ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОИГР В РАБОТЕ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОИГР В РАБОТЕ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ
Бабурова О. В.
Шарова Е. Ю.
МБДОУ № 28 «Ручеек», г. Канск
В настоящее время главная цель деятельности образовательной организации это создание условий для полноценного развития ребенка. Образование должно быть доступным и качественным, соответствующим особенностям и возможностям детей разных категорий. Государственная политика Российской Федерации в области образования, введение ФГОС дает гарантию на профессиональную помощь и поддержку, независимо от индивидуального развития и состояния здоровья, ребенку и его семье [7].
В условиях инклюзивного образования в ДОУ необходимой и востребованной становится сфера психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ, его обучение, воспитание и социализация. Решение психолого-педагогических и социально-ориентированных вопросов охраны здоровья детей с ОВЗ приобретает все большую актуальность в условиях происходящей модернизации российского образования. Необходима такая организация работы, которая способствует эмоциональному благополучию, физическому развитию, сохранению психологического здоровья детей. Таким образом, для достижения ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы от педагогов требуется поиск новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей.
Связи с необходимостью повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ в нашем детском саду апробированы и успешно применяются нейропсихологические приемы и технологии.
Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой [5].
Нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана научно и практически.
Нейроигровые технологии направлены на развитие:
- разных видов восприятия
- внимания
- памяти
- формирование пространственных представлений
- умения прогнозировать результаты своих действий
- умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий
Их применение не только способствует сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и повышает адаптивные и компенсаторные возможности детского организма [1].
Использование нейротехнологий позволяет специалистам ДОУ учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу и родителям работать в команде, осуществлять совместный подход для создания необходимых комфортных психологических условий, оказывать помощь воспитанникам на всех этапах образовательного процесса.
Применение нейроигр не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных и речевых нарушений у детей, позволяет применить принцип полисенсорной основы обучения, то есть обучения с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и тд.). Они являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, способствуют развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, улучшают чувство ритма, развивают координацию, активизируют речь.
Нейроигры помогают не только скорректировать нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг ребенка и родителей, замотивировать дошкольников к выполнению заданий совместно как с педагогами, так и с родителями, закреплять уже имеющиеся знания.
Нейропсихологические игры и приёмы, мы используем в работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, на прогулках, в игровой деятельности.
В своей работе педагога-психолога я использую такие нейроигры, как «Пальчики-мышки». Цель данной игры: это снятие импульсивности, повышение самоконтроля. «Лишний предмет», «Волшебные камушки», «Цветные стаканчики» - эти игры способствуют развитию памяти, внимания, сенсорных представлений дошкольников.
Формируют пространственные представления, развивают мелкую и общую моторику, развивают межполушарное взаимодействие нейроупражнения по «Зеркальному рисованию». Цель данных упражнений заключается в рисовании одновременно правой и левой рукой зеркально-симметричных рисунков.
Игра «Повтори по точкам», «Повтори рисунок» закрепляют знания о предметном окружении, закрепляют математические представления, развивают логическое мышление.
Нейроигры это универсальный инструмент в работе педагога-психолога, особенно в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.
Ежедневное применение нейроигр способствует достижению следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость;
- стабилизируется эмоциональный фон, повышается самооценка;
- ускоряется формирование пространственных представлений;
- развивается мелкая и крупная моторика,
- совершенствуются мыслительная деятельность, улучшается память, внимание. Повышается работоспособность в целом.
Ребенку в детском саду психологически комфортно, если он здоров, может быть самим собой, если его принимают его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом, если у него достаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь.
Как учитель-логопед и учитель-дефектолог важным своим помощником считаю нейроигру, при использовании которой, прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников ,так же в развитии познавательных процессов.
В своей педагогической практике использую нейротренажеры и нейротаблицы , такие как «Покажи одновременно», «Найди такой же», «Звуковая дорожка», «Сложи целое». Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей, оптимизация и улучшение мозговой деятельности, т.е активизации познавательных процессов в целом.
При регулярном использовании нейроигр активизируется познавательный потенциал детей, развиваются и совершенствуются речевые способности дошкольников с ОВЗ, совершенствуется процесс автоматизации и дифференциации звуков, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй и слоговая структура речи: «Скажи слово, не произнося ни звука», «Два дела сразу», «Помоги пчёлке собрать урожай», «Секретное слово». Таким образом, средства и методы нейропсихологических технологий ,мы как специалисты используем в следующих направлениях:
- коррекция речи детей (стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);
- развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием, выкладывания узора из камней);
- расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса;
- развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия;
- расширение словаря (цвета и оттенки)
- стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;
- развитие фантазии и творческого воображения.
Применение нейротехнологий — одно из перспективных направлений в коррекционно-развивающий работе с детьми с ОВЗ, способствующее повышению результативности воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов и родителей растет понимание необходимости систематических занятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Использование нейроигр дает возможность раскрыть каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности, работать с родителями в команде и осуществлять совместный подход для создания необходимых комфортных психологических условий по сопровождению детей с ОВЗ в детском саду.
Взаимодействуя с родителями мы проводим индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»
Родители активно принимают участие в мастер-классах: «Зарядка для ума и тела», «Нейроигры в повседневной жизни», «Что такое –нейропсихологические игры?». Родители принимают непосредственное участие в создании дидактических пособий, тренажеров, различных нейропсихологических игр.
Такое взаимодействие специалистов и родителей позволяет организовать более эффективную работу по сопровождению и развитию каждого ребенка, сделать процесс обучения с применением нейротехнологий доступным и полезным ни только детям, но и взрослым.
Положительная динамика в работе всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ, а также создание в ДОУ комфортной образовательной среды, способствует улучшению эмоционального благополучия воспитанников, а также охране и сбережению их физического и психологического здоровья.
Применяя технологию на практике, мы пришли к выводу – она проста и в то же время является эффективным педагогическим инструментом в работе с воспитанниками и родителями в ДОУ.
Библиографический список
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : метод. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 160 с.
2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2022.
3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2021.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2021.
5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2022.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
9. https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».
Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в ДОУ общеразвивающего вида....

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Работа узких специалистов Дома ребенка по организации здоровьесберегающих технологий
Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и он ...

Деловая игра "Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ общепедогогическая задача или работа узких специалистов,"
Цель: Повышение компетенции и успешности педагогов в области образовательных технологий здоровьезбережения, а также резервов и возможностей совершенствования работы в должном направлении....

Деловая игра «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ – общепедагогическая задача или работа узких специалистов?»
Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в области образовательных технологий здоровьесбережения, а также резервов и возможностей совершенствования работы в данном направл...

Эффективные практики в преодолении речевых нарушений, развитии графомоторных навыков у детей с использованием развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя. практические материалы для занятий.
В настоящее время в работе с детьми все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Здоровьесб...

Буклет Использование нейроигр в работе специалистов в ДОУ с детьми с ОВЗ
Буклет Использование нейроигр в работе специалистов в ДОУ с детьми с ОВЗ...
