Музыкально-ритмическая деятельность, как средство межличностного развития старших дошкольников
материал

Семинар для педагогов ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Майдаровская начальная школа – детский сад № 46

141533, Московская обл., г.о. Солнечногорск, пос. Майдарово    тел./факс  8 (496) 263-71-31

e-mail:  KovalchukAG@mosreg.ru 

Выступление на семинаре  для педагогов ДОУ по теме:

«Музыкально-ритмическая деятельность, как средство межличностного развития  старших дошкольников».

Подготовила: муз.руководитель  МБОУ№46

Розанова  Л.В.

                                                   05 февраля  2019 г.

Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения и деятельности. Благодаря общению происходит развитие познавательной сферы человека, формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду. Дошкольное детство представляет наиболее важный период в становлении личности ребенка, в том числе и его коммуникативной сферы. И если к этому времени созданы благоприятные педагогические условия, то уже к 6‐ти годам ребенок может свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в обществе. Многие нормативно‐правовые документы, определяющие образовательную деятельность, затрагивают понятия коммуникации и социализации личности. В основную общеобразовательную программу ФГОС ДО включена такая образовательная область как социально‐ коммуникативное развитие. Однако сегодня психологи и педагоги приходят к выводу, что многие дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обусловлено это тем, что ускорение темпов жизни, всеобщая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным. Кроме того, общество многонационально, а значит, и культура многонациональна. Это естественным образом отражается и на системе дошкольного образования. В одной группе ДОО могут находиться дети, говорящие на разных языках, из семей с разными культурными традициями, что вызывает определенные сложности в межличностном общении. В качестве уникального источника развития сферы общения дошкольников можно рассматривать музыкальное искусство, которое характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия. Доступность в том, что именно в музыкальной деятельности ребенок способен рано себя реализовывать. Ему не нужно для этого иметь набор сверхсложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что музыка – единственное искусство, которое человек начинает воспринимать еще до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей. Согласно концепции деятельности, выдвинутой А.А. Леонтьевым, общение – это «коммуникативная деятельность», т.е. система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи. Следовательно, общение включается в практическую деятельность людей: совместный труд, по‐ знание, игру, музыкальную деятельность. Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности, а кроме того, может сопровождать другие виды деятельности. Таким образом, музыкальная деятельность может являться и условием, и одновременно составной частью коммуникативной деятельности. Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников принадлежит израильским ученым. Они подчеркивают, что и музыкальная, и коммуникативная деятельности состоят из одних и тех же элементов, а ключевым и в музыкальной деятельности, и в общении является умение слушать и слышать. Исследователи выделили пять элементов, которые проявляются и в музыкальной, и в коммуникативной деятельностях.

  • Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная категория заключается в самопознании, определении своего места в группе, становлении позитивного самоощущения и самооценки. Если в коммуникативной деятельности этот результат достигается при помощи специальных техник релаксации, то в музыкальной можно использовать специальные вокальные и дыхательные упражнения, направленные на расслабление и адаптацию дыхания к ритму музыки.
  • Слушание. В музыкальной деятельности эта категория реализуется, когда ребенок, внимательно слушая музыку, может определить ее структуру (части, повторы), стиль музыкального произведения, свойства звучания (громко, тихо, быстро или медленно и т.д.), а также выражать свойства музыки в движении, танцах, пантомиме, в рисунках и графических изображениях. В коммуникативной деятельности это реализуется при слушании другого человека (внимательность, интерес, сопереживание, отклик, рефлексия).
  • Подражание, повторение (музыкальных фраз, стихов, текстов). В музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении мелодических и ритмических рисунков при пении и игре на музыкальных инструментах, при повторении танцевальных движений под музыку, а в межличностном общении – при точном повторении стихов, текстов и действий партнера по общению.
  • Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности взаимодействие партнеров проявляется в игре на музыкальных инструментах, пении или танцах (игры «Вопрос–ответ», «Дополнить музыкальную фразу партнера!»). В общении данная категория проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать свое отношение к ней.
  • Сотрудничество (в музыкальном творчестве или в игре). Проявляется в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми (танцы под музыку, совместное пение или игра на музыкальных инструментах). Сотрудничество в общении происходит в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании. В ходе исследования обнаружилось: дети экспериментальной группы, которые получали свободный доступ к музыкальным инструментам, магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды музыкальной деятельности, показали лучшие результаты в развитии межличностного общения, чем дети контрольной группы, не имевшие таких возможностей.

