Нейропсихологические игры и упражнения.
методическая разработка
Нейропсихологические игры и упражнения для детей и взрослых.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОИГРЫ С ВОДОЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ДОУ
Бабурова О.В., учитель-логопед
Шарова Е.Ю., педагог-психолог
МБДОУ №28 «Ручеёк», г. Канск
В настоящее время постоянно растет количество детей с ОВЗ, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи. Для решения этих проблем актуальным становится использование нетрадиционных форм работы с детьми с ОВЗ. Таким образом, для достижения ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы от педагогов требуется поиск новых, эффективных форм, средств и методов.
В связи с необходимостью повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ в нашем детском саду апробированы и успешно применяются нейропсихологические игры в сочетании с приемами акватерапии.
Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей с применением воды. Игра с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Применение нейроигр с водой не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных и речевых нарушений у детей. Они являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, способствуют развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, улучшают чувство ритма, развивают координацию, активизируют речь.
Нейропсихологические игры с водой мы используем в работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, на прогулках, в игровой деятельности.
Для организации таких игр используются пластиковые контейнеры, которые можно поставить в любом удобном месте. Так же подбираются разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, поролоновые губки, ведёрки и другой природный материал. Выбор игрушек зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка: способности сохранять позу и использовать руки, умственного развития в целом, способности понимать речь и концентрировать внимание.
Игры с водой на занятиях педагога-психолога – одни из любимых детских забав, которые не только доставляют детям радость, но и знакомят с окружающим миром, стабилизируют эмоциональный фон, развивают коммуникативные навыки, благотворно влияя на психику. Игры с водой-мощное средство самовыражения ребенка, средство познания, особенностей мышления, воображения, волевой сферы. В работе с детьми с ОВЗ следующие игры и упражнения с водой дают много возможностей: «Тепло - холодно»-опускаем руки ребенка в емкость с прохладной и теплой водой. «Пальчики-рыбки», «Хлопни ладошкой»-ударяем ладошкой по поверхности воды, «Веселые капельки»-опускаем руки ребенка в емкость с водой, потом вынимаем и видим «дождик», «Утята»-игра с резиновыми утятами, «Тонет-не тонет»-помещаем игрушки различной плотности в емкость с водой, «Кораблики»-помещаем кораблики в емкость с водой, «Достань игрушку»-достаем игрушки со дна емкости с водой.
Какие проблемы можно решить с помощью нейроигр с водой:
-ребенок слишком активен, или, наоборот, медлителен,
-не способен концентрироваться;
-долго «включается» в задание;
-нетерпелив, раздражителен, возбудим, проявляет агрессию;
- быстро утомляется, часто отвлекается;
Ежедневное применение таких игр способствует достижению следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость;
- стабилизируется эмоциональный фон, повышается самооценка;
- ускоряется формирование пространственных представлений;
- развивается мелкая и крупная моторика,
- совершенствуются мыслительная деятельность, улучшается память, внимание. Повышается работоспособность в целом.
Как учитель-логопед и учитель-дефектолог важным своим помощником считаю нейроигры с водой, при использовании которых, прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников, так же в развитии познавательных процессов.
Организуя игры с водой, использую художественное слово-стихи, потешки, чистоговорки, сопровождаю прослушиванием аудиозаписей — шума дождя, водопада, журчания ручейка, капели.
В своей педагогической практике использую такие игры с водой: «Покажи одновременно», «Найди такой же», «Звуковая дорожка под водой», «Сложи целое», «Найди такой же». При регулярном использовании таких игр активизируется познавательный потенциал детей, развиваются речевые способности дошкольников с ОВЗ, совершенствуется процесс автоматизации и дифференциации звуков, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи.
Применение акватерапии в сочетании с нейроиграми -одно из перспективных направлений в коррекционно-развивающий работе с детьми с ОВЗ, способствующее повышению результативности воспитательно-образовательного процесса.
Используя игровые технологии в работе с детьми ОВЗ, мы оказываем огромную помощь детям в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации в обществе.
Применяя технологии на практике, мы пришли к выводу – она проста и в то же время является эффективным педагогическим инструментом в работе с воспитанниками с ОВЗ в ДОУ.
Библиографический список:
1. Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Силиванова; Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии: Пособие для педагогов, психологов и родителей / — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 52 с.
2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль. Академия развития, 2009.
3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1
4. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду. Е.В. Баранова
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2024.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2023.
7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2024.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад» «Росинка» пгт. Пионерский...
Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста» Памятка для педагогов на тему : «Нейропси...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:- игровая форма обучения;-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активнос...

нейропсихологические игры и упражнения
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе....

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.
Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.
Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения
Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;ориентированное ...
