СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С НАРОДНЫМИ КУКЛАМИ
картотека

Колесова Елена Васильевна

Сборник дидактических игр с народными куклами творят чудеса: они веселят, обучают, развивают, воспитывают.

В игре с куклой ребенок реализует свой опыт, повторяет действия людей, которые его окружают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_didakticheskih_igr_s_narodnoy_kukloy.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Воздвиженский детский сад»Звездочка»

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С НАРОДНЫМИ КУКЛАМИ

Выполнила: Воспитатель. Колесова Е.В..

2022г.

Дидактическиеигры

Аннотация.

Сборник дидактических игр с народными куклами творят чудеса: они веселят, обучают, развивают, воспитывают. Данныеигры позволяютзакрепить с детьми представления о русских народных традициях и обычаях.Изготовлениерусских народных кукол-закруток, воспитывают у детей любовь к своей родине и интерес к родной культуре. В игре с куклой ребенок реализует свой опыт, повторяет действия людей, которые его окружают. Кукла выполняет разные роли: является помощницей, близким другом ребенка, с куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она помогает ребенку запоминать названия основных частей тела, а также названия предметоводежды.Спомощьюкуклыможнопоказатьребенкуразличныедействия – спать, бежать, прыгать и т.д.

Цель:приобщениедетейккультуресвоегонарода.

Задачи:

  • познакомитьстрадиционнойтряпичнойкуклой;
  • развиватьвнимание,память,мышление;
  • воспитыватьтворческийпотенциалдетей.

Дидактическаяигра«Календарькукол»

Кругили(пано),разделенныйначетыревременигодаидвенадцатьмесяцев.Каждому месяцу соответствует своя кукла, всего представлено 12 тряпичных кукол.Сундучок для хранения кукол.

Описание игры: Все дети сидят в кругу на ковре или стоят. Перед детьми Календарь народных кукол и сундучок с куклами. Ведущий-ребенок берет любую куклу и спрашивает у играющих детей: «Как называется эта кукла?», «В какое время года изготавливали эту куклу?», «Назови первый звук в названии куклы». Если ответ правильный, ребенок помещает куклу на календарь. Если ответ был неправильным, участникпропускаетход.Детииграютдотехпор,покавсекуклынебудутразмещены на календаре.

Дидактическаяигра«Соберирусскуютряпичнуюкуклу»

Цельигры:Обогащениепредставлениядетейорусскойнароднойтряпичнойкукле. Материал: Образец с изображением народных кукол; тканевые и кружевные заготовки, синтепон, вата, лыко, ленточки, тесьма, пряжа.

Игровоезадание:собратьизкусочковткани,пряжи,лыканародныетряпичныекуклы («Ангел Рождественский», «Масленица», «Пеленашка», «Веснянка», Зайчик- напальчик», «Малышок-голышок»)

Ход игры: 1. Игрок рассматривает образец, на котором изображены шесть русских народных кукол. 2. Выбрав образец любой понравившейся куклы, играющий должен нетольконазватькуклу,ноипредоставитьинформациюоней.#1047;атемсобратьее.4.

При сборке заготовки - кусочки ткани соединяются нитками, или пряжей, или ленточками. На голове завязывается платок, очелье или волосы из пряжи. 5. В дальнейшем,ребенокможетпроявитьфантазиюи выдумкувсоставлениисвоейуже куклы.

Дидактическаяигра«Узнайпоописанию»

Цельигры:Закрепитьзнаниядетейоизученныхкуклах.Воспитывать наблюдательность, внимание, умение различать кукол по признакам.

Игроваядеятельностьнародныекуклы:«Пеленашка»,«Веснянка»,«Крупеничка»,

«Ангелочик»,«Зайчик-напальчик».

Дидактическаяигра«Найдипару»

Цель: Закрепляем знания детей о народной тряпичной кукле, приобщение детей к культуресвоегонарода,закрепитьзнанияотрадиционнойтряпичнойкукле;развивать внимание, память, мышление.

Игровоеправило:Каждомуребенкураздаетсянаборкарточеквхаотичномпорядке.

