«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»
статья (старшая группа) на тему

Дильмухаметова Альмира Махмудовна

Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников» 

Дильмухаметова Альмира Махмудовна  Детский сад «Боровичок » п.Колтубановский

Ключевые слова:  Опытно–экспериментальная деятельность, детское экспериментирование

Аннотация: Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве в качестве приоритета используется деятельный подход к личности ребёнка.

Дошкольный возраст - очень важный период в жизни человека.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).

          Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеется необходимость в вербальном оформлении деятельности.

       Мы живём в особо значимом для нас местности Бузулукский бор , совместно с нашими партнёрами музеем Национальный парк «Бузулукский бор» ведём совместную работу по развитию экологического сознания детей через развитие интереса к миру природы своего края. В нашем детском саду уделяется особое внимание экспериментированию, как средству развития познавательной активности дошкольников. В своей работе используем различные инновационные методы и приёмы. Экспериментирование, таким образом, носит не формальный, ситуативный характер, а возведено в систему и является основой детского творчества. К сожалению, методические основы процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования недостаточно разработаны. Поэтому педагогам ДОУ пришлось теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность использования экспериментирования для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (на примере занятий по окружающему миру).

Основная цель педагогической идеи стала: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Нами была разработана программа : «Я - исследователь».

Выбор темы программы заключается в активном включении детей в элементарную исследовательскую деятельность, связанную с потребностью в умственных впечатлениях, творческой свободы, созданным природоохранным поведением в природе Оренбургского края.  В программе наряду с традиционными методами, предусмотрено использование элементов ТРИЗ, мнемотехники, проектной деятельности. Отражает современные методологические подходы к организации исследования детей – старших дошкольников, к формированию у них исследовательских умений в процессе экологического воспитания.

Основными  задачами нашей работы является:

Формировать экологическое сознание детей в процессе элементарной    

    опытно-экспериментальной деятельности;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

    проведении опытов и экспериментов;

Активизировать речь и обогащать словарь детей;

Развивать практические умения и навыки экспериментальной деятельности  

   старших дошкольников;

Развивать у дошкольников способностей к исследованиям, видению

    проблем, выдвижению гипотез, постановке вопросов и умение делать  

    самостоятельно простейшие умозаключения;

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательный интерес, познавательно-исследовательскую деятельность; коммуникативные качества ребенка, активность, любознательность и наблюдательность.

Воспитывать эмоционально–положительное, бережное отношение

   природному наследию своего края.

Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Организация образовательного процесса построена на наглядно-образной основе. 

Для достижения поставленной цели были  сформулированы следующие организационные задачи:

Изучить действующие нормативно-правовые документы в сфере дошкольного образования, а также научно-методическую литературу, связанную с проблемой познавательного развития детей.

Систематизировать накопленный материал по познавательному

     развитию детей старшего дошкольного возраста.

Разработать систему  (перспективно-тематический  план)  проектно- исследовательской деятельности детей старшей и подготовительной к школе группы.

Разработать систему  (перспективно-тематический план) взаимосвязи с социальным партнёром музеем «Национальный парк  «Бузулукский бор» .п. Колтубановский деятельности детей старшей и подготовительной к школе группы.

Создать условия для реализации программы путем реконструкции развивающей предметно-пространственной среды.

Приобрести комплекс наглядно-дидактических игр и материалов по познавательному развитию.

Разработать систему мероприятий по повышению педагогической родителей в области познавательного развития детей.

Оформить методическую копилку по познавательно-исследовательской деятельности в помощь коллегам.

        Учитывая интересы родителей, детей, педагогов нами

была разработана развивающая среда. В учреждении во всех возрастных группах созданы «центры экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; мини - лаборатории, в которых проживают игрушки-герои .В центрах размещены приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Разработаны мнемодорожки, мнемотехника, паспорта для фиксации в них результатов своей деятельности.  Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно - экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы.

Чтобы опытно - экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий:  - Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома.  - Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана, ребёнок может в течении всей недели подходить и наблюдать за экспериментами. Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы.  - Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт.  - При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.

        Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:  

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую надо решить  

Предлагает различные варианты ее решения.  

Проверяет эти решения.

Делает выводы.  

       При соблюдении всех этих условий, в старшей и подготовительных группах, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, команде, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам. Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытно - экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики, которая проходит на протяжении всей образовательной деятельности ,фиксируя индивидуальной карте развития ребёнка. По итогам реализации программы формируется портфолио «Юного исследователя» ребенка, где отражаются его достижения в элементарной опытной деятельности старших дошкольников развитии, в экспериментальной исследовательской деятельности. Периодичность занимательных мероприятий старших дошкольников, заложенные в МДОБУ

Мероприятия

Ведущая деятельность

Участники

1

Викторина Дум Думыча «А знаете ли вы..». Посвящение в юные исследователи

исследовательская деятельность

дети старшей группы

2

Изготовление поделки из глины и песка – картины на выбор «Дерзайте - вы талантливы!»

Дизайнерская деятельность:

дети старшей группы

родители

3

Ландшафтное моделирование «Оренбургские степи»

продуктивная деятельность

дети старшей группы, родители

4

Конкурс детско – взрослого творчества «Талисманы Бузулукского бора» - презентация  игрушек, сделанных своими руками из разного материала

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

5

Экскурсия к 350-летней сосне. Акция  «Подарим природе (осенние листья и семена деревьев, сбор природного материала для)вторую жизнь»

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

6

Продуктивная  деятельность: подготовка  фотоматериалов  и создание  альбома «как хлеб к нам приходит»

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

7

Конкурс детско – взрослого творчества:

«Покормите птиц зимой!»  - изготовление кормушек.

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

8

Праздничные мероприятия у елки.

Экологическая акция «Елочка, елочка – живая иголочка»

исследовательская деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

9

Выращивание кристалла в лаборатории Дум Думыча)

исследовательская деятельность

дети старшей группы

10

Детско – взрослый конкурс «Создание книжки – малышки»

исследовательская деятельность

дети старшей группы, родители

11

Вместе с папой «Создание машин  с пультовым управлением» - презентация

продуктивная деятельность

дети старшей группы, родители

12

Акция создание экоплакатов «Очистим наш посёлок от мусора», «Луговое царство»

продуктивная деятельность

дети старшей группы

13

Огород на окне (посадка семян  в разных условиях) с последующей фиксацией и наблюдением результатов опыта

трудовая деятельность

дети старшей группы

14

Родная земля, с днем рождения тебя!

Оформление коллективного  панно

продуктивная деятельность

дети старшей группы

15

Моделируем солнечную систему – презентация детей и родителей

исследовательская деятельность

дети старшей группы, родители

16

Акция  Детско – взрослая «Посади дерево»

познавательная деятельность

дети старшей группы

17

Изготовление Красной книги Оренбургской области (флора и фауна). Презентация. Награждение лучших юных исследователей

продуктивная деятельность

дети старшей группы, родители

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

       Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на неведомых дорожках» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.

Список литературы:

 1. Кончина О. А., Свирская Л. В. 1995 //Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет./ Новгород, - 215 с.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. 2005. Старший дошкольный возраст // Детское экспериментирование/. М.: Педагогическое общество России,.-80 с. 3. Новоселова С. Л. 2001. Игра - экспериментирование как детская самодеятельность // - методический и научно педагогический журнал. - Приложение № 4, С 86-93.

4. Поддьяков А. Н. 1991. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии/ - №4. - с. 29-34. P ow e re d b y  TC P DF  ( ww w .tc pd f. org )



Предварительный просмотр:

«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников» 

Дильмухаметова Альмира Махмудовна  Детский сад «Боровичок » п.Колтубановский

Ключевые слова:  Опытно–экспериментальная деятельность, детское экспериментирование

Аннотация: Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве в качестве приоритета используется деятельный подход к личности ребёнка.

Дошкольный возраст - очень важный период в жизни человека.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).

          Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеется необходимость в вербальном оформлении деятельности.

       Мы живём в особо значимом для нас местности Бузулукский бор , совместно с нашими партнёрами музеем Национальный парк «Бузулукский бор» ведём совместную работу по развитию экологического сознания детей через развитие интереса к миру природы своего края. В нашем детском саду уделяется особое внимание экспериментированию, как средству развития познавательной активности дошкольников. В своей работе используем различные инновационные методы и приёмы. Экспериментирование, таким образом, носит не формальный, ситуативный характер, а возведено в систему и является основой детского творчества. К сожалению, методические основы процесса развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования недостаточно разработаны. Поэтому педагогам ДОУ пришлось теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность использования экспериментирования для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (на примере занятий по окружающему миру).

Основная цель педагогической идеи стала: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Нами была разработана программа : «Я - исследователь».

Выбор темы программы заключается в активном включении детей в элементарную исследовательскую деятельность, связанную с потребностью в умственных впечатлениях, творческой свободы, созданным природоохранным поведением в природе Оренбургского края.  В программе наряду с традиционными методами, предусмотрено использование элементов ТРИЗ, мнемотехники, проектной деятельности. Отражает современные методологические подходы к организации исследования детей – старших дошкольников, к формированию у них исследовательских умений в процессе экологического воспитания.

Основными  задачами нашей работы является:

Формировать экологическое сознание детей в процессе элементарной    

    опытно-экспериментальной деятельности;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

    проведении опытов и экспериментов;

Активизировать речь и обогащать словарь детей;

Развивать практические умения и навыки экспериментальной деятельности  

   старших дошкольников;

Развивать у дошкольников способностей к исследованиям, видению

    проблем, выдвижению гипотез, постановке вопросов и умение делать  

    самостоятельно простейшие умозаключения;

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательный интерес, познавательно-исследовательскую деятельность; коммуникативные качества ребенка, активность, любознательность и наблюдательность.

Воспитывать эмоционально–положительное, бережное отношение

   природному наследию своего края.

Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Организация образовательного процесса построена на наглядно-образной основе. 

Для достижения поставленной цели были  сформулированы следующие организационные задачи:

Изучить действующие нормативно-правовые документы в сфере дошкольного образования, а также научно-методическую литературу, связанную с проблемой познавательного развития детей.

Систематизировать накопленный материал по познавательному

     развитию детей старшего дошкольного возраста.

Разработать систему  (перспективно-тематический  план)  проектно- исследовательской деятельности детей старшей и подготовительной к школе группы.

Разработать систему  (перспективно-тематический план) взаимосвязи с социальным партнёром музеем «Национальный парк  «Бузулукский бор» .п. Колтубановский деятельности детей старшей и подготовительной к школе группы.

Создать условия для реализации программы путем реконструкции развивающей предметно-пространственной среды.

Приобрести комплекс наглядно-дидактических игр и материалов по познавательному развитию.

Разработать систему мероприятий по повышению педагогической родителей в области познавательного развития детей.

Оформить методическую копилку по познавательно-исследовательской деятельности в помощь коллегам.

        Учитывая интересы родителей, детей, педагогов нами

была разработана развивающая среда. В учреждении во всех возрастных группах созданы «центры экспериментирования», в которых на специальных столиках и стеллажах широко представлены материалы различной фактуры, расположенные по различным направлениям: «Бумага», «Вода», «Металл»; мини - лаборатории, в которых проживают игрушки-герои .В центрах размещены приборы: лупы, весы, песочные часы, магниты, компас: разнообразные сосуды и другое оборудование. Разработаны мнемодорожки, мнемотехника, паспорта для фиксации в них результатов своей деятельности.  Помимо стационарных зон есть и подвижные уголки опытно - экспериментальной деятельности, помогающие детям самостоятельно продолжать исследования изучаемой темы.

Чтобы опытно - экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной необходимо выполнение следующих условий:  - Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что педагог определяет текущие дидактические задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям и всесторонне знакомится с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если та ему незнакома.  - Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана, ребёнок может в течении всей недели подходить и наблюдать за экспериментами. Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы.  - Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт.  - При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.

