Картотека дидактических игр. Ранний возраст.
картотека (младшая группа)

Клушкина Полина Сергеевна

Дидактические игры в раннем возрасте — это специально созданные игры, которые выполняют определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. Такие игры способствуют развитию сенсорных способностей, математических представлений, речи и ознакомлению с миром природы. Далее мной представлена картотека дидактических игр для раннего возраста:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_di_ranniy_vozrast.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Название дидактической игры

Цель

Материалы

Ход  игры

1

«Кто пришёл?»

Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Карточка с изображением животных, ширма.

Дети сидят полукругом , в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

2

«Грибочки по местам»

Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

Небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

3

«Найди детёныша»

Учить находить детенышей домашних животных.

Два вида картинок: мамы и их детеныши.

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова «мууу», кошечка «мяу» и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

4

«Поможем кукле Кате одеться на прогулку»

Учить детей запоминать название одежды, обуви,  последовательность одевания на прогулку.

Кукла с комплектом одежды.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору  предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

5

«Подбери по цвету»

Закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.

У каждого ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.

Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

6

«Составь картинку»

Учить детей составлять картинку целого предмета из двух -четырёх частей.

Разрезанные картинки предметные, образцы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую.  – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и  т.п.

7

«Прищепки в корзине»

Развивать мелкую моторику пальцев; Развивать умение снимать и надевать прищепки.

Маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).

Входит зайчик. «Ребята, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс». Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит:

Зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

8

«Шнуровка»

Развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.

Картонная карточка(можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, ребята, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения предложить вышивание крест-накрест.

9

«Шарик в ложке»

Совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

Ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: Посмотрите, ребята, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела? Косточку положу в стаканчик.

Ребята давайте всех куколок накормим вишенками (дети кормят кукол).

10

«Собери цветок»

Закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка;

Развивать мелкую моторику пальцев.

Цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

Ребята, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).

11

«Соберем пирамидку»

Упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Пирамидки из пяти колец

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.

12

«Разложи-ка кубики»

Учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Большие и маленькие кубики  красного цвета.

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

13

«Подбери блюдца к чашкам»

Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.

Чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

14

«Узнай и назови»

Знакомить детей с круглой формой предмета.

Помидор, яблоко, апельсин.

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

15

«Найди свой домик»

Учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

Игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

16

«Что звучит?»

Совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.

Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.  

17

«Разноцветные бусы»

Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и

другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).

18

«У кого какое платье»

Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

группировать оттенки одного цветового тона.

Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в

платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты.)

Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.

Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их.

Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

19

«Курочка и цыплята»

Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого

цвета и один белого.

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом

за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

21

«Угостим медведя ягодой»

Учить детей выбирать предметы данного цвета

из нескольких предложенных;

Развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям тоже

собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №142»

                                                                                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                               Заведующая

                                                                                                                                                                                                    Сайгина Е.Г. __________

Картотека дидактических игр направленных на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

                                                                                                                                                                                                              Воспитатель: КЛУШКИНА

                                                                                                                                                                                              Полина Сергеевна

2024 – 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр ранний возраст"

Картотека дидактических игр....

"Картотека дидактических игр ранний возраст"

Картотека дидактических игр младший возраст....

Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста

Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста. Составлена для использования на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста и в помощь воспитателям....

Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраст

Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраст....

картотека дидактических игр. ранний возраст

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста....

Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста

Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста1. Игры для развития тембрового слуха1.1. Весёлые молоточкиИгра на развитие чувства ритмаЦель: Развивать у детей представление о ритме, учить зап...

Картотека дидактических игр раннего возраста, направленных на восприятие цвета.

Картотека дидактических игр раннего возраста, направленных на восприятие цвета....