Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Медведева Татьяна Александровна

МАСТЕР-КЛАСС

Цель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Продемонстрировать коллегам различные методы и приёмы использования технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Презентация к выступлению

https://cloud.mail.ru/public/5Zov/paxgoEkWy

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_master_-_klass.docx30.8 КБ
Файл prakticheskiy_material_kartoteka_igr.docx41.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г. ВОЛГОДОНСКА

Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей города Волгодонска

Тема: «Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дата проведения:

21.10.2021г. МБДОУ ДС «Улыбка» г. Волгодонска

Форма проведения:

Мастер - класс

Докладчик:

Медведева Татьяна Александровна,

музыкальный руководитель,

высшей квалификационной категории

Волгодонск, 2021 г.

Цель мастер-класса: 

обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  1. Продемонстрировать коллегам различные методы и приемы использования технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
  2. Прокомментировать эффективность применения методов и приемов;
  3. Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса;
  4. Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих технологии музыкально-ритмического воспитания, в работе с детьми, имеющие тяжелое нарушение речи, для формирования коммуникативных навыков и развитию эмоционально-волевой сферы.

Слайд 1

    Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада, видеть вас на своем мастер – классе по теме: «Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Слайд 2-6

      На сегодняшний день полноценное развитие личности ее успешная социализация в современном обществе, во многом зависит от умения общаться с другими людьми.

       В работах Н.А. Горловой, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна и др. отмечается снижение коммуникативной активности современных детей, замена реального общения «экранными развлечениями», отставание в развитии речи. Так, Д.И. Фельдштейн уточняет, что неблагоприятной тенденцией в современном информационном обществе выступает обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, низкий уровень коммуникативной компетентности, замена непосредственного общения опосредованным, экранная зависимость.

        В связи с этим возникает проблема речевого развития детей дошкольного возраста, и на сегодняшний день становится очень актуальной, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями с каждым годом растет.

       Важное значение в специальной педагогике придается использованию музыки в коррекционно-развивающей работе, включая формирование у детей с нарушениями развития речи музыкальных способностей.

      Во-первых, опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности обуславливает развитие психических процессов, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер, что в целом, способствует становлению личности ребенка.

       Во – вторых, это усвоение ребенком определенного опыта того общества, в котором он растет.

       В – третьих, музыкально-ритмическая деятельность имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях, называемых логоритмикой. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

        Кроме того, в качестве уникального источника развития коммуникативной сферы детей можно рассматривать музыкальное искусство. Н.А. Ветлугина, говорит, что музыка как вид искусства, «способна объединить людей в едином переживании и стать средством общения между ними».

       Замечательное высказывание А. И. Бурениной, автора оригинальной программы музыкально-ритмического воспитания детей, подчёркивает значимость природного детского воображения: «Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребёнка».

Слайд 7-10

Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников сделали израильские ученые. Они подчеркивают, что и музыкальная и коммуникативная деятельность, состоят из одних и тех же элементов. Кроме того, ключевой элемент и в музыкальной деятельности и в общении составляет умение «слушать». Исследователи выделили пять следующих элементов, которые проявляются и в музыкальной и в коммуникативной деятельностях:

1.Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении).

2.Слушание (музыки или других).

3.Подражание, повторение (музыкальных фраз или стихов и текстов).

4.Диалог (музыкальный или вербальный).

5.Сотрудничество (в музыкальном творчестве или в игре).

      Общение со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально-ритмической деятельности реализуется необходимая для ребенка потребность в двигательной активности.

      Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, смею утверждать, что проблемы их развития успешно могут решаться на музыкальных и музыкально-ритмических занятиях. Ведь универсальный характер чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи обеспечивает развитие музыкально-ритмических способностей, повышает эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

Слайд 11-14

Направления работы по развитию общения детей на музыкально-ритмических занятиях можно условно объединить в три группы:

  • «Я сам» - это направление связанно с формированием у ребенка стремления к общению, что, в свою очередь, невозможно без позитивного самоощущения, уверенности в себе.
  • «Я и другой человек» - это направление связано с развитием умения выстраивать конструктивный диалог в общении, основанный на уважении к собеседнику, к его интересам, мнению, убеждениям.
  • «Я и другие» - направление связано с формированием умения осуществлять деятельность в группе в тесном сотрудничестве между ее членами.

