Мастер-класс "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".
материал
Целью мастер класса является, создание условий для овладения педагогами приемами и методами знакомства с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством игр, с последующим применением в совместной деятельности с детьми.
Задачи:
1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством игр.
2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов.
3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.
Давайте послушаем стихотворение…
Маму в магазин
Провожает сын.
Три рубля он ей дает:
- Вот!
Купи мне самолет!
А еще –
Ружье,
Лопатку,
Танк,
Лошадку,
Шоколадку,
Самосвал,
Тетрадки,
Краски,
Маски,
Сказки и салазки!..
Постарайся
Не забыть!
А на сдачу
Можно даже
И свистульку
Мне купить!
Как вы думаете, понимает ли ребенок значение слова экономить? Понимает ли он, что сколько денег нужно для того чтобы купить весь список, который он озвучил маме?
А если малыш будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, и что каждая вещь или продукт имеет свою стоимость, он быстрее будет осознавать устройство взрослого мира и будет понимать, что не всегда можно купить, то что захочется.
«А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Уважаемые коллеги, любую сложную тему, можно объяснить и усвоить с помощью игр.
Так как основной вид деятельности у дошкольников это – игра, то и наше с вами общение сегодня пройдет в форме игры-викторины. Вам будут предложены различные задания в соответствии с темой. Работать будем в командах. А разделиться нам на 2 команды поможет «волшебный мешочек». (Проводиться игра «Волшебный мешочек». Внутри мешочка лежат круглые жетоны «рубли» и «копейки»).
Ведущий. Сегодня будут участвовать две команды: команда «Рублики», команда «Копейки». Команды занимайте свои места. За каждое выполненное задание вы будете получать монету. Монеты, набранные командой вы будете класть в копилку. У каждой команды своя копилка. Выиграет та команда, кто наберет больше монет.
Как говорят «Деньги любят счет», вот и я вам желаю успеха, правильно и быстро выполнять интересные задания, получая за это монеты. Готовы?
Итак, начинаем нашу игру.
Ход мастер- класса :
1. «ФИНАНСОВЫЙ ЭРУДИТ»
(1 балл за правильный ответ).
Вы должны отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.
1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются … (Товар)
2. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
5. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
6.Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)
7. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт …(Кассир)
8. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(Доход)
9. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…(Вклад)
10. На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…(Проценты)
Вывод: Эти загадки вы можете использовать в совместной деятельности с детьми, только вместо слов - отгадок использовать картинки. С использованием картинок дети более ярко запоминают и усваивают образы, экономические термины.
Продолжаем нашу игру.
ЗАДАНИЕ № 2. «Различные ситуации».
(2 балла за полный ответ, 1 балл – неполный ответ)
Подумайте, ответьте и обоснуйте ответ.
(У каждой команды лежит конверт с заданиями. На выполнение задания дается время.).
Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.
Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
Вывод: Правильно уважаемые коллеги, в ваших ответах я услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки.
ЗАДАНИЕ №3 «ЭКОНОМИКА В СКАЗКАХ» (3 балла)
Важную роль в экономическом воспитании отводится использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Вопросы по сказкам
1. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
2. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
3. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
4. В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко).
Вывод: знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.
В этих сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: «Она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.»
ЗАДАНИЕ № 4. «Доход - расход»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»:
Я буду называть предложение, а вы отвечайте, доход это или расход:
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Папа получил премию - доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Хорошо, справились. Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД
(1 балл за каждый правильный ответ)
ЗАДАНИЕ № 5. «СТРАТЕГИЯ» (3 балла)
Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У вас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить.Кому, какой товар достанется, решит «слепой жребий» (капитаны команд выбирают конверты, в которых находятся изображения товаров для рекламы). Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. Если команда - противник догадается, что вы рекламируете, вы получите – 3 монетки.
(На выполнение задания дается 3 минуты, затем выбранный командой участник рекламирует товар).
Вывод: даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
ЗАДАНИЕ № 6. «ВАЛЮТА». (1 балл за каждый правильный ответ)
Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание ребусов. Ребус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками.Сейчас вам нужно будет разгадать ребус. Побеждает та команда, которая быстрее разгадает ребус.
Вывод: использование таких игровых моментов позволяет детям принять информацию зрительно и запомнить ее словесно.
Ведущий: на этом наша викторина подошла к концу. Прошу жюри подвести итоги. Пока жюри подводит итоги предлагаю выполнить оригами «Кошелек»..
Ведущий: Молодцы! А сейчас предоставляется слово жюри.
Жюри объявите, пожалуйста, сколько «заработала денег» каждая команда.
Жюри оглашает результаты викторины.
Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами закрепили основы финансовой грамотности и познакомились с игровыми приемами, которые вы можете использовать в работе с детьми.
Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество. Поделитесь своими впечатлениями о нем. С помощью разных монет. На мольберте висит кошелек, на подносе лежат монеты разного номинала:
1 руб – мне было не интересно,
2 руб – что-то понравилось, что-то не очень,
5 руб – отличный мастер класс, много нового и интересного.
Спасибо большое за оценку моего мастер класса!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 344.07 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Всероссийская викторина «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста муниципальных дошкольных образовательных учреждений по финансовой грамотности населения.
Презентация фотографий, диплома и благодарственного письма...
