Лэпбук как средство познавательного развития старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

 

АННОТАЦИЯ

Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

 

ВВЕДЕНИЕ

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

Проблема познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные.

Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?

В связи с этим передо мной встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Исходя из актуальной данной проблемы и была поставлена цель– создание условий для организации работы по активизации познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования лэпбука.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме.

2. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков, как средства развития познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Воспитывать у детей умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

4. Развивать познавательно - исследовательскую активность, самостоятельность, инициативность.

5. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

6. Содействовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

7. Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.

 

            Предполагаемый результат:

80 % детей имеют высокий и 20 % средний уровень познавательных способностей.

  • создано дидактическое обеспечение, что составляет 35% оснащенности образовательного процесса по данному направлению.
  • разнообразие форм и методов по развитию познавательных способностей у детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
  • 60 % родителей являются активными участниками образовательного процесса.

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.

Новое время диктует новые задачи и заставляет педагогов искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребёнка читать, считать. Однако доказано, что важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей является актуальнойВ особенности она важна в отношении детей старшего дошкольного возраста. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Я стала замечать, что у детей подготовительной к школе группы значительно снизилась познавательная активность, у них недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, они не проявляют пытливости и не умеют оперировать имеющимися знаниями. При организации совместной и самостоятельной деятельности детей я обнаружила проблему при взаимодействии детей друг с другом – неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга).

Для повышения уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, принято решение об использовании лэпбука в образова-тельной деятельности. Взяв за основу главные принципы создания  лэпбуков (интересное содержание, мобильность, возможность последующего пополнения материала). 

Внедрение нового дидактического пособия в группе, используется как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школьному обучению.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

Создание лэпбука состоит из нескольких этапов:

         Первый этап – это выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, но она должна быть привлекательной и понятной детям. Такие лэпбуки получаются очень обзорными и подходят для детей и среднего возраста. Например, «Мир насекомых». Здесь расположены фигурки насекомых, их можно потрогать, рассмотреть под увеличительным стеклом, представляя себя в профессии энтомолога (ученый, изучающий насекомых). Рассмотреть появление на свет некоторых насекомых и многое другое. Для детей старшего возраста лучше выбирать темы достаточно узкие, например,  в нашей методической копилке есть лэпбуки на такие темы: «Антарктида», «Арктика», «Почему арбуз полосатый?», «Дикие животные» , «Вода» , «Деревья» , «Цифры» , «Зима» , «Пожарная безопасность», «Юный финансист»  Такие лэпбуки будут более информативны для старших дошкольников.

Второй этап - это составление плана будущего лэпбука - необходимо продумать, что разместить в лэпбуке, чтобы раскрыть тему наиболее полно.

Третий этап - создание макета , т. е. продумывание, как в лэпбуке будет отражен из пунктов плана. Можно взять готовые шаблоны в сети, их там великое множество. Но гораздо интереснее создавать шаблоны самим. Здесь нет границ фантазии: формы представления могут быть любые. Это могут быть кармашки, блокнотики, мини-книжки, книжки-гармошки, карточки и т. п.

Четвертый этап – это сбор информации, оформление. На данном этапе ребенок учится добывать информацию из разных источников. Это могут быть книги, журналы, поиск объектов природы в окружающем мире и т. д. (в зависимости от информации).

Пятый, завершающий этап -  презентация. Дети на данном этапе видят результат своей деятельности, могут поделиться полученными знаниями.

Также для насыщения познавательно-речевого центра приобретались лэпбуки в электронном виде, но этот факт также вызывал у детей большой интерес, что в свое время повышало у детей познавательную активность.

Для  работы  над  лэпбуками мы использовали все:  и цветную  бумагу;  как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные  тексты,  графики  и диаграммы. Все, что можно найти дома или в группе использовалось для создания лэпбуков.

       Благодаря этому лэпбук воспринимается дошкольниками как «сокровище», к которому интересно  возвращаться,  перелистывать  и пересматривать  информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Результаты  наблюдения педагогического  процесса  показали,  что  дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес  к  участию  в  совместной  деятельности.  

     Значительно  вырос познавательный  интерес,  любознательность,  самостоятельность  и инициативность  в  решении  поставленных  задач. 

        Изучаемый  материал успешно используется детьми в повседневной жизни. В использовании данной технологии происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

       Данный опыт  может быть использован в полном объеме воспитателями, старшими воспитателями, частично – узкими специалистами ДОУ в процессе организации  проектной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, комплексно  –  тематическом  планировании,  взаимодействии  с  семьями воспитанников.

       В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто технология, помогающая закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

          Таким образом, видим, что Лэпбук – средство актуальное и очень эффективное.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. с. 29–30.
  2.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. с.112
  3.  Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь:Меркурий, 2015. с.144
  4. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность дошкольников/ Д.Б.Годовикова// Вопросы психологии-1984.-№1.-с.34-40.5.
  5. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования.// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — 98 с.
  6. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
  7. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-rodi...

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

PHOTO-2023-02-28-15-22-38PHOTO-2023-02-28-15-23-03PHOTO-2023-02-28-15-23-02Приложение 8


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 13

Динамика развития познавательной активности дошкольников



Предварительный просмотр:

Приложение 10

IMG_20190829_161520IMG_20190829_161512

        

IMG_20190919_102101

IMG_20190919_102318


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»

Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...

Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников.

Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей....

"Лэпбук - как средство познавательного развития младших дошкольников"

laquo;Умейте  открыть перед  ребенком в окружающем  мире что-то одно, но открыть  так,  чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми  красками радуги. Оставляйте...

"Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников"

Познавательное развитие дошкольников – важный компонент успешного развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка  (ФГОС ДО). Для этого в подготовительной группе «...

Современная образовательная технология "«Квест-игра» как средство познавательного развития старших дошкольников"

Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры ж...

Блоки Дьенеша как средство познавательного развития старших дошкольников

В статье из опыта  работы  раскрывается система работы с блоками Дьенеша...