Накарточкахизображенытрадиционныенародныетряпичныекуклыивполне

современныепредметы,действия,люди.Задачанайтисвязьмеждукарточкойскуклой и карточкой изображающей современный мир. Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех найдет пары и объяснит свой выбор.

Дидактическаяигра«Угадайнаощупькуколку?»

Цель:учитьнаходитьопределеннуюкуколку,используятактильныйметод исследования.

Дидактическаяигра«Назовиправильнокуклу»

Цель:закреплятьумениенаходитьнужнуюкуклусредидругих,обосновыватьсвой выбор, составлять описательный рассказ. Игровые правила: педагог поочередно расставляет куколок перед детьми, описывая характерные особенности каждой куколки, а дети отгадывают ее.

Дидактическаяигра«Чтобываетизсоломы,дерева,ткани?»

Игровые правила: дети берут куколку, смотрят на карточки, с изображением материалаизкоторогоизготовленакуколка.Выигрываеттот,ктопервымподберет элементы материала на своих карточках к определенной кукле.

Дидактическаяигра«Разложикуколправильно»

Игровыеправила:детямпредлагаетсяразложитькуколокпо месяцам.

Дидактическаяигра«Разрезныекартинки»

Цель:закрепитьзнанияовыразительныхсредствахкуклы,упражнятьвсоставлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал:дваодинаковыхплоскостныхизображениякуклы,одноизкоторых разрезано на части.

Игровыеправила:быстросоставитьизотдельныхчастейизделиевсоответствиис образцом.

Ходигры:Посигналупедагогадетисобираютизчастейизображениекакой-либо куклы. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Дидактическаяигра«Придумайсвоюкуклу»

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных кукол» Цель:учитьустно,описыватьвыбранныйпредмет(куклу),развивать сосредоточенность, речь - описание.

Игровые правила: точно описать предмет (куклу), который игрок хочет «купить». Ход игры: куколок выставляют на стеллажах в группе. Выбирается «продавец», остальныеиграющие–«покупатели».Онивыбираютпредметпокупки(куклу)иточно описывают ее «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?», «Что на шее куколки? (бусы), а в руках (ленточки),(колосья, серп), (мешочек с хлебом и солью)», «Из чего сделана куколка?»,

«Какоймесяцсоответствуеткукле?»ит.д.Когда«продавец»определит,чтоэтоза кукла, он продает ее. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Речеваяигра«Зайчики»

Игроваядеятельность:Ребёнокнадеваеттряпичнуюкуклу«Зайчика»науказательный палец одной руки. Пальцами второй руки выполняет движения по тексту («моет» ушки, лапочки).

Жили-были зайчики На лесной опушке. Жили-были зайчикиВбеленькойизбушке. Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки, Наряжалисьзайчики– Надевали тапочки.

Используя игровую мотивацию, тряпичную куклу Зайчик можно использовать в образовательномпроцессе.Представляювариантигры сдетьмираннеговозраста.

Народнаякуклаактивнодолжнавключатьсявтипичныедлястаршихдошкольников видыдеятельности(игра,продуктивныевидыдеятельности,чтениехудожественной литературы, музыкально-художественная).

Изготовлениенародныхкуколиигрысними,позволяютприобщитьдетейк традиционной культуре России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...

Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

Сборник дидактических игр, направленных на знание народных промыслов "Весёлая ярмарка".

Сборник дидактических игр, объединённых одним сюжетом,направленных на знание народных промыслов, декоративно-прикладного искусства....

Сборник дидактического материала по теме: "Кубанские народные игры в работе с дошкольниками"

Дидактические, подвижные, хороводные игры. Кубанские балачки. Кубаеские пословицы....

«Сборник дидактических игр по приобщению детей дошкольного возраста к народным промыслам»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средст...

Дидактическое пособие: «Тряпичные народные куклы в календарных праздниках и обрядах».

Данное пособие может широко использоваться педагогами в образовательной деятельности при знакомстве детей с историей обрядов, народных праздников, обычаев на Руси, для расширения представлений о време...

Наглядно - дидактическое пособие «Календарь народной куклы»

Ознакомление детей с историей русской традиционной календарной куклы, используя материал русского народного творчества....