Проект «Русская народная сказка в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая, подготовительная группа)

Щербатых Т. Г.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

 Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

 Родину свою познают!

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, родители, воспитатели, .

Срок реализации: 2 недели.

 Тип проекта : познавательный, художественно-эстетический.

Актуальность темы. Издавна, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Народ создал чудесные сказки, частушки, загадки, поговорки. Русский народный фольклор актуален и в наши дни. Сказка входит в жизнь ребенка с самых первых дней жизни, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – это незримый проводник культуры в сердце ребёнка. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героизм- это примеры настоящего поведения человека. Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от злости, эгоизма, нечестных поступков, народ красочно рисовал в сказках борьбу зла с силами добра, где добро всегда побеждает зло. Сказка рассказывает нам об очень важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, не верить злу, разоблачать хитрецов и лгунов. Она утверждает нравственные принципы жизни: честность, смелость, патриотизм. Сказка знакомит с народными устоями, бытом и укладом жизни. Она проектирует жизненные стремления народа, передает его помыслы. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с литературой и с окружающим миром в целом. Из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Русская народная сказка является не только средством нравственного и эстетического воспитания, но и влияет на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, богатство юмором, образными выражениями, метафорами. Однако сказка – это не только развлечение, но и познавательная деятельность. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, понять её колорит и исключительность. Проблема. К сожалению, сегодня, наши дети воспитываются не на добрых, умных сказках, а на современных, не всегда хороших мультфильмах. У многих родителей нет времени почитать книгу с ребенком. Проведя опрос родителей и  детей в нашей группы, мы поняли, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Так как сказка представляет собой одно из самых проверенных средств нравственного и эстетического воспитания, а также формирует поведение будущего члена современного общества, мы решили реализовать данный проект в группе.

Цель: Формировать у детей стойкий интерес и любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи: • Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, опираясь на сказки.

• Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа.

 • Пополнять и активизировать словарный запас у детей, формировать грамматический строй речи

• Закреплять стойкий интерес к русским народным сказкам.

Для родителей: • Закреплять и применять знания, полученные ребёнком в детском саду;

• Развивать желание у родителей делать совместные творческие работы, активно участвовать в проектной жизни группы.

Для педагогов: • Формировать творческие способности у ребенка; • Приобщить родителей к совместной работе с ДОУ, с целью развития и воспитания нравственных качеств у детей.

 Ожидаемые результаты: 1. Дети будут иметь более расширенное представление о колорите, характерных особенностях русской народной культуры.

2. Повышение интереса и активности родителей в сотрудничестве с ДОУ. Формы работы: Беседы, чтение сказок, инсценировка сказок, презентации, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей, выставки совместных семейных работ по теме проекта, просмотр мультфильмов. ЭТАПЫ ПРОЕКТА Подготовительный этап: - изучение познавательной и методической литературы по данной теме. - подготовили подборку литературы для детей. Консультации для родителей: «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки» Чтение русских народных сказок. Изучение методической литературы Обогащение развивающей среды : – русские народные сказки, иллюстрированные разными художниками; альбом, открытки с изображением героев сказок по мере прочтения сказки; – дидактические и настольно-печатные игры по теме; изготовление театров (настольный, на ложках, перчаточный, пальчиковый); – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, иллюстрации по русским народным сказкам; Создание картотеки игр: Русские народные игры : «Теремок», «Руковичка», «У медведя во бору», «Гусилебеди», «Колобок», «Курочка -Ряба», «Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка». Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Узнай по описанию», «Путаница». Загадки о сказках. Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок. Физкультминутки по русским народным сказкам. Выставка русских народных сказок для дошкольного возраста для мини-библиотеки. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Бычок- смоляной бочок», «Три медведя». Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. Основной этап: Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «Любимый сказочный герой» Художественно-эстетическое развитие: - рисование по русской народной сказки «Гуси лебеди»; - лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»; Познавательное развитие: «Русские народные сказки из волшебного сундучка». Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» Пересказ сказки «Три медведя» «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).

 - Создание картотеки пальчиковых игр. Картотека пальчиковых игр на основе сказки. Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры, детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия: «Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

 «Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням. «Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы; «Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

 «Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу; «Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими; «Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;

 «Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

 «Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);

 «Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

 «Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;

«Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

 «Репка» В огороде дедка репку посадил И водой из лейки, репку он полил («Колечки») Расти, расти репка, и сладка, и крепка. Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки») Выросла репка всем на удивление («Колечки») Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики») Выросла репка и, и сладка, и крепка. Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Теремок» В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер») Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй») Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой, Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки») Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево), Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики») Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны) А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй») В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки») - Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.(«Веер»).

 «Про курочку Рябу» Курочка Ряба, бабе и деду Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки») Били яичко и баба, и дед Но не смогли разбить на обед. («Молоточки») Мышка-норушка мимо бежала («Волны») Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики») Плакали горько баба и дед («Колечки») Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики») С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки») Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Завершающий этап: - Презентация результатов проекта - - Выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Любимый сказочный герой»;

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ: 1. Консультации «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 2. Опрос родителей.

 Оформление выставки: «Любимый сказочный герой» (рисунки). СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ: 1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома. 2. Создание творческих работ (совместные поделки, рисунки). ИТОГ: приобретение детьми опыта собственной творческой деятельности, развитие у детей познавательных интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения, мышления, фантазии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_narodnaya_skazka.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская народная сказка в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, родители, воспитатели, .