Общение со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально‐ритмической деятельности реализуется потребность в двигательной активности. Это особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребенка. Еще древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий музыкант и педагог К. Орф был убежден, что музыка для детей неразрывно связана с речью и движением. Отечественные педагоги и музыканты отмечали положительное влияние музыкально‐ритмической деятельности на развитие общения ребенка. Так, А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию разных сторон общения: динамической, эмпатии, позитивного самоощущения. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально‐ритмическая деятельность помогает наиболее эффективному развитию именно невербальной коммуникации детей. Говоря о полноценном развитии личности, подразумевается интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Система музыкально‐ ритмического воспитания, основанная на принципе единства музыки, речи и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем смыслов, движение – необходимое условие для физического развития.

Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально‐ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических условий, которые целесообразно объединить в две группы – обще ‐ педагогические, необходимые для развития общения и межличностного взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально‐педагогические, обусловленные спецификой музыкального искусства. К общепедагогическим условиям относятся:

  1. Условия, ориентированные на психофизиологические, личностные, возрастные особенности ребенка.
  2. Социальное и семейное окружение. Для дошкольника семейное окружение является особенно значимым условием коммуникативного развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми ребенок получает именно в семье.
  3. Следующая группа общепедагогических условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью по развитию общения.
  • Деятельностный подход: общение между педагогом и ребенком, между ребенком и другими детьми осуществляется в совместной игровой, творческой, познавательной деятельности.
  • Организация педагогического взаимодействия как субъект‐субъектных отношений педагога и ребенка.
  • Организация безопасного пространства коммуникации: доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуации успеха, доброжелательность педагога, ослабление регламентированного поведения ребенка. Сфера человеческой коммуникации сложна и разнообразна, включает в себя не только вербальную передачу и получение информации, но и понимание невербального языка, выражаемого в мимике и жестах. Немаловажно и взаимодействие партнеров по общению в какой‐либо деятельности. Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в доступных и интересных формах.

Исходя из этого, к чисто музыкальным условиям можно отнести:

  1. Подбор музыкального материала занятий по принципу единства музыки, речи и движения. Богатый опыт народной педагогики, накопленный веками, содержит в себе немало игр, хороводов, танцев, в которых сочетается пение и движение под музыку. Для развития сферы общения необходимо опираться именно на такие образцы музыкального искусства.
  2. Постоянное обогащение слушательского опыта ребенка. Слушание музыки предваряет различные виды музыкально‐исполнительской и творческой деятельности, в которых происходит общение между детьми. Обладая высокой степенью эмоциональности, способностью передавать различные оттенки чувств и настроений, музыкальное искусство обогащает эмоции ребенка. Развивая умение воспринимать музыкальное произведение, углубляя это восприятие с помощью пластической проработки музыкального материала, у детей формируется умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнером в общении.
  3. Развитие элементарных танцевальных навыков. Навык – это действие, доведенное до автоматизма. Посредством таких навыков ребенок способен осуществлять различные виды музыкальной деятельности, общаясь с другими людьми. Развивая музыкально‐ритмические навыки, мы расширяем возможности общения детей в совместной танцевально‐исполнительской деятельности, формируем культуру общения. Кроме того, дошкольники осваивают навыки как вербальной, так и невербальной коммуникации, учатся выражать эмоции и настроение с помощью жестов и мимики, распознавать эмоциональные состояния партнеров по общению.
  4. Творческая направленность музыкальных занятий. Постоянное включение в музыкальную деятельность импровизационно‐игровых моментов и системы творческих заданий. Это позволяет создать на музыкальных занятиях атмосферу доверия и ситуацию успеха, что, в свою очередь, помогает ребенку раскрепоститься, осознать свою индивидуальность, значимость в детском коллективе, получать положительные эмоции. Творчество предполагает отказ от авторитарности, регламентации, принуждения и тотального контроля над детской деятельностью. Творчество исходит от детей, принося радость им и окружающим. Таким образом, творческие и импровизационно‐игровые задания на музыкальных занятиях способствуют повышению качества общения в детском коллективе. Итак, музыкально‐ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально‐ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.  

Источник:

журнал "Дошкольное воспитание" 2016/11/3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников

«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...

Презентация "Театрализованная деятельность как средство гармоничного развития дошкольника"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ. В ней рассказывается о том, как важен такой вид работы с дошкольниками как театрализованная деятельность, как всесторонне театрализованная деятельность раз...

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...

Музыкально-ритмические игры и их роль в развитии дошкольника

Игра-одно из универсальных средств в деле становления и активного обогащения личности....

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...

Музыкально-ритмические движения как способ развития творческих способностей дошкольников.

Как музыкально-ритмические движения влияют на развитие творческих способностей у дошкольников....