         Исходя из личных наблюдений, я пришла к выводу, что развивать ритмическое чувство у детей с ТНР наиболее эффективно через систему музыкально-коррекционного воздействия с помощью музыкально-ритмических движений, как наиболее естественного и любимого дошкольниками вида деятельности.

Таким образом, реализация системы музыкально-ритмического воспитания в дошкольном учреждении способствует развитию коммуникативной деятельности: быстрой адаптации в детском коллективе, позитивному самоощущению, умению выстраивать конструктивное диалогическое общение, стимулирует развитие сотрудничества в детском коллективе.

Слайд 15

Практическая демонстрация педагогического опыта.

Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм, т.к.  комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре. И сейчас я хочу вам представить несколько игр и танцев.

Слайд 16

Игры-приветствия и игры с именами

Приглашаю Вас в путешествие по необычной музыкально – ритмической стране. На чем можно добраться? А поедем мы на поезде (игра «ВСТРЕЧНЫЕ ПОЕЗДА» (1 вариант).

Многолетняя практика показывает, какое восхищение и удивление всегда вызывает эта незамысловатая игра. А ведь здесь кроется какая – то тайна…

(ВИДЕО песенки-приветствие «Здравствуй, друг!»)

https://cloud.mail.ru/public/st5m/UhhNSd2kK 

Слайд 17-18

Пальчиковые игры 

Долго нам придется ехать… Чем заняться в пути? … ну, конечно, поиграть! Бегать нельзя, прыгать тоже… А не поиграть ли нам с пальчиками… (игра «СМЕШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»).

Исполнение песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

(ВИДЕО потешки «Бай-качи…», рус.н.п.)

https://cloud.mail.ru/public/enUL/7zCff664m 

Слайд 19

Посмотрите по сторонам… Вы обратили внимание, что все пассажиры увлеклись нашей игрой…, позовём их играть вместе… (игра «ПОЙМАЙ РИТМ»).

Как вы думаете, уважаемые коллеги, как музыкально – ритмические игры развивают детей? Правильно. Эти игры помогают в работе с детьми, разнообразят музыкальные занятия, приобщают детей к миру музыки.

Слайд 20

Коммуникативные танцы- игры

И вот остановка на станции «Коммуникативная». Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Устали ехать… предлагаю на этой станции себе найти хороших, крепких, надежных друзей (игра «ПОБЕЖАЛИ» аудио https://cloud.mail.ru/public/nHTu/LHAFR2zuz 

(ВИДЕО танца «Поссорились-помирились»)

https://cloud.mail.ru/public/WzDV/G8p2Djw9P 

Слайд 21

Музыкальные игры с пением

Продолжаем наше путешествие. С песней ехать веселее (игра «БИМ-БАМ-БОМ»). Эти игры развивают эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

(игра «БИМ-БАМ-БОМ», аудио https://cloud.mail.ru/public/r8FL/USztmZqbD)

(ВИДЕО песни «Весёлая песенка» с использованием творческих импровизаций)

https://cloud.mail.ru/public/FuQg/Qyxysguas 

Слад 22

Вот такое удивительное у нас было путешествие по музыкально – ритмической стране.

Большое значение для развития музыкально-ритмических способностей у детей с ТНР имеет, по моему убеждению, качественный подход к выбору музыкального репертуара и отвечать следующим требованиям:

  • Соответствовать возрастным особенностям.
  • Быть небольшим по объёму (протяжённостью 1,5-3 минуты).
  • Темп исполнения должен быть умеренно-быстрый или умеренно-медленный.
  • Обладать чёткой и ясной ритмической структурой.

Слайд 23

Уважаемые участники мастер - класса! 

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях способностях.

Рефлексия.

Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие в нашем мастер-классе и выразить надежду, что данное мероприятие помогло нам ближе узнать друг друга, подружиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию с нашими детьми в совместной деятельности.