Срок реализации: 2 недели.

Тип проекта : познавательный, художественно-эстетический.

Актуальность темы. Издавна, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Народ создал чудесные сказки, частушки, загадки, поговорки. Русский народный фольклор актуален и в наши дни. Сказка входит в жизнь ребенка с самых первых дней жизни, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – это незримый проводник культуры в сердце ребёнка. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героизм- это примеры настоящего поведения человека. Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от злости, эгоизма, нечестных поступков, народ красочно рисовал в сказках борьбу зла с силами добра, где добро всегда побеждает зло. Сказка рассказывает нам об очень важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, не верить злу, разоблачать хитрецов и лгунов. Она утверждает нравственные принципы жизни: честность, смелость, патриотизм. Сказка знакомит с народными устоями, бытом и укладом жизни. Она проектирует жизненные стремления народа, передает его помыслы. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с литературой и с окружающим миром в целом. Из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Русская народная сказка является не только средством нравственного и эстетического воспитания, но и влияет на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, богатство юмором, образными выражениями, метафорами. Однако сказка – это не только развлечение, но и познавательная деятельность. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, понять её колорит и исключительность. Проблема. К сожалению, сегодня, наши дети воспитываются не на добрых, умных сказках, а на современных, не всегда хороших мультфильмах. У многих родителей нет времени почитать книгу с ребенком. Проведя опрос родителей и детей в нашей группы, мы поняли, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Так как сказка представляет собой одно из самых проверенных средств нравственного и эстетического воспитания, а также формирует поведение будущего члена современного общества, мы решили реализовать данный проект в группе.

Цель: Формировать у детей стойкий интерес и любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи: • Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, опираясь на сказки.

• Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа.

• Пополнять и активизировать словарный запас у детей, формировать грамматический строй речи

• Закреплять стойкий интерес к русским народным сказкам.

Для родителей: • Закреплять и применять знания, полученные ребёнком в детском саду;

• Развивать желание у родителей делать совместные творческие работы, активно участвовать в проектной жизни группы.

Для педагогов: • Формировать творческие способности у ребенка; • Приобщить родителей к совместной работе с ДОУ, с целью развития и воспитания нравственных качеств у детей.

Ожидаемые результаты: 1. Дети будут иметь более расширенное представление о колорите, характерных особенностях русской народной культуры.

2. Повышение интереса и активности родителей в сотрудничестве с ДОУ. Формы работы: Беседы, чтение сказок, инсценировка сказок, презентации, продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ детей, выставки совместных семейных работ по теме проекта, просмотр мультфильмов. ЭТАПЫ ПРОЕКТА Подготовительный этап: - изучение познавательной и методической литературы по данной теме. - подготовили подборку литературы для детей. Консультации для родителей: «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки» Чтение русских народных сказок. Изучение методической литературы Обогащение развивающей среды : – русские народные сказки, иллюстрированные разными художниками; альбом, открытки с изображением героев сказок по мере прочтения сказки; – дидактические и настольно-печатные игры по теме; изготовление театров (настольный, на ложках, перчаточный, пальчиковый); – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, иллюстрации по русским народным сказкам; Создание картотеки игр: Русские народные игры : «Теремок», «Руковичка», «У медведя во бору», «Гусилебеди», «Колобок», «Курочка -Ряба», «Хаврошечка», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка». Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Узнай по описанию», «Путаница». Загадки о сказках. Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок. Физкультминутки по русским народным сказкам. Выставка русских народных сказок для дошкольного возраста для мини-библиотеки. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Бычок- смоляной бочок», «Три медведя». Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. Основной этап: Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «Любимый сказочный герой» Художественно-эстетическое развитие: - рисование по русской народной сказки «Гуси лебеди»; - лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»; Познавательное развитие: «Русские народные сказки из волшебного сундучка». Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» Пересказ сказки «Три медведя» «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).

- Создание картотеки пальчиковых игр. Картотека пальчиковых игр на основе сказки. Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры, детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия: «Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням. «Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы; «Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу; «Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими; «Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения;

«Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

«Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);

«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

«Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;

«Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

«Репка» В огороде дедка репку посадил И водой из лейки, репку он полил («Колечки») Расти, расти репка, и сладка, и крепка. Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки») Выросла репка всем на удивление («Колечки») Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики») Выросла репка и, и сладка, и крепка. Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

«Теремок» В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер») Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй») Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой, Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки») Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево), Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики») Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны) А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй») В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки») - Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.(«Веер»).

«Про курочку Рябу» Курочка Ряба, бабе и деду Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки») Били яичко и баба, и дед Но не смогли разбить на обед. («Молоточки») Мышка-норушка мимо бежала («Волны») Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики») Плакали горько баба и дед («Колечки») Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики») С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки») Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Завершающий этап: - Презентация результатов проекта - - Выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Любимый сказочный герой»;

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ: 1. Консультации «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 2. Опрос родителей.

Оформление выставки: «Любимый сказочный герой» (рисунки). СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ: 1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома. 2. Создание творческих работ (совместные поделки, рисунки). ИТОГ: приобретение детьми опыта собственной творческой деятельности, развитие у детей познавательных интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения, мышления, фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к миниму...

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, ...

СТАТЬЯ "Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. ...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Средств для формирования у дошкольников духовно-нравственных принципов множество. Имея опыт работы с детьми дошкольного возраста, считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания...