотности»Актуальность проекта: Финансовое...
«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
quot;Хрюша - финансист"...