Литература:

  1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (под ред. Голубевой Э. А., Гусевой Е. П., Кольцовой В. А. и др.). М.: Наука, 2003. – 379 с.
  2. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М.: Педагогика, 1976. – 256 с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1981 – 240 c.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  5. Алексеева Л.Л. Современное содержание образования предметной области. «Искусство» в начальной школе (на примере предмета «Музыка») // Гуманитарное образование. Международный альманах. Том 2. № 4. С. 501-508.
  6. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А. В. Запорожца и М.И. Лисиной, М.: «Педагогика», 1974 –288 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Российская газета - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272 .
  9. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников.  М.: УчПедГиз, 1958. – 341 с.
  10. Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.  М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198с.
  11. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольников// Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сб/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2004, с 3-15.
  12. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учебное пособие.  СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.- 36 с.
  13. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. СПб. Композитор. 2005. – 76 с.
  14. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. Педагогика, 1988. 173с
  15. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. //Журнал Музыкальный руководитель. – 2005. – №2. – с.35 – 37. 
  16. Мочалова, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев / Т. А. Мочалова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 6-8.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕКИЙ МАТЕРИАЛ

ИГРЫ-ПРИВЕТСТВИЯ И ИГРЫ С ИМЕНАМИ

Цель: Создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

Правила игры:

Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев…). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять, друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.

«Здравствуйте». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами...

«Ой, здравствуйте!». Гуляют свободно по залу, по сигналу ведущего или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом.

 «Иностранцы». Придумывают свои собственные приветствия "иностранные", "инопланетные".

 «Хоровод»

По кругу идут друг за другом, напевая слова: «Мы заводим, мы заводим, мы заводим хоровод...» (р.н.п. "Ах, вы, сени").  Затем поворачиваются друг к другу и поют: "Здравствуй!", выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, кулачком, тыльной стороной ладони... Ведущий поет: "Здра-а-авствуй", затягивая ударный слог или пропевая его быстро. Дети должны прореагировать на их окончание звучания.

«ВСТРЕЧНЫЕ ПОЕЗДА» (1 вариант)

Игра проводится в двух концентрических кругах.  Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку.  По окончании музыки «выглядывают в окошко» («окно» образуется соединением рук), приветствуют пассажиров   встречного   поезда (здесь уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»).   Можно помахать шляпой, послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость.  Затем участники игры должны придумать свои варианты приветствий.  Чтобы в парах «встречались» разные дети, нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны «соединены» каким-нибудь необычным способом, например, легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т.п.  

«Поезд» (2 вариант). Под сюжетную музыку, н-р: "Голубой вагон" В. Шаинского, два "состава" двигаются по двум направлениям. Сделав круг, дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием: "Приветная", "Поклонная", "Сними шляпу"... Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются, машут руками...

«Встреча»

Парами дети встают по кругу, образуя два концентрических круга. Под любую русскую народную музыку идут хороводным шагом в противоположных направлениях.  На окончании музыкальной фразы здороваются (вариант приветствия выбирают сами) с тем, кто остановился, напротив. Для того, чтобы пары менялись, можно предложить игровой вариант: внимательно слушать музыку, она может внезапно остановиться и нужно прореагировать.

«Музыкальные приветы»  

Дети пропевают свои приветствия по одному, пропевают и дополняют их звуковыми жестами, пропевают и ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.

«Настроение»

Дети здороваются в различных настроениях...

«Кто поздоровался?»

Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: "Здравствуй, Ваня!". Водящий подходит к тому, кто, по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.

«На дорожке приветствий» 

Дети идут друг за другом и «цепочкой» называют, не повторяясь, слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом...

«Комплимент»

Цель: способствовать повышению уверенности в себе.

  • Дети передают мяч по кругу и говорят друг другу комплименты – приятные, ласковые слова, которые хотелось бы сказать этому человеку.
  • Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

«Способы приветствий»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Необходимо поприветствовать друг друга разными способами: поклоном (как японцы), пожать руку (как деловые партнеры), хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены), соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры), прислониться щекой к щеке (как родственники).

МАССАЖ, САМОМАССАЖ ТЕЛА

«ХОРОШИЕ И ПРИГОЖИЕ»

аудио https://cloud.mail.ru/public/rCDQ/mhQyN2z6J 

Цель: Закрепление умения осуществлять тактильные контакты доброжелательно; воспитание уважительного отношения друг к другу, умение выполнять движения в паре нежно, ласково, доверительно.

Дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу.

