Нейропсихологические игры и упражнения.
методическая разработка

Шарова Елена Юрьевна

Нейропсихологические игры и упражнения для детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baburova_o.v_sharova_e.yu_._statya.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

НЕЙРОИГРЫ С ВОДОЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ДОУ

                 Бабурова О.В., учитель-логопед

   Шарова  Е.Ю., педагог-психолог

МБДОУ №28 «Ручеёк», г. Канск

В настоящее время постоянно растет количество детей с ОВЗ, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи. Для решения этих проблем актуальным становится использование нетрадиционных форм работы с детьми с ОВЗ. Таким образом, для достижения ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы от педагогов требуется поиск новых, эффективных форм, средств  и методов.

         В связи с необходимостью повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ в нашем детском саду апробированы и успешно применяются нейропсихологические игры в сочетании с приемами  акватерапии.

Нейроигры  – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой.

        Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей с применением воды. Игра с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Применение нейроигр с водой не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных и речевых  нарушений у детей. Они являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, способствуют развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, улучшают чувство ритма, развивают координацию, активизируют речь.

Нейропсихологические игры с водой мы используем в работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, на прогулках, в игровой деятельности.  

Для организации таких игр используются пластиковые контейнеры, которые можно поставить в любом удобном месте. Так же подбираются разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, поролоновые губки, ведёрки и другой природный материал. Выбор игрушек зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка: способности сохранять позу и использовать руки, умственного развития в целом, способности понимать речь и концентрировать внимание.

Игры с водой на занятиях педагога-психолога – одни из любимых детских забав, которые не только доставляют детям радость, но и знакомят с окружающим миром, стабилизируют эмоциональный фон, развивают коммуникативные навыки, благотворно влияя на психику. Игры с водой-мощное средство самовыражения ребенка, средство познания, особенностей мышления, воображения, волевой сферы.     В работе с детьми с ОВЗ следующие игры и упражнения с водой дают много возможностей: «Тепло - холодно»-опускаем руки ребенка в емкость с прохладной и теплой водой. «Пальчики-рыбки», «Хлопни ладошкой»-ударяем ладошкой по поверхности воды, «Веселые капельки»-опускаем руки ребенка в емкость с водой, потом вынимаем и видим «дождик», «Утята»-игра с резиновыми утятами, «Тонет-не тонет»-помещаем игрушки различной плотности в емкость с водой, «Кораблики»-помещаем кораблики в емкость с водой, «Достань игрушку»-достаем игрушки со дна емкости с водой.

Какие проблемы можно решить с помощью нейроигр с водой:

-ребенок слишком активен, или, наоборот, медлителен,

-не способен концентрироваться;

-долго «включается» в задание;

-нетерпелив, раздражителен, возбудим, проявляет агрессию;

- быстро утомляется, часто отвлекается;

Ежедневное применение  таких игр  способствует достижению следующих результатов:

- синхронизируется работа полушарий;

- повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость;

- стабилизируется эмоциональный фон, повышается самооценка;

- ускоряется формирование пространственных представлений;

- развивается мелкая и крупная моторика,

-  совершенствуются мыслительная деятельность, улучшается  память, внимание. Повышается работоспособность в целом.

Как учитель-логопед и учитель-дефектолог важным своим помощником считаю нейроигры с водой, при использовании которых, прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций  дошкольников, так же в развитии познавательных процессов.

Организуя игры с водой, использую художественное слово-стихи, потешки, чистоговорки, сопровождаю прослушиванием аудиозаписей — шума дождя, водопада, журчания ручейка, капели.

 В своей педагогической практике использую такие игры с водой: «Покажи одновременно», «Найди такой же», «Звуковая дорожка под водой», «Сложи целое», «Найди такой же». При регулярном использовании таких игр активизируется  познавательный потенциал детей, развиваются  речевые способности  дошкольников с ОВЗ, совершенствуется процесс автоматизации  и дифференциации  звуков, обогащается  словарный запас, совершенствуется  грамматический строй речи.

Применение акватерапии в сочетании с нейроиграми -одно из перспективных направлений в коррекционно-развивающий работе с детьми с ОВЗ, способствующее повышению результативности воспитательно-образовательного процесса. 

Используя игровые технологии в работе с детьми ОВЗ, мы оказываем огромную помощь детям в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации в обществе.

Применяя  технологии  на практике, мы пришли к выводу – она проста и в то же время является эффективным педагогическим инструментом в работе с воспитанниками с ОВЗ в ДОУ.

Библиографический список:

1. Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Силиванова; Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии: Пособие для педагогов, психологов и родителей / — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 52 с.

2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль. Академия развития, 2009.

3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1

4. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду. Е.В. Баранова

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2024.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2023.

7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2024.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения»

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад» «Росинка» пгт. Пионерский...

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного  возраста» Памятка для педагогов на тему : «Нейропси...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:- игровая форма обучения;-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активнос...

нейропсихологические игры и упражнения

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе....

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;ориентированное ...