        Таким образом, алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:  

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую надо решить  

Предлагает различные варианты ее решения.  

Проверяет эти решения.

Делает выводы.  

       При соблюдении всех этих условий, в старшей и подготовительных группах, проведение экспериментов становится привычной нормой для наших воспитанников. Важно отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, команде, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам. Необходимо также упомянуть о том, что воспитательные и образовательные задачи лучше всего решать в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Для родителей нами создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. О результативности применения опытно - экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностики, которая проходит на протяжении всей образовательной деятельности ,фиксируя индивидуальной карте развития ребёнка. По итогам реализации программы формируется портфолио «Юного исследователя» ребенка, где отражаются его достижения в элементарной опытной деятельности старших дошкольников развитии, в экспериментальной исследовательской деятельности. Периодичность занимательных мероприятий старших дошкольников, заложенные в МДОБУ

Мероприятия

Ведущая деятельность

Участники

1

Викторина Дум Думыча «А знаете ли вы..». Посвящение в юные исследователи

исследовательская деятельность

дети старшей группы

2

Изготовление поделки из глины и песка – картины на выбор «Дерзайте - вы талантливы!»

Дизайнерская деятельность:

дети старшей группы

родители

3

Ландшафтное моделирование «Оренбургские степи»

продуктивная деятельность

дети старшей группы, родители

4

Конкурс детско – взрослого творчества «Талисманы Бузулукского бора» - презентация  игрушек, сделанных своими руками из разного материала

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

5

Экскурсия к 350-летней сосне. Акция  «Подарим природе (осенние листья и семена деревьев, сбор природного материала для)вторую жизнь»

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

6

Продуктивная  деятельность: подготовка  фотоматериалов  и создание  альбома «как хлеб к нам приходит»

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

7

Конкурс детско – взрослого творчества:

«Покормите птиц зимой!»  - изготовление кормушек.

продуктивная деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

8

Праздничные мероприятия у елки.

Экологическая акция «Елочка, елочка – живая иголочка»

исследовательская деятельность

дети старшей группы

родители

музей «Национальный парк»

«Бузулукский бор»

9

Выращивание кристалла в лаборатории Дум Думыча)

исследовательская деятельность

дети старшей группы

10

Детско – взрослый конкурс «Создание книжки – малышки»

исследовательская деятельность

дети старшей группы, родители

11

Вместе с папой «Создание машин  с пультовым управлением» - презентация

продуктивная деятельность

дети старшей группы, родители

12

Акция создание экоплакатов «Очистим наш посёлок от мусора», «Луговое царство»

продуктивная деятельность

дети старшей группы

13

Огород на окне (посадка семян  в разных условиях) с последующей фиксацией и наблюдением результатов опыта

трудовая деятельность

дети старшей группы

14

Родная земля, с днем рождения тебя!

Оформление коллективного  панно

продуктивная деятельность

дети старшей группы

15

Моделируем солнечную систему – презентация детей и родителей

исследовательская деятельность

дети старшей группы, родители

16

Акция  Детско – взрослая «Посади дерево»

познавательная деятельность

дети старшей группы

17

Изготовление Красной книги Оренбургской области (флора и фауна). Презентация. Награждение лучших юных исследователей

продуктивная деятельность

дети старшей группы, родители

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

       Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на неведомых дорожках» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.

Список литературы:

 1. Кончина О. А., Свирская Л. В. 1995 //Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет./ Новгород, - 215 с.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. 2005. Старший дошкольный возраст // Детское экспериментирование/. М.: Педагогическое общество России,.-80 с. 3. Новоселова С. Л. 2001. Игра - экспериментирование как детская самодеятельность // - методический и научно педагогический журнал. - Приложение № 4, С 86-93.

4. Поддьяков А. Н. 1991. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии/ - №4. - с. 29-34. P ow e re d b y  TC P DF  ( ww w .tc pd f. org )