Ушко, ушко как дела? (дети поют, трогая друг друга за ушко)

Туки та туки та (стучат кулачок о кулачок)

Носик, носик ты хорош? (трогают друг друга за носик)

Туви тошь, туви тошь (хлопают по коленям ладошами)

Ребята мы хорошие, славные пригожие (гладят друг друга по голове)

На проигрыш дети внешнего круга переходят к следующему партнеру и кружатся «лодочкой».

 «СМЕШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Цель: Развитие интеллектуальных функций, двигательной памяти, коммуникативных навыков и тактильного восприятия.

(дети становятся парами, лицом друг к другу)

Бежали мимо речки смешные человечки –  (пальчики бегут по «дорожкам», рукам детей, стоящих напротив друг друга)

Прыгали – скакали –                 (пальчиками прыгают по «дорожке» - рукам)

Солнышко встречали.                  (ласково погладить двумя ладошками щечки друга)

Забрались на мостик              (сложить мостик из рук)

И забили гвоздик                    (постучать кулачком одной руки по руке товарища)

Потом – бултых в речку –         (наклониться и свободно покачать руками)

Где же человечки?                 (спрятать пальчики под мышки

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: Развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши. Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

«КУБИК – ОРКЕСТР»

Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать

На чем теперь тебе играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты.

Затем все вместе играют в «оркестр».

Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

ИГРА «ПОВТОРИ РИТМ»

аудио https://cloud.mail.ru/public/uqTG/St1eyuxv5 

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Двое детей стоят в центре круга, взявшись за руки. С началом песни (муз. Е. Железновой «Паучок») двигаются хороводом (двое детей, стоящих в центре –противоходом).

Катя, Саша, в круг вставайте, вместе с нами поиграйте,        

Ведь в кругу среди друзей всем ребятам веселей.

С окончанием куплета все останавливаются. Двое детей, стоящих в центре, встают спинами друг к другу. Дети, стоя в кругу, поют.

Катя, Катя, раз, два, три, ты в ладоши постучи,

А ты, Саша, раз, два, три, вслед за Катей повтори.

По окончании пения один из стоящих в центре прохлопывает ритм в ладоши, а второй повторяет.

ПОЙМАЙ РИТМ!  

Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить (например). По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.

Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши

Варианты игры: 

  • Можно отстукивать ритм на разных частях тела.
  • Ритм можно сопровождать словами. Например, «Да-вид Холл», «Тень-потетень», «Суп с лапшой». Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим.
  • Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись. Можно использовать такие инструменты, как бубны.
  • Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо). 
  • Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.
  • Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.

ИГРЫ С ПЕНИЕМ И ХОРОВОДЫ

«ТЕНЬ-ТЕНЬ»

Варианты игры:

Эту песню все знают хорошо. Для более совершенного развития ритмического чувства можно использовать следующие задания в игровой форме:

  • песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста;
  • дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок;
  • пение по ролям: взрослый - автор, а дети – герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза); каждый ребенок прохлопывает свою роль;
  • пение по ролям, но роль исполняют ладошками; детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него»;
  • вся песня от начала до конца поется ладошками.
  • когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.

Слушай, слушай, различай, звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай – это очень, очень важно!

1-4 строчки ||II| IIIIII| IIIIII| IIIIII|

5-6 строчки IIIIII| IIIIII|

7-8 строчки IIIIII| IIIIII|

9-10 строчки II| II| IIIIII|

11-12 строчки IIIIII| IIIIII|

13-14 строчки II| II| II| II|

15-16 строчки IIIIII| IIIIII|

Музыкальная игра-хоровод «ГРИБНИКИ И ГРИБОЧКИ»

аудио https://cloud.mail.ru/public/zps7/x3d3wLmFS 

Автор слов и музыки Н. Глебова

Исходное положение: Девочки – грибочки стоят в кругу, мальчики – грибники стоят в колонной, в стороне от девочек.

  1. Куплет                Мы грибочки, мы грибочки дружно встали на пенечке.

Спрятаться нам нужно, сядем в травку дружно.

(Девочки шагают по кругу друг за другом, ручки на юбочке. В конце куплета присаживаются ближе друг к другу)

2. Куплет                Грибники мы, грибники. Ох, корзины велики.

Попадется гриб на ножке, мы кладем его в лукошко.

(Выходят мальчики грибники и двигаются по кругу вокруг девочек. Под конец куплета мальчики соединяют руки)

Проигрыш: (Мальчики стоят во внешнем кругу, а девочки во внутреннем. Мальчики то опускают, то подымают сцепленные руки. Девочки пытаются выбежать из круга – «лукошка», а мальчики пытаются их поймать). Затем танец- игра начинается сначала, только теперь мальчики – грибочки, а девочки – грибники.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ-ТАНЦЫ

«ПОБЕЖАЛИ»

аудио https://cloud.mail.ru/public/nHTu/LHAFR2zuz 

Цель:

Дети стоят по кругу парами.

Побежали, побежали парами скорей,        Бегут по кругу на носочка и к концу фразы

останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу

И друг другу погрозили, ссориться не смей.        Пальчиком правой руки грозят друг другу

Хлопнули в ладоши                                        Один хлопок в ладоши друг с другом

и крепко обнялись.                                        «Обнялись»

Пару поменяли и за руки взялись.                        Дети внешнего круга перебегают к

следующему ребенку

«ДРУЖНЫЙ ТАНЕЦ»

аудио https://cloud.mail.ru/public/wu59/eTtKZv9uN 

1-й куплет

Встанем друг напротив дружки

Встанем в пары и потом,

Обойдем-ка мы друг дружку                (Обходим на носочках друг друга по принципу «До-за-до»)

Мелким маленьким шажком.        

2-й куплет

Мы присядем и привстанем,                (Дети выполняют пружинку)

Повторим еще разок.

Ножку ставим мы на пятку,                (Выносим поочередно правую, а затем левую ножку на пятку)

А потом – и на носок.                        (Выносим поочередно правую, а затем левую ножку на носок)

3-й куплет

Мы попрыгаем все вместе,                (Взявшись за руки, дети прыгают на носочках в паре)

Мы не станем здесь скучать.

И покружимся на месте,                (Дети рассоединяют руки и кружатся вокруг себя на носочках)

Будем танец танцевать.

4- й куплет

Вот мы топнем одной ножкой: топ-топ –топ, топ-топ –топ,                (Топают правой ножкой)

А теперь другою ножкой: топ-топ –топ, топ-топ – топ.                (Топают левой ножкой)

5-й куплет

А теперь пойдем в центр круга, будем хлопать веселей.        (Дети стают в один круг, берутся за руки и идут в круг)

И бегом на свое место по-ско-рей….                (Дети возвращаются на свои места)

ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Цель: Воспитание чувства ответственности и ощущение собственной значимости, коррекция эмоционально-волевой сферы, соблюдение ритмического, темпового и динамического ансамбля; формирование умения как контролировать себя, так и прислушиваться к игре других.

  • «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).
  • «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).
  • «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
  • «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».
  • «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).
  • «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

Танцевальные игры

«ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД»

Цель: Экспериментирование с движением для осознания своего танцевально-экспрессивного стереотипа, а также ощущения себя в роли ведущего.

Участники строятся колонной и двигаются «змейкой». Стоящий во главе ведущий показывает какое-то движение, остальные повторяю. Затем ведущий уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает во главе колонны. При этом никто не должен повторяться в движениях, придумать свой вариант. Если при этом возникает затруднение, на помощь приходит педагог.

«ИЩЕМ ДРУГ ДРУГА»

Цель: Формирование взаимного принятия друг друга и вхождение в контакт, развитие чувства быстрой реакции.

Под музыку дети хаотично двигаются по залу, приветствуя всех мимо проходящих участников группы кивком головы. Музыка резко прерывается – каждый ребенок должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (5-7 раз)

«ТАНЕЦ ШЛЯПЫ»

Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.

Важно: Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа. Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.

Ритмическая игра с орехами «ВЗЯЛ-ОТДАЛ»

Воспитатели сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед воспитателем на ковре. (Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

1 ФРАЗА:

1 орех кладется на левую руку, его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/

В проигрыше берут 2-ой орех.

2 ФРАЗА:

отстукивают ритм ||III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз-два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА:

повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Консультация для родителей «Игра, как способ развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Основным направлением коррекционно-образовательной деятельности является формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Процесс